Из чего состоит город победившего автомобилиста?

В центре современного искусства «Заря» открылась выставка «Дерево Стена Машина», авторы которой – владивостокский художник, выбравший себе псевдоним Павел Шукупов, и московский арт-критик Аня Петрова – решили показать, как формируется городская арт-среда и каковы типичные арт-реалии приморской столицы.

4 июнь 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4518 (6223) от 4 июнь 2019

По словам организаторов, художники выделяют три составляющие морфологии Владивостока – куст-дерево, стену (кирпичную, бетонную или пластиковую) и автомобиль корейского или японского производства. «Город победившего автомобилиста», по мнению авторов, в российском урбанистическом ландшафте отличает разительный контраст природного, архитектурного и техногенного. Сопки поднимают многочисленные автомобили и большие деревья выше человеческого роста или опускают их далеко под ноги. Такие «виражи» на поросших травой или замусоренных склонах обеспечивают заезжему туристу необходимое напряжение и превращают для него обычную прогулку в опасное приключение.

Другая городская реалия – «стена», к примеру, три мозаичные стелы на улице Калинина авторства художников Алексея Онуфриенко и Анатолия Кацука. Сооруженные в 1980 году по заказу первого секретаря приморского крайкома КПСС Виктора Ломакина, эти монументальные панно были посвящены рабочим профессиям края: морякам, строителям, рыбакам. Сегодня находящиеся в стадии полураспада, с осыпающейся смальтой и обнаженным кирпично-бетонным основанием памятники позднесоветского модернизма демонстрируют умирание и осыпание уже следующего «культурного» слоя – граффити. «Руина», превращенная уличными художниками в полотно для собственного высказывания, становится немым укором городу – черные «слезы» изображенного на ней рабочего, написанные баллончиком по привезенной во Владивосток из Ростова-на-Дону смальте, «льются» на бетонные опоры стелы.

Городскую флору в выставочном проекте также символизирует живопись: абстрактные желто-зелено-розовые композиции художника Павла Шукупова складываются в крону большого дерева. Объекты, созданные из расходного материала шиномонтажа – покрышек, ранее «украшающие» город, а сегодня ставшие его «изгнанниками» (использовать шины в качестве дворовых клумб отныне запрещено). Они выглядят «гвоздями» экспозиции: «Ваза» с икебаной-сухостоем и «Лестница в небо» (навеянная «Бесконечной колонной» Константина Бранкузи) во многом found objects («найденные объекты»). Схемы построения подобных конструкций из использованных покрышек можно найти на улицах самого города.

Так, по мысли художников, городская ткань главного города Приморья складывается в сложный пазл, слоеный пирог исторических смыслов и их «забывания», инициатив и равнодушия, бытовых нужд и приспособлений, природы и цивилизации. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ