В тени равнодушных небоскребов

Владивосток, в который влюбляются, можно разглядеть, не задирая голову вверх

5 июнь 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4519 (6224) от 5 июнь 2019

Июнь – время начала активных пешеходных экскурсий по Владивостоку. В этом году экскурсоводы музея имени Арсеньева разработали несколько новых маршрутов, пройтись которыми будет интересно и полезно не только гостям приморской столицы, но и нам самим, живущим здесь. 

«Раньше Владивосток был этаким европейским щеголем во фраке. А сегодня он становится деловым, холодным бизнесменом в костюме, застегнутом на все пуговицы»

Что же это за маршруты и что такое особенное, чего мы не знаем о нашем любимом городе, они могут рассказать? Давайте отправимся на прогулку открытий прямо сейчас, на страницах «В»! А поведет нас Лариса Дударовская, экскурсовод музея имени Арсеньева.

Под фронтоном сквозь портал

– Новая экскурсия называется «В тени великих строек», – рассказывает Лариса Васильевна. – Она посвящена тому Владивостоку, который постепенно уходит из нашего восприятия, теряется в тени многоэтажных новостроек. Они постепенно заполняют исторический центр и закрывают собой то, что раньше было изюминкой нашего города. Это здания, построенные европейскими архитекторами в конце XIX – начале XX веков, те дома, которые делали и делают наш город островком Европы в Азии. Ведь именно на это и едут взглянуть наши азиатские соседи!

Отметим сразу, что маршрут экскурсии, которую разработала Лариса Дударовская, фактически не включает в себя визитные карточки Владивостока – такие магистральные, знаковые улицы, как Светланская и Алеутская. Об их истории рассказывают другие, посвященные именно им экскурсии. 

– Я веду туристов по менее известным сегодня, но от того не менее красивым уголкам центра города. Именно в них живет душа Владивостока – в небольших двориках, сохранившихся еще со старых времен, – поясняет экскурсовод. – В них человек расслабляется, отдыхает от суеты центральных улиц, от давления каменных монстров новостроек, от масштабности и величия мостов. В них все напоминает о главном, об истинных ценностях. Здесь можно гулять, не задирая голову вверх и в то же время наслаждаясь прекрасной архитектурой.

Начинаем мы маршрут, увы, с антитезы, так сказать. С дворика дома № 12 на улице Адмирала Фокина, где в советское время был Дом культуры имени Дзержинского. Три года назад это здание, точнее та его часть, что относится к улице Адмирала Фокина, пострадала от сильного пожара и с тех пор стоит без всякого ремонта. Рухнувшая крыша, выбитые окна, копоть… А ведь это историческое здание! 

Первоначально здесь стояла фанза, в которой Мэри Купер (первая жена того самого Карла Генри Купера) устроила первый в нашем городе театр. Позже фанза была снесена, на ее месте построили капитальный дом. В его художественно-образном решении использованы мотивы архитектурного направления ориентальный модерн с характерными декоративными приемами: волнообразный фронтон над входным порталом, прорезающие карниз пилястры, оконные сандрики с очертаниями крыши-пагоды. В этом здании в 20-е годы прошлого века располагались популярные увеселительные заведения: театры-кабаре «Аквариум», «Мулен Руж»… 

И вот я привожу туда туристов, мы смотрим на уникальное здание европейской архитектуры, пребывающее в плачевном состоянии. А затем – на дворик дома рядом, в котором расположился хостел и облагородил территорию. Сравнив эти картинки и сделав выводы, мы идем дальше по улице Адмирала Фокина дворами на Семеновскую, а оттуда – в Краснознаменный переулок. 

Каждый дом – с громким именем

– Этот переулочек просто кладезь аутентичной архитектуры. Тут каждый дом хранит историю! – продолжает Лариса Васильевна. – Здесь я рассказываю о Владимире Ирино Есиро. Владимир, известный японский композитор, родился в семье японского предпринимателя во Владивостоке и провел здесь детство. В 1927 году торговая фирма «Судзуки сетэн», в которой директором владивостокского филиала был его отец, обанкротилась из-за финансового кризиса, и семья была вынуждена вернуться на родину. В 1957-м Владимир Ирино Есиро стал одним из организаторов Института музыки ХХ века, а также фестиваля современной музыки. В 1970 году он возглавил Союз композиторов Японии и занимался этой работой на протяжении 10 лет. Его вдова Рейко Такахаси Ирино 20 лет поддерживала творческие отношения с Дальневосточной академией искусств, активно содействуя проведению творческих концертов, знакомя владивостокскую публику с японским музыкальным искусством. 

Мы идем дальше и вспоминаем первого владивостокского живописца Карла Каля, чьи картины покупал отец Владимира Ирино Торазо. Экскурсанты всегда удивляются, узнав о том, что не так давно семья Ирино передала картину Карла Каля Приморской картинной галерее… Да и судьба самого Каля тоже никого не оставляет равнодушным. 
Потом мы проходим к дому чуть выше в том же переулке, он был построен уже в советскую эпоху для китобоев. Заходим во дворик и говорим о том времени, тоже очень интересном, когда детство проходило во дворах, когда люди, жившие в одном доме, были своего рода общностью… 

Здесь же, в Краснознаменном переулке, есть еще несколько важных домов. Рядом, через дорогу, здание, в котором жил основатель медицинской службы ТОФ военврач 1-го ранга Василий Владимирович Полищук, а чуть выше – дом, в котором жил будущий классик советской литературы Александр Фадеев, когда был учеником реального училища… 

Красота – внутри 

– Далее мы идем мимо здания окружного суда, которое тоже восхищает своей архитектурой, и начинаем подниматься вверх по улице Уборевича. Заходим во дворик на перекрестке с Фонтанной, где новые владельцы старинных зданий сумели создать неповторимую уютную атмосферу, – ведет нас Лариса Дударовская. – Далее маршрут пролегает на улицу Пологую – участок от Уборевича до Океанского проспекта. 

Первая остановка у великолепно отреставрированного дома Михаила Суворова, который многие ошибочно называют домом Лангелитье. Еще в прошлом году казалось, что дом умирает, но его отреставрировали – и просто замечательно! Я рассказываю экскурсантам о Михаиле Суворове, меценате с большой буквы, человеке ярком и масштабном, строителе от Бога. 

Следующая остановка после череды хрущевских пятиэтажек у неприметного старого деревянного дома на каменной кладке. В этом доме жил первый главный врач первой городской больницы Владивостока Борис Перлин. Именно его усилиями молодой еще город получил свою первую лечебницу. 

Бориса Перлина выдворили с Сахалина за вольнодумство (к слову, о нем рассказывает в своей книге «Остров Сахалин» Антон Павлович Чехов), и он приехал во Владивосток. Здесь беспокойный доктор тоже развил активную деятельность, обращался к городской думе, и в итоге в городе был объявлен сбор денег на строительство городской больницы. И она была построена, пусть всего на 17 коек, но и это было громадным достижением! Мало того, Борис Александрович был инициатором проведения первой диспансеризации и вакцинации во Владивостоке. В общем, поразительный человек-подвижник… 

От дома Перлина мы идем к дому Скидельских – на Океанский проспект, 30. Со стороны проспекта у этого здания своеобразная мрачная красота, а вот со стороны улицы Уборевича – чудесный дворик. Там так уютно, так светло, тихо… И это очень красивое, монументальное здание, оно просто поражает туристов. 

Мы вспоминаем Лейбу Скидельского, предпринимателя от Бога. Основанные им предприятия, по сути, функционируют и сегодня, точнее, выросшие на их основе гиганты (масложиркомбинат в Уссурийске, цементное производство в Евгеньевке и так далее). 

А потом говорим о том, что в советское время в этом доме была коммуналка: перегородки из фанеры, общие кухни, нешуточные страсти. Я привожу эпизод из криминальной хроники того времени, когда жиличка в одной из комнат ворвалась к соседям и вдребезги разнесла их умывальник, звук которого мешал спать ее ребенку. И мы обсуждаем особенности жизни советского периода, когда те же коммуналки сближали людей на долгие годы, когда они и после расселения оставались друзьями…

Затем мы ныряем в подворотню дома № 26 на Океанском проспекте полюбоваться уникальной подпорной стеной, сложенной в начале прошлого века. Те, кто заходит в этот дворик впервые, просто теряют дар речи. Это грандиозная, в несколько этажей стена, сложенная поистине художественно. И очень спокойный, красивый двор. 
Здесь наша экскурсия заканчивается. В прекрасном дворе уникального города, который готов открывать свои сокровища тем, кто хочет их увидеть. Города, который красив не только снаружи, но и изнутри…  

Увы, как мне кажется, если раньше Владивосток был этаким европейским щеголем (и такой у него фрак, и другой), то сегодня он становится деловым, холодным бизнесменом в костюме, застегнутом на все пуговицы…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ