Звезда за кошелек

Житель Владивостока награжден золотой медалью Героя Труда РФ за восстановление дедовского способа добычи рыбы

22 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4512 (6217) от 22 май 2019

Звание Героя Труда Российской Федерации присвоено Сергею Антонову, руководителю направления промышленного вооружения и такелажа группы компаний «Доброфлот». Торжественная церемония награждения состоялась 29 апреля в Кремле. Золотую звезду нашему земляку вручил Владимир Путин. За всю постсоветскую историю Российской Федерации это седьмая церемония вручения звезды Героя Труда России, второй по значимости государственной награды после Героя России. И впервые в списке награжденных представитель рыбной отрасли Приморья. 

Примечательно, что вместе с Сергеем Ивановичем эту высокую награду получили артист театра Вахтангова Василий Лановой, заместитель генерального директора завода «Красное Сормово», создатель торпедного вооружения для стратегических подлодок Николай Жарков, адыгский поэт, писатель и переводчик Исхак Машбаш, сотрудница железнодорожной станции Инской в Новосибирской области Ольга Бочкарева. Это люди разных профессий, и живут они в разных концах России, но их трудовая деятельность, как отметил президент РФ на церемонии, направлена на благо и процветание нашей страны. 

Рыбацкая удача не каждому светит

По большому счету, золотая медаль Героя Труда РФ – закономерность в трудовой биографии 65-летнего Сергея Антонова. В 1981 году его заслуги на нелегком рыбацком поприще были отмечены медалью «За трудовую доблесть», в 1986-м – орденом Трудовой Славы 3-й степени. В 1988 году он стал лауреатом Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве. В 2015-м нашего героя наградили медалью Росрыболовства «За заслуги в развитии рыбного хозяйства России» 2-й степени.

Как сказал бы в данном случае поэт, дорогу жизни Сергея Ивановича освещает счастливая звезда рыбака. И во всех начинаниях ему сопутствует фортуна: без поддержки этой капризной дамы труженикам моря нет резона забрасывать невод. В нашей истории – кошельковый. Поскольку именно за воссоздание на добывающих судах этого орудия лова, почти забытого российским промышленным рыболовством, а также за разработку и внедрение прогрессивных методов добычи рыбы, прежде всего скумбрии и тихоокеанской сардины иваси, Антонов удостоен звания Героя Труда. Как сказано в указе президента РФ, за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Так, например, под руководством Антонова в рыболовецком колхозе «Новый мир», что по соседству с Большим Камнем, был восстановлен и модернизирован цех по ремонту и пошиву орудий лова. Фактически с ноля он обучил работников технологии изготовления промвооружения и расширил штат специалистов до 60 человек. Сегодня реанимированный цех специализируется на ремонте и изготовлении разноглубинных и донных тралов и траловых мешков. 

Иваси любит нежность 

В 2016–2017 годах, когда в акваторию Тихого океана спустя четверть века вернулась сардина иваси, Сергей Иванович отправился на промысел отлаживать кошельковым неводом промысловую схему добычи этой вкусной и ценной в потребительском смысле рыбы. На тот момент ему было 62 года, и он мог бы уйти на пенсию или спокойно работать на берегу, но настоящему рыбаку без моря никак. Да и в рыбной отрасли больше ценится опыт, чем молодость. 

Неугомонный Антонов выходил в море, чтобы на практике применить и передать свои знания рыбакам. Воссозданный им советский способ ловли сардины иваси взял на вооружение весь российский рыбопромысловый флот, и отличные результаты добычи не заставили себя долго ждать. Уже в августе 2016 года пошли первые крупные уловы, а в сентябре в магазинах появились пресервы и консервы иваси, которые не залеживались на прилавках. Жители Приморья соскучились по этой вкусной рыбе. 

– Преимущество иваси в высоком содержании жира омега-3. Но это же качество донельзя усложняет ее промысел. Традиционные тралы, которыми мы до этого пользовались, не позволяли сохранять потребительскую ценность нежной рыбы из-за сильного механического воздействия на улов. Иваси нельзя, как другие сорта рыбы, поднимать на борт и транспортировать в трюме. Вот здесь свою особенность и показал промысел кошельковым неводом: пойманная рыба остается в воде в живом виде, как в аквариуме. Это позволяет сохранить потребительские качества продукции из иваси, – пояснил корреспонденту «В» Сергей Иванович.

Отказался от «Советской России» ради трала

В прошлом году выловы сардины тихоокеанской под непосредственным руководством Сергея Ивановича более чем на 95 процентов обеспечили производство готовой продукции из этой рыбы. 

Вряд ли он мог мечтать о таких результатах своей работы в далеком 1973 году, когда после окончания Азербайджанского рыбопромышленного техникума начал работать мастером добычи в управлении производственных флотилий «Дальморепродукт» во Владивостоке. 

 Отработав по распределению учебного заведения, через три года Антонов мог вернуться в родной Баку, где его ждали родители. Но, как уверяет рыбак, у него и мысли не возникало расстаться с Дальним Востоком.

– Я был в числе лучших студентов техникума, поэтому на распределении мне предоставили право выбора места работы. Выбрал знаменитую китобойную флотилию «Советская Россия», хотя мог остаться в Астраханском пароходстве. Но, когда приехал во Владивосток, в отделе кадров Владивостокской базы тралового флота (ВБТРФ) мне предложили пойти на траловый флот. Согласился и никогда о своем решении не жалел, – вспоминает Сергей Антонов. 

После четырех лет работы фотография молодого специалиста тралового мастера Сергея Антонова уже красовалась на Доске почета ВБТРФ среди других передовиков производства. И в этом же 1977 году он женился и получил от предприятия квартиру. Пусть малогабаритную, но это уже была своя крыша над головой. И признание руководством его профессионализма. 

Сделано в море

– Последний раз мы выходили на добычу иваси в 1992 году. Потом этой рыбы не стало, она ушла неизвестно куда. Даже ученые не могут ответить, куда она уходит и почему циклично возвращается через 25 лет. Не исключено, что под влиянием теплого течения Куросио. Поэтому о кошельковом способе ее добычи благополучно забыли на четверть века. Правда, кошельком ловят не только сельдь иваси, но и тунца. До 1995 года я работал на тунце в Индийском и Тихом океанах. 

В середине 2000-х, работая в «Востокрыбпроме», Антонов привез из Ирландии способ откачки рыбы из кошелька с помощью насосов. В этой далекой северной стране он пробыл два месяца, регулярно выходя в море на одном из рыбодобывающих судов в качестве стажера, где и изучил доселе неизвестный россиянам процесс промысла.

– Для нас это была новая технология добычи рыбы. Но сейчас этот метод успешно повсеместно применяется. В позапрошлом году наша компания специально купила судно под этот вид лова, отремонтировала его. И в прошлом году выходили на промысел сельди, скумбрии и иваси, уже высасывая рыбу из кошелька в танки судна, где она охлаждается от ноля до минус четырех градусов и может быть на борту судна до пяти суток, прежде чем ее сдадут на рыбоперерабатывающую базу. Такой метод позволяет добыть много рыбы, – говорит Сергей Антонов. 

С ирландскими коллегами посланец из Владивостока сразу нашел общий язык. Для общения и освоения нового вида промысла Антонову хватало имевшихся знаний английского языка, плюс помогала жестикуляция на пальцах. 

Рыболовное судно, на которое временно трудоустроился Антонов, считалось большим, с мощностью двигателя 10000 лошадиных сил. Экипаж – 12 человек. Для такого парохода это небольшая команда. 

– Мы ловили скумбрию и ставриду. По промыслу рыбы я все знал, в этом плане для меня ничего нового не было. Мне надо было изучить новую технологию работы насосами. Это была основная моя задача. Что мне понравилось, так это условия работы и отдыха рыбаков. Прежде всего у них у всех новые суда. Я работал на пароходе, которому было всего 4 года. Но на следующий год его собрались продавать. Спрашиваю зачем. Отвечают, что он сейчас на гарантии, а через пять лет гарантия заканчивается и им такое судно не нужно. Мы, говорят, его продадим и купим новое, – рассказывает рыбак, вспоминая почтенный возраст наших рыбодобывающих судов. 

Несмотря на то что за российским специалистом был закреплен номер в местной гостинице, большую часть свободного времени он проводил на судне. 

– В море мы выходили самое большее на неделю. Как-то я решил постирать и остался на пароходе, здесь была стиральная машина. Узнав об этом, капитан дал мне амбарный ключ: мол, будешь уходить – закрой двери. «Мы рыбу сдали и пошли домой», – говорит он. «А как же пароход, дизель-то работает?» – спрашиваю. «Ничего с ним не случится, – отвечает. – Судно работает на автомате, он же на гарантии». В другой раз, когда команда ушла, а я остался на судне, капитан попросил встретить электриков: «Они придут поменять лампочки. Ты же знаешь, где они не горят. Покажи электрикам». «Хорошо, – отвечаю. – Покажу». Представляете, они даже сами лампочки не меняют! И действительно, скоро пришли электрики, поменяли лампочки и ушли. Настолько ирландцы доверяют друг другу, – смеется Сергей Иванович. 

Когда он поинтересовался заработками своих ирландских коллег, те ответили: на жизнь им хватает. Но сколько точно в евро, не сказали. И Антонов уточнять не стал. 

Сходи посмотри…

Надо отдать должное нашему герою, рассказывая о промысле кошельковым неводом, Антонов не тянул одеяло на себя. По словам Сергея Ивановича, заняться новым-старым методом добычи рыбы его сподвиг руководитель компании Александр Ефремов. Однажды он обмолвился, что китайцы в океане вроде бы активно ловят иваси. 

– Сергей Иванович, сходи в море, посмотри. Мы дадим тебе два парохода и плавбазу «Всеволод Сибирцев». Может, ничего и не получится, но проверить надо, – попросил Александр Владимирович.

Отметим, что на тот момент у предприятия кошелькового невода не было. А вот рыба в море была: приборы показывали большие косяки скумбрии и иваси. Пришлось ловить ее парным тралением. Вернувшись домой через полтора месяца, Сергей Иванович сказал: на следующую путину надо готовить кошелек. Причем невод не закупать, а изготовить самим. Что и было сделано в сетепосадочном цеху бывшего колхоза «Новый мир». 

По рыбацким прогнозам, проверенных временем, иваси снова уйдет от берегов России через 20–25 лет. К счастью, не навсегда. Поэтому будущим российским рыбакам кошельковый невод надо держать наготове, чтобы потом не изобретать велосипед. 

Автор: Сергей КОЖИН