Территория неизвестности
Фестиваль современной драматургии прошел во Владивостоке
Что такое современная пьеса и чем же она так отличается, допустим, от «Трех сестер» или «Ромео и Джульетты»? Ответ на этот вопрос могли найти для себя владивостокцы, которые побывали на II Тихоокеанском международном фестивале современной драматургии «Метадрама», что прошел в конце минувшей недели во Владивостоке на сцене Приморского театра молодежи.
Кстати, театр выступил – уже во второй раз – и организатором фестиваля.
– В течение года мы работали над тем, чтобы «Метадрама» выросла и из регионального события превратилась в действительно международное, – комментирует Игорь Селезнев, директор театра молодежи. – В прошлом году у нас были участники только из театров Приморья, а в этом году мы можем, не хвастаясь, сказать, что привлекли действительно известных, интересных режиссеров России. У нас участники из Уссурийска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Улан-Удэ, Москвы, Санкт-Петербурга, Южной Кореи, Малайзии…
В театре молодежи собралась молодая, динамичная, творческая команда, которая с интересом и энтузиазмом работала над фестивалем. Цель наша – вывести театр на новый уровень, используя в том числе и современную драматургию. Далеко не все театры России сегодня берут ее в работу. Я не спорю, что нужно аккуратно относиться к выбору пьес молодых драматургов (вот и мы перед началом фестиваля оговаривали вопрос нецензурной лексики в спектаклях с режиссерами), но и без нее нельзя. По опыту прошлого и нынешнего года мы точно можем сказать, что современная драматургия интересна не только молодежи (хотя на фестивале больше всего зрителей молодых), но и людям, которые просто любят театр и следят за его развитием. Поэтому мы не просто устроили читки, эскизы спектаклей, перфомансы, лекции и прочее, но и после каждого спектакля организовали прямое общение зрителей с режиссерами, когда каждый мог выразить свое мнение, задать вопрос, обсудить с режиссером его решение пьесы.
Во Владивосток для участия в «Метадраме» приехали такие известные молодые режиссеры, как Талгат Баталов, много работающий для Театра.doc, Дмитрий Волкострелов, создатель «Театра post», Виталий Дьяченко, уже знакомый приморцам по постановке «Убить камер-юнкера Пушкина» на малой сцене театра молодежи, а также профессор ГИТИСа, театровед Дмитрий Трубочкин, театральный критик Татьяна Джурова, известный драматург Иван Вырыпаев.
– Обращаясь к режиссерам – участникам фестиваля, я предлагала им самим выбрать пьесу для читки или эскиза, ту, которую им хочется, с которой они мечтали поработать, – добавила идейный вдохновитель фестиваля Виктория Костюкевич. – Так, чтобы в итоге чувствовалось, что это тот материал, который художнику приятен и интересен. Мы ни в коем случае не хотели выступать диктаторами, понимаете?
– Поясню. Вот у меня вообще пока что пьесы нет, – отметил Дмитрий Волкострелов. – Никакой. Не знаю, появится она или нет. Для меня как для режиссера важно понимание контекста, местного колорита, хоть какое-то чувствование того места, где я буду работать. Поскольку в основном я работаю в Москве и Санкт-Петербурге, то имею представление о том, что интересно жителям этих городов. Во Владивостоке же никогда не был и не мог привезти сюда какой-то материал, не зная, что здесь к чему и как… Я подумал, что имеет смысл – раз уж мы на фестивале работаем в формате лаборатории – поискать какие-то вещи, какие-то эксперименты себе позволить, поработать свободно. Сейчас я каждый день общаюсь с актерами, дышу воздухом Владивостока, вот и посмотрим, что в итоге получится, что сможем сделать. Возможно, пьесу мы напишем прямо в процессе вместе с актерами.
Формат театральной лаборатории в принципе похож на научную лабораторию, когда работают люди, делая что-то, что обывателю непонятно и что кажется абстрактным, создавая сейчас то, что пригодится и будет воплощено практически в массовое производство, например, только много лет спустя. Помните, как были открыты рентгеновские лучи, как изобретена микроволновая печь? Случайно, в процессе экспериментов в лаборатории. И от открытия до применения прошло довольно много времени. Так и творческая, театральная лаборатория – мы ищем то, что я, возможно, буду использовать через несколько лет. Какие-то ходы, приемы… И не только я. Вообще, лаборатория – такая территория неизвестности, где ты и правда не знаешь, что там будет обнаружено. Может, найдешь алмазы, а может, и вообще ничего. Но это и есть свободный поиск, это и притягательно.
Кстати, Игорь Селезнев заметил, что одним из итогов «Метадрамы» может стать появление в репертуаре малой сцены театра молодежи одной из пьес, выбранных режиссерами для работы в рамках фестиваля.
– Владивостоку, насколько я понимаю, давно пора перепрыгивать через этап «мы не знаем, что такое современная драматургия». Сегодня понятия «драматург», «драматургия» наполняются новым смыслом. Драматург уже не тот человек, который написал пьесу и ждет, когда ее поставят. Сегодня это люди, которые занимаются работой над спектаклем вместе с режиссером, художником и композитором. А это уже совсем другая история, – рассказал театровед Дмитрий Трубочкин. – Я с радостью приехал во Владивосток, ведь такой фестиваль – это живой процесс, когда результаты отступают на второй план и мы наслаждаемся наблюдением за процессом.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ