Побег, которого не было
Корреспондент «В» узнал секреты конвойной службы. Правда, не все
Во Владивостоке на прошлой неделе совершил побег опасный преступник, ранее неоднократно судимый, приговоренный к 15 годам отбытия наказания в колонии строгого режима. ЧП произошло на станции Первая Речка около 16 часов, в момент пешего конвоирования рецидивиста к спецвагону, в котором его должны были доставить к месту заключения сотрудники конвойной службы.
Каким-то неведомым способом преступнику удалось за доли секунды открыть замки наручников, после чего одному вооруженному конвоиру он нанес удар кулаком в лицо, другого оттолкнул и побежал.
Зона конвоирования – Приморье
Примерно через 15 метров беглеца догнала и повалила на землю служебная собака. Пес вцепился ему в руку и держал мертвой хваткой до тех пор, пока не подбежали конвойные и не скрутили осужденного. Сопротивляться было бесполезно…
В реальности никакого ЧП с осужденным уголовником на станции Первая Речка не было. Побег и задержание – инсценировка в рамках учебно-методического сбора начальников караулов и их помощников Управления по конвоированию ГУФСИН по Приморскому краю. «Спектакль» демонстрировался под прицелом объективов фотоаппаратов представителей СМИ, специально приглашенных на это мероприятие. Подобные учения проводятся один раз в полгода на территории железнодорожного депо Первая Речка. Переодетого уголовника изображал подготовленный сотрудник конвойной службы. Надо отметить, что за время тренировок «преступник» пытался убежать несколько раз и всякий раз его догонял русский черный терьер.
– Иного и быть не может. За 20 лет существования нашего управления от наших конвоиров не сбежал ни один подследственный и осужденный. К побегам, совершенным во время следственных действий или при сопровождении арестованного из следственного изолятора в суд, о которых периодически сообщает пресса, наше управление не имеет никакого отношения. Это проблемы конвойной службы из системы МВД. Наша задача – конвоирование спецконтингента по плановым железнодорожным и автодорожным маршрутам конвоирования. Мы конвоируем осужденных или содержащихся под стражей из СИЗО в исправительные учреждения, проще говоря, колонии, – рассказал «В» начальник управления полковник внутренней службы Валерий Шушпанов.
Зона действия вверенного ему управления – территория Приморского края до границы с Хабаровским краем. Но в прошлом году у сотрудников службы конвоирования ГУФСИН было два авиационных караула по маршруту Владивосток – Москва, которые также обошлись без происшествий. В прошлом году общая протяженность маршрутов конвойной службы ГУФСИН по нашему краю составила более 4 тысяч километров, перемещено 28567 человек, из них осужденных – 20819, подследственных – 7748. В пути следования и при обысках спецконтингента в специзоляторах было изъято 399 запрещенных предметов. Фактов задержек отправления поездов с железнодорожных станций по вине караулов по конвоированию не зарегистрировано.
Спецвагон в рекламе не нуждается
В краевом управлении ГУФСИН служат не только люди, но и их четвероногие помощники – немецкие овчарки и русские черные терьеры.
– Черные терьеры – выносливые, добрые, хорошо поддаются дрессировке и четко разделяют свое поведение на службе и в быту, домашней обстановке. С ними можно спокойно гулять на улице, общаться с детьми. На службе они меняют поведение: беспрекословно подчиняются командам, понимают, что делать, если преступник повел себя неадекватно. Но служебные собаки применяются у нас исключительно в крайних случаях, когда складывается нештатная ситуация, – поясняет полковник Шушпанов.
Так сложилось исторически, что конвойная служба – одна из самых сложных в тюремной системе. В Советском Союзе функции конвоирования выполняли внутренние войска, которых за цвет погон называли «краснопогонниками». Во время призыва на срочную службу первую партию призывников, самых крепких и самых выносливых, как правило, направляли в конвойную службу. Во внутренних войсках служил классик российской современной литературы Сергей Довлатов. И одно из своих произведений, повесть «Зона» (записки надзирателя), он посвятил годам срочной службы в армии.
С 30 декабря 1998 года в конвойной службе все сотрудники – контрактники. Требования к «служивым» по-прежнему очень серьезные, причем как на стадии отбора, так и во время несения службы. В первую очередь оценивается психологическое состояние кандидата и только потом – его профессиональные навыки.
Надо отметить, что информация о службе конвоирования ГУФСИН закрыта для обывателей, поэтому полковник Шушпанов ответил не на все вопросы журналистов, не имел права. К примеру, каким табельным оружием вооружены его сотрудники. Также под запретом информация о составе и численности караула при сопровождении спецконтингента по железной дороге. Зато он с явной гордостью рассказал о только что полученном железнодорожном спецвагоне для сопровождения спецконтингента. Несмотря на то что на спецвагоне новой модели красуется аббревиатура РЖД, его собственник – Министерство внутренних дел РФ. Краевое управление по конвоированию ГУФСИН использует его на договорных условиях. Надпись РЖД – для маскировки, чтобы не привлекать внимание, так как спецвагон передвигается в составе пассажирского поезда. И лишняя реклама ему ни к чему.
Здесь, как и в обычном вагоне, есть купе, но вместо двери решетка, также в наличии кухня с газовой плитой и холодильником, есть душевая комната. Пищу для личного состава караула во время следования готовит специально привлеченный повар, не сотрудник ведомства. Конвоируемые (по штатному расписанию их в спецвагоне не больше 64) получают сухой паек. На протяжении маршрута питание трехразовое, для сублимированных продуктов дают кипяток. Можно сказать, что горячей пищей спецконтингент обеспечен.
Нестандартные случаи исключаем
Не секрет, что среди спецконтингента встречаются женщины. Как известно, от тюрьмы и от сумы никто не застрахован. Требования по режиму содержания при конвоировании женщин и мужчин одинаковые, включая питание.
Разумеется, дамы конвоируются в отдельных камерах.
– В вагоне установлены инженерно-технические средства наблюдения. Я не могу раскрывать, сколько и где установлены камеры. Но скажу, что для начальника караула созданы все условия для контроля над ситуацией в камерах. Не выходя из своего помещения, он видит все, что происходит в вагоне. Все двери оборудованы сигнализацией, поэтому начальник караула видит и слышит любое несанкционированное открытие двери. Соответственно, может принять необходимые меры, – поделился тайнами караульной службы с корреспондентом «В» полковник Шушпанов. Конечно, в меру дозволенного.
К сожалению, Валерий Юрьевич не рассказал ни одного интересного, нестандартного случая из жизни Управления конвоирования ГУФСИН по Приморскому краю. По его словам, их не было.
– Мы стараемся их исключать. Наши сотрудники готовы в любой момент отреагировать на неадекватные действия спецконтингента, – улыбается полковник Шушпанов.
Автор: Сергей Кожин