Сердечные тайны детей

Можно ли защититься от синдрома внезапной смерти

22 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4512 (6217) от 22 май 2019

Время от времени в СМИ появляется пугающая информация: на соревнованиях, на занятиях по физкультуре, просто на уроке ни с того ни с сего умер ребенок. Казалось бы, здоровый, нормальный ребенок, ничем, кроме простуд, не болевший… 

Мы часто слышим, в том числе и от врачей, что причина таких трагедий в том, что некоторые органы в период чересчур активного роста просто не успевают за организмом и не справляются со своей задачей. По словам главного внештатного детского кардиолога по Приморскому краю Марины Столиной, большая часть этих трагических случаев связана с заболеваниями сердца. Дело не в том, что организм не справился или получил неадекватную нагрузку – в таком случае возможен срыв, но он не приведет к летальному исходу. Для трагедии должны быть определенные причины. Чаще всего сердечная патология. Именно поэтому подобным трагедиям дали определение внезапной сердечной смерти (ВСС).

 Нагрузки во время занятий спортом (или физкультурой) могут послужить спусковым механизмом для остановки сердца, но, как отмечают кардиологи, вовсе не являются ее причиной. 

«Я всегда повторяю постулат: здоровое сердце просто так не остановится. Здорового человека с реально здоровым сердцем сколько ни нагружайте, он внезапно не умрет, – цитирует портал «Медуза» доктора медицинских наук руководителя Центра синкопальных состояний и сердечных аритмий у детей и подростков Леонида Макарова. – Поэтому надо забыть все эти разговоры о том, что детей якобы перегружают на уроках физкультуры. Погибают только те дети, у которых был какой-то дефект (в работе или структуре сердца), не выявленный при жизни».

Синдром большого сердца

– На одном из первых мест стоит серьезная патология – гипертрофическая кардиомиопатия. Это заболевание (часто обусловленное генетически), при котором увеличивается мышечная оболочка сердца, что создает сложности с сокращением мышцы. Отсюда возникновение жизнеугрожаемой аритмии, – поясняет корреспонденту «В» Марина Львовна.

– Наличие аритмии не всегда повод пугаться – любая ситуация вызывает ответ сердечно-сосудистой системы. Вы встали – и сердце отреагировало: частота сердечных сокращений увеличилась. Посмотрели остросюжетный фильм – и вот опять частота сердечных сокращений изменилась. Включился симпатический отдел нервной системы, и она стала более активно работать. Это физиологический стресс, он заложен природой и для жизни не опасен. 

А детская аритмия и вовсе имеет свои особенности. Пока ребенок растет, в аритмической деятельности сердца принимает участие не только сердце, но и центральная нервная система, вегетативная нервная система. По мере взросления человека работа этих систем становится более стабильной. В частности, синусовая аритмия в детском и подростком возрасте вполне возможна и не является патологией.

Но жизнеугрожаемая аритмия – это нечто иное. Это целый ряд нарушений сердечного ритма, которые могут развиваться по врожденным, наследственным или иным причинам, что подразумевает в итоге возникновение аритмий, которые могут закончиться летальным исходом. Так вот аритмия – это лишь один из симптомов гипертрофической кардиомиопатии. 

Среди прочих – ощущение сердцебиения или перебои в области сердца, жалобы на боли в сердце, повышение давления, головокружение, обмороки…

Однако сложность заболевания в том, что оно на протяжении долгого времени протекает практически бессимптомно. Лишь в некоторых случаях могут появляться некое неудобство и неприятные ощущения в области груди. 

– Казалось бы, развитие сердечной патологии так или иначе, но должно как-то себя дать знать в процессе взросления ребенка. Оказывается, не всегда. Если нет критериев четкого наблюдения за спортсменами, то и самочувствие может долго сохраняться нормальным, – поясняет доктор Столина. – Умерший во время кросса 12-летний ребенок занимался спортом, не жаловался на сердце, но вскрытие показало, что его сердце превышает норму в полтора раза! Родился он с такой патологией или же изменение произошло в течение жизни, пока неизвестно. Одна из версий говорит о том, что есть дефекты генов, которые вызывают неконтролируемый рост миокарда, и этот рост можно выявить в любом возрастном периоде.

Надежда на диагностику

Это заболевание можно диагностировать по электрокардиограмме. ЭКГ может показать мерцательную аритмию в тот момент, когда она есть, а также другие изменения. 

ЭКГ – самый первый способ, позволяющий получить общую оценку работы сердца. При возникновении любых нарушений сердечно-сосудистой системы это будет видно на диаграмме ЭКГ. Однако в случае с кардиомиопатиями пока еще не выявлено признаков, точно указывающих на развитие этой болезни.

Еще один метод диагностики (более точный) – эхокардиография (УЗИ). И если ЭКГ отображает ритмическую работу сердца, то УЗИ показывает структуру сердца: есть или нет порок сердца, воспалительные процессы или изменение структуры миокарда.

Заболевание детей гипертрофической кардиомиопатией – проблема общая для всех регионов. Трудно сказать, стали ли дети чаще болеть или врачи стали чаще диагностировать эту патологию. Не случайно в последние годы диагностика заболеваний сердца в детском возрасте стала более тщательной: в месяц жизни младенцам обязательно делают УЗИ сердца, затем в год, в 6 лет и в 15 лет – ЭКГ.

Болезнь, которой у нас нет?

Другое заболевание, также являющееся одной из частых причин ВСС, – синдром удлиненного QT-интервала.

«По данным за 2016 год, в Америке 20 % случаев остановки сердца у детей школьного возраста были обусловлены синдромом удлиненного QT-интервала. Он считается распространенным: один случай на две тысячи человек. Таких детей в пять раз больше, чем детей с лейкемией, которые у всех на виду. Проблема в том, чтобы выявить это заболевание: первый приступ в большинстве случаев становится и последним», – вновь цитирует «Медуза» руководителя Центра сердечных аритмий у детей Леонида Макарова.

Данные американских исследователей подтверждают слова Макарова: около 1/5 части всех случаев ВСС у детей 3–13 лет приходится на синдром удлиненного QT-интервала, чуть меньше случаев происходит из-за других аритмий. У людей в возрасте 14–24 лет, по данным американских кардиологов, в качестве причины ВСС чаще встречаются аритмия и врожденные пороки сердца.

Леонид Макаров отмечает, что синдром удлиненного QT-интервала, который в Америке находят у одного подростка из двух тысяч, в России вообще почти не диагностируется, хотя его можно увидеть на ЭКГ. «Проблема нашей медицины – детских кардиологов, педиатров – в том, что болезней с удлиненным QT они тотально не видят. Плохо знают критерии измерения, оценки. Я много езжу по стране, и есть целые регионы, где нет ни одного больного синдромом удлиненного QT. Я приезжаю в регион, там областная конференция, собирают всех кардиологов из области, я задаю вопрос: «Сколько у вас больных с синдромом удлиненного QT?» А мне в ответ: ни одного, – рассказывает Макаров. – Другая проблема: на вскрытии это заболевание не поставишь. Когда в морг попадает такой ребенок или взрослый (а взрослые тоже умирают от этого синдрома), на вскрытии обычно пишут банальную фразу «смерть от острой сердечно-сосудистой недостаточности». Но этот термин означает механизм смерти, а не его причины. Так-то все умирают от острой сердечно-сосудистой недостаточности…»

Виновата ли физкультура?

Вы удивитесь, но согласно наблюдениям учителей физкультуры физическая нагрузка на уроках не то чтобы не стала больше, она даже сократилась. 

– Да, вновь были введены нормативы ГТО. Честно скажу: нормативы на золотой значок ГТО по сравнению со стандартными нормативами урока физкультуры 10–15-летней давности даже до пятерки недотягивают, – утверждает учитель физкультуры владивостокской школы № 17 Иннокентий Васильев. – Правда, если сравнивать с обычным современным уроком физкультуры, сдача норм ГТО – процесс более тяжелый, но он не обязателен. Дети их сдают по желанию – в том случае, если, допустим, хотят усилить свои шансы при поступлении в вуз (золотой значок ГТО – это еще один дополнительный балл при поступлении).

– В 2017 году на основании участившихся случаев ВСС среди детей и подростков вышел приказ, согласно которому всех спортсменов при допуске к тренировке, соревнованиям необходимо обследовать. В том числе сделать ЭКГ, УЗИ. Те же требования распространяются на школьников, решивших сдать нормы ГТО, – рассказывает Марина Столина. – Так вот после введения этого приказа и массового обследования спортсменов было выявлено достаточно много патологий.

Но самое непонятное – это поведение тех родителей, у чьих детей-спортсменов обнаруживается при обследовании сердечная патология, а они тем не менее на свой страх и риск оставляют ребенка в спорте.

Речь, понятное дело, идет об обследовании детей, серьезно занимающихся спортом. И все эти предосторожности не работают для тех школьников, чьи занятия спортом ограничены лишь уроками физкультуры. Кроме того, для ВСС вовсе не обязательна серьезная физическая нагрузка: одна из последних трагедий во Владивостоке произошла на обычном уроке, и никакая физическая активность прецеденту не предшествовала.

Поэтому логичнее всего, наверное, взять ребенка – вне зависимости от того, занимается он спортом или нет, – и пойти с ним на обследование. Да, именно так – озаботиться самим, не надеясь на, честно скажем, очень формальные школьные медкомиссии, которые к тому же бывают далеко не в каждой школе и не каждый год.

Ну, допустим, ответственные родители сделают УЗИ сердца ребенку и, не дай бог, обнаружится патология. Что дальше?

– После поликлинического скрининга, если появилось подозрение на заболевание, ребенка кладут в стационар на кардиологическую койку, где он проходит более тщательное обследование. А дальше уже определяется тактика лечения: либо медикаментозное, либо оперативное, – объясняет доктор Столина. – Само проведение лечения является очень сложным и требует от пациентов и врачей немало терпения. Но, согласитесь, лучше максимально обезопаситься, чем продолжать жить на пороховой бочке…

Справка «В»

Внезапная сердечная смерть чаще наступает у взрослых людей, наибольшая смертность – у мужчин в возрасте от 45 до 75 лет. ВСС особенно подвержены спортсмены. Некоторые современные исследователи полагают, что первым зафиксированным случаем неожиданной смерти от остановки сердца можно считать гибель древнегреческого воина Фидиппида, который в 490 году до н. э. якобы пробежал без остановки от Марафона до Афин, чтобы сообщить о победе над персами.

По данным американского педиатра-кардиолога Стюарта Бергера, в мире ежегодно насчитывается от 0,5 до 2,5 случая ВСС на 100 тысяч детей. Центры по контролю и профилактике заболеваний США регистрируют в год около 1,5 случая ВСС на 100 тысяч человек моложе 25 лет. Есть данные, что смертность в США может быть значительно выше, до 20 случаев на 100 тысяч детей. 

В России, если верить данным министра образования Ольги Васильевой, смертность детей на уроках физкультуры составляет 1,4 случая на 100 тысяч школьников.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО