Барьеры заменили на два миллиона норм и правил
Почему надо защищать интересы предпринимателей
Развитие экономики государства напрямую зависит от малого и среднего предпринимательства, уверена уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина. Накануне Дня предпринимателя она встретилась с корреспондентом «В» и рассказала, почему малые предприятия являются драйверами экономики, что мотивирует и что тормозит частную инициативу.
Большая доля малых компаний
По данным Крайстата, на 1 января 2019 года в Приморье зарегистрировано 105758 субъектов предпринимательской деятельности. Это общее количество субъектов предпринимательской деятельности. Но среди них есть так называемые мертвые предприятия, которые зарегистрировались, но не работают. Более ясную картину по субъектам малого и среднего предпринимательства дает реестр Федеральной налоговой службы РФ, в который заносятся компании, сдающие отчетность за последние два налоговых периода, то есть действующие. Так вот в нем на 10 января этого года значилось 89539 субъектов МСБ Приморского края, из них 47290 – более половины – индивидуальные предприниматели. На 10 мая 2019 года количество МСП подросло и составило 90953 субъекта. Причем 95,5 процента субъектов МСП в Приморье – это микропредприятия, в которых трудится до 15 человек. И такая структура малого бизнеса характерна для всего Дальнего Востока, поэтому уместно отметить, что в экономику округа «малыши» вносят существенный вклад.
– Чем обусловлен рост количества небольших предприятий?
– Мы ежегодно делаем оценку условий, в которых действуют предприниматели в Приморском крае и анализируем информацию по другим регионам. И видим: в субъектах ДФО отмечается снижение количества малых компаний, за исключением Камчатки и Приморья. В нашем крае на протяжении последних пяти лет количество субъектов МСБ только увеличивается. В этом году рост небольшой – полпроцента. Но все равно это положительная динамика, и не последнюю роль в этом сыграла реализуемая сейчас на Дальнем Востоке новая экономическая политика, предусматривающая различные преференции и налоговые послабления для частного капитала. Это в первую очередь создание режимов «Территория опережающего развития» и «Свободный порт Владивосток». Кстати, порядка 80 процентов резидентов последнего – это приморские компании.
– А дальневосточный гектар пользуется спросом у бизнеса?
– К сожалению, у меня нет информации о реализации этого закона, а также данных о том, в какой степени дальневосточный гектар влияет на развитие предпринимательства.
– На какую помощь могут рассчитывать предприниматели?
– Целевая федеральная программа по развитию предпринимательства претерпела кардинальные изменения. Если ранее она была нацелена на предоставление прямой финансовой помощи: субсидий, возмещения затрат и так далее, то сейчас – на создание различных инфраструктурных организаций, которые бы оказывали всяческую поддержку бизнесу.
В нашем регионе это прежде всего Приморский гарантийный фонд, который предоставляет поручительство малому и среднему бизнесу по кредиту, банковской гарантии, лизингу. Он хорошо и активно работает и по своим показателям вошел в список 15 лучших в Российской Федерации. Также в числе инфраструктурных организаций нашего края – Центр развития экспорта, который помогает приморским компаниям найти партнеров за рубежом, Инвестиционное агентство. В этом году юридически зарегистрирована и уже в мае планирует начать работу микрофинансовая организация Приморского края, которая будет выдавать предприятиям малого и среднего бизнеса льготные кредиты с государственной поддержкой под 7,75 процента. С 2009 года такая организация действовала только в Дальнегорске. Ее услуги были весьма востребованы, поскольку обеспечивали доступ к финансовым ресурсам малым компаниям, с кем неохотно работали коммерческие банки. Предприниматели давно уже просили расширить опыт дальнегорцев на весь край.
Кстати, в конце прошлого года во Владивостоке на Тигровой, 7 открылся центр «Мой бизнес», который под одной крышей собрал все краевые институты развития малого и среднего предпринимательства.
Предприниматели смогут здесь получить консультацию о государственных программах и льготах для бизнеса, выбрать подходящие для себя виды поддержки и оформить заявку для их получения. Вскоре там начнет работу Общественная приемная уполномоченного.
Хочу заметить, что зачастую, говоря о программах поддержки малого и среднего бизнеса, упоминают только Федеральную целевую программу, разработанную Минэкономразвития РФ. Но ведь действуют и отраслевые программы поддержки частной инициативы, в том числе и «малышей». Так, для компаний, работающих в аграрном секторе экономики, разработаны просто шикарные меры поддержки и федеральные, и региональные. Например, есть программа для начинающих фермеров, предусматривающая 10 миллионов рублей на развитие своего дела, причем это безвозвратные средства.
Или туристско-информационный центр Приморья взять – он не предусматривает денежную поддержку компаниям отрасли, но его помощь весьма ощутима. При создании любого турпродукта (или даже ресторана, ведь общепит тоже гостеприимный бизнес) необходимо вложить деньги в его раскрутку. А сейчас предлагается подать данные в ТИЦ, и информация может войти в разные справочники, рекламные буклеты, распространяемые ТИЦ. Например, в аэропорту гости города и края не пройдут мимо стойки с брошюрами о достопримечательностях Приморья и его столицы, гостиницах, точках общепита и с другой полезной для туристов информацией. Это очень хорошая поддержка для предпринимателей туристической отрасли. И наш ТИЦ, кстати, является лидером среди аналогичных структур в других субъектах.
Действуют и муниципальные программы поддержки предпринимателей, но они могут рассчитывать только на свои бюджеты, и понятно, что это весьма скромные средства.
Пустите «малышей» к госзакупкам
– Получается, что развитие предпринимательства во многом зависит от хода реализации государственных программ поддержки?
– Не совсем так. Одна из самых действенных мер поощрения частной инициативы – расширение рынка сбыта товаров и услуг через вовлечение субъектов малого и среднего бизнеса Приморья в конкурсы и аукционы на выполнение поставок для нужд государства, регионов и муниципалитетов. Это обеспечит краевым предприятиям гарантированный спрос на их продукцию, услуги, что само по себе важнее финансовой помощи.
Это понятно всем, но, чтобы упростить доступ малых компаний к госзакупкам, уполномоченные региональные и муниципальные власти должны провести очень большую и серьезную работу над формированием заказов не с точки зрения освоения средств, а именно в целях развития территорий.
А то ведь как бывает: субъект получает федеральные вливания на производство, допустим, каких-то работ. Согласно Федеральному закону № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ...» объявляется конкурс, который не ограничивает участников территориально. И зачастую выигрывают тендер подрядчики из других регионов. Они привозят в наш регион все свое – оборудование, материалы, технику, специалистов, и таким образом все деньги, предусмотренные на реализацию проекта, уходят из региона. В лучшем случае здесь остается какой-то продукт, объект. И хорошо, если качественный.
Но регион, думающий о развитии территории, должен принимать максимальные меры, чтобы все федеральные деньги, которые сюда приходят, здесь и остались. Такие меры не только активизируют развитие местного предпринимательства, но и позволят руководству региона стимулировать определенные отрасли экономики региона.
Поданные уполномоченным два года назад инициативы в этой сфере (одна из них – по каталогу товаров и услуг, производимых приморскими предприятиями) не приняты в реализацию. Но ведь если не принимать протекционистских мер, поощряющих местное производство, то мы так и будем, к примеру, возить сладости для новогодних подарков из центральных регионов страны, а местные кондитерские фабрики будут тихо угасать. И это касается всех предприятий Приморского края. Себестоимость товаров и услуг, производимых в нашем регионе, выше среднероссийской. Из-за отдаленности территорий тихоокеанской России транспортные издержки у нас больше. Энерготарифы одни из самых высоких, фонд оплаты труда на 60 процентов выше среднего по стране, поскольку включает северные и дальневосточные надбавки. Если не поддержать местных предпринимателей, то их товары и услуги будут неконкурентоспособны. Яркий пример, который сегодня все обсуждают, – крайне тяжелое положение на приморских птицефабриках. А ведь этого удалось бы избежать, если бы региональные отраслевые органы власти больше были озабочены решением проблем местных товаропроизводителей и предпринимали бы реальные действия в их поддержку.
Правда, сейчас есть надежда на успешное решение этой задачи: нынешний губернатор края Олег Кожемяко выразил твердое намерение работать в этом направлении.
Но предприниматели и сами должны научиться использовать все возможности для расширения рынка сбыта своих товаров и услуг, и они сегодня есть. Например, на реализацию национальных проектов в Приморском крае сейчас предусмотрено более 700 млн рублей, 1,2 млрд рублей – на реализацию программы «Мой дворик». Предприниматели не просто могут претендовать на эти деньги, но их к этому активно призывает региональная власть. На прошедшей накануне краевой конференции «Бизнес у моря» первый вице-губернатор Приморья Вера Щербина еще раз это подчеркнула и призвала предпринимателей быть активными, развивать необходимые для реализации всех программ производства и направления. Например, при обустройстве тех же придомовых территорий требуются детские игровые площадки, скамейки и другие малые архитектурные формы. Для реализации других программ и проектов иные товары и услуги. Об этом, на мой взгляд, надо сегодня подумать предпринимателям, это действительно большой ресурс для бизнеса, в том числе малого. Уполномоченный, со своей стороны, будет информировать предпринимателей об имеющихся возможностях и готов оказывать всяческую поддержку при реализации таких проектов.
Когда согласия нет…
– Раньше предпринимательскую активность россиян сдерживали высокие административные барьеры. А на что бизнесмены жалуются сейчас?
– Да, сейчас идет мощная поддержка частной инициативы государством – финансовая, инфраструктурная, принимаются хорошие законы. Но при этом с каждым годом ужесточаются нормы для тех, кто решился открыть свое дело. У нас более двух миллионов требований к бизнесу. В Казахстане порядка 30 тысяч. Причем новые правила и стандарты, требующие финансовых вливаний, порой идут вразрез с введенными ранее. Например, почти пять лет назад была введена система «Платон» для взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн, в том числе для борьбы с нелегальными перевозчиками. Сейчас в Госдуме обсуждается законопроект о введении реестра перевозчиков. За вхождение в этот список придется платить. Авторы инициативы уверяют, что реестр позволит выявить нелегитимных грузоперевозчиков. Но ведь и «Платон» позволяет это сделать. Надо лишь интегрировать его с базой данных ГИБДД, налоговой и вычленить тех, кто постоянно перевозит грузы на оформленном на физлицо автомобиле и не платит налоги за ведение предпринимательской деятельности. Но, видимо, ведомства не хотят нагружать себя лишней работой, проще составить еще один реестр и заставить перевозчиков платить за него…
Или возьмем торговлю. Например, с 2016 года в целях борьбы с контрафактным алкоголем розницу обязали ежедневно передавать данные о продажах спиртного в ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Для этого магазины закупили соответствующую контрольно-кассовую технику. Сам аппарат, установка, обучение, программирование и подключение обходились в среднем порядка 50 тысяч рублей. С июля 2017 года обязали отправлять электронные версии чеков в налоговую инспекцию, для этого нужно подключить все кассы к сети Интернет. И тут выяснилось, что прикупленные для ЕГАИС кассы не всегда подходят для формата онлайн.
Предпринимателям пришлось раскошеливаться на новое оборудование – самые простые онлайн-кассы стоят около 18 тысяч рублей. Но через год объявили о новой инициативе правительства – обязательной маркировке ряда товаров. Начали с табака, и с июля 2019 года продавать маркированный табак в рознице можно только с использованием считывающего эту маркировку сканера. И тут снова выясняется, что те кассы по 18 тысяч не годятся для передачи данных о продаже маркированного табака – не подходит сам аппарат, его сканер. Придется покупать новую технику…
И масштабы подобных расходов предпринимателей на самом деле будут только расти, ведь планируется вводить маркировку белья, парфюма, обуви, одежды, всего бытового текстиля. Но и это еще не все. Обсуждается возможность маркировки продуктов. Но ведь с июля 2018 года розницу обязали фиксировать продажи продуктов животного происхождения в информационной системе «Меркурий», чтобы исключить контрафакт. Вопрос, будет ли продумана совместимость уже закупленной техники с требованиями к оборудованию для передачи данных маркированных продуктов, вызывает уже сомнения.
Да, все эти нововведения влекут благую цель – обеспечить безопасность товаров и услуг для населения. Но условия внедрения всех инициатив вызывает недовольство предпринимателей. Ведь этих ненужных трат можно было бы избежать, если бы ведомства, разрабатывая новые правила, учитывали ранее введенные нормы и возможности уже используемой контрольно-кассовой техники.
Инициатива поощряема
– В конце апреля в Москве прошла XIII Всероссийская конференция бизнес-омбудсменов, на которой уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов вручил вам награду за активное участие в нормотворческой деятельности на региональном уровне. За что вас хвалят?
– За полезные инициативы. Вообще, сложилось трио нормотворцев, постоянно генерирующих законодательные инициативы и успешно продвигающие их на федеральном уровне. Это Приморье, Забайкальский край и Свердловская область.
Один из примеров прошлогодней инициативы – предложение о продлении налоговой льготы для частных медицинских учреждений. Суть в том, что работающие в режиме свободного порта Владивостока медицинские учреждения имеют хорошие преференции, что делает нерезидентов СПВ неконкурентоспособными. На эту несправедливость обратил наше внимание руководитель одной из глазных клиник Владивостока. Осенью прошлого года я выступила с инициативой о продлении льготы нерезидентам СПВ, затем она была поддержана предпринимательским объединением, и сегодня уже есть соответствующее поручение президента РФ.
В этот раз на Всероссийской конференции уполномоченных я снова высказала ряд инициатив, одна из них касалась необходимости расширения перечня видов бытовых услуг, которые можно оказывать без применения онлайн-касс.
Вообще, отмечу, что за последние пять лет институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморье было выдвинуто 78 предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере защиты прав, 55 предложений в адрес органов региональный власти, 20 предложений для рассмотрения на муниципальном уровне. Все это с целью улучшить бизнес-климат в регионе. Кроме того, если права предпринимателя нарушены, он может обратиться за помощью к приморскому бизнес-омбудсмену.
– День предпринимателя в этом году приходится на воскресенье, 26 мая. Что бы вы пожелали предпринимателям?
– Успехов в развитии бизнеса, конечно. Веры в себя и свое дело! Здоровья, благополучия, инициативы и предприимчивости!
Кстати
Предприниматели могут пригласить уполномоченного для участия в проверке для дополнительной гарантии соблюдения своих прав и законных интересов. Для этого необходимо отправить заявление в свободной форме по адресу электронной почты: ombudsman@primorsky.ru. За дополнительной информацией можно обратиться в приемную по телефону 8 (423) 241-20-01.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО