Почему инвестиции забуксовали на пути к проектам

На предстоящем юбилейном ВЭФ будут устранять барьеры

22 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4512 (6217) от 22 май 2019

Анализ экономического и социального развития Дальнего Востока за прошедшую пятилетку будет дан на V Восточном экономическом форуме, который пройдет 4–6 сентября во Владивостоке. Об этом недавно заявил заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

«Далеко не все хотят быть представителями обычных рабочих профессий, хотя нередко «синие воротнички» зарабатывают очень неплохо и имеют хорошие профессиональные перспективы»

«В цифрах мы имеем прирост туристического потока, но на деле это слабо сказывается на развитии экономики города и региона, поскольку часть денег приезжающих работает на нужды их экономики»

Во-первых, настала пора подвести итоги кропотливой работы, проведенной и федеральным центром, и на местах, по возрождению тихоокеанской окраины России. А во-вторых (чего уж тут скрывать), объемная дальневосточная программа явно пробуксовывает и не дает ожидаемого результата. Президент страны Владимир Путин в последнее время несколько раз негативно высказывался на эту тему. 

С главой государства солидарно местное население, ведь каких-либо позитивных изменений в своей жизни люди до сих пор не почувствовали, отток жителей на запад продолжается. Как и раньше, отсюда бегут наиболее квалифицированные кадры, которых и раньше не хватало. 

Бизнес по-прежнему останавливают проблемы с инфраструктурой и дефицит специалистов, а также закрытость азиатских рынков для российских товаров с высокой добавленной стоимостью. Иностранные инвесторы так и не поверили в привлекательность вложения своих средств в экономические проекты на нашей территории.

Поэтому, как ни крути, назрел серьезный разговор.

Конечно, никто не будет махать шашкой и рубить повинные головы, но найти новый подход или изменить действующие правила игры в концепции развития Дальнего Востока все-таки придется.

Китай интересуется нами. На 2 %

Наиболее ярким и характерным примером служит ситуация с соседним Китаем. «В» напоминает, что IV ВЭФ в прошлом году посетил председатель КНР Си Цзиньпин. Уж, казалось бы, более откровенного намека для субъектов крупного бизнеса Поднебесной на географию инвестиционных вложений и придумать сложно. Однако ведущие финансовые игроки соседней страны не повелись на четко обозначенный тренд. 

Все наиболее значимые проекты в Дальневосточном федеральном округе можно пересчитать по пальцам одной руки. 

Недалеко от Благовещенска строится нефтеперерабатывающий завод, в возведение которого наши партнеры вкладывают более 100 миллиардов рублей. Его продукция станет прямым конкурентом для отечественной нефтяной отрасли и поможет сбить завышенные цены наших монополистов на бензин и солярку.

Еще один миллиард китайские друзья вложили в возведение высокотехнологичного комплекса по переработке древесины в готовую продукцию и пиломатериалы в соседнем с Приморьем регионе. Изделия из Хабаровского края целиком пойдут на экспорт в страны АТР.

Благодаря льготным условиям свободного порта Владивосток под Артемом появилось предприятие по крупноузловой сборке грузовиков и самосвалов китайских марок. Такие же заводы, к слову, открылись в Карачаево-Черкесии, Татарстане и Калининградской области. За будущей продукцией уже выстроилась очередь. 

Можно еще вспомнить несколько мелких проектов. В их числе выращивание морепродуктов, переработка рыбы, выращивание женьшеня, выпуск продукции из кедрового ореха, производство дальневосточной лягушки, создание тепличных хозяйств, планируется строительство гостиничных комплексов и казино. 

Не густо. Особенно если перевести эти проекты в реальные деньги. В других регионах России объемы инвестиций в несколько раз превышают дальневосточные показатели. 

Кстати, о деньгах. В прошлом году впервые в истории торговый оборот между Россией и Китаем перевалил за отметку в 108 миллиардов долларов США с положительным сальдо у нас за счет поставок углеводородного сырья. Эта цифра озвучена лидерами двух стран, она понятна и подтверждена статистическими данными. С инвестициями все гораздо сложнее. Министр коммерции КНР Гао Хучэн в феврале 2017 года называл показатель накопленных за долгие годы инвестиций в России в 42 миллиарда зеленых. Китай вложил в Россию менее 2 % всех своих иностранных инвестиций. Сами понимаете, что на Дальневосточный федеральный округ приходится минимальный процент.

– Китайские инвесторы не хотят брать на себя коммерческий риск, а хотят госгарантий, – недавно с горечью признал гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков.

К неработающим программам добавят новую

А как же наша власть реагирует на сложившуюся ситуацию – внешнеэкономическую и внутреннюю социальную? По всей видимости, вполне бодро. Поскольку предстоящий форум на острове Русском будет подан с элементами торжественности и праздника в честь пятой годовщины ВЭФ. 

К осени, по словам полпреда, будет детально изучен каждый национальный проект. «Мы должны понять, как на Дальнем Востоке улучшится система образования, какие цели поставлены в дорожном строительстве, жилье, медицине. Каждое направление мы сейчас обсуждаем с ответственным за него профильным министерством, – подчеркнул Юрий Трутнев. – Мы должны доложить людям, как изменится их жизнь. Вопросы по каждому направлению – здравоохранению, социальному обеспечению, образованию, спорту, культуре – стоят достаточно остро».

К сентябрю 2019 года будет сформирована Национальная программа развития Дальнего Востока до 2025 года, которая должна объединить мероприятия федеральных проектов и госпрограмм, долгосрочные отраслевые планы ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов. При этом она должна содержать предметные конкретные измерения и показатели. Среди ключевых направлений новой нацпрограммы – обеспечение опережающей динамики в социальной сфере, включая жилье, ЖХК, транспортную доступность, здравоохранение, культуру и спорт, а также развитие экономики и науки. Принять ее планируется на V ВЭФ.

– В этом году Восточный экономический форум будет юбилейным, пятым. Это накладывает на нас большую ответственность. Мы должны подвести итоги: что произошло с самого первого форума на Дальнем Востоке. Некоторый опыт, как мне кажется, накоплен, есть результаты, которые можно анализировать. Некоторая часть моделей, созданных для Дальнего Востока, может быть использована для развития Арктического региона, – отметил полпред Трутнев.

А вот корреспондент «В» задается вопросом: интересно, сколько семей навсегда покинут Дальний Восток во время работы очередного форума?

Дорогу осилит идущий

Проблема инвестиционной привлекательности Приморского края и всего Дальнего Востока России  если и не самый главный, то один из основных вопросов, связанных с перспективами развития региона. За комментарием корреспондент «В» обратился к председателю Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексею Тимченко.

– Алексей Павлович, что необходимо делать для того, чтобы привести капиталы в экономику региона?

– Работать. Работать всем ответственным за это направление официальным лицам.

Поскольку нынешняя модель так и не принесла долгожданных плодов, власть внедряет новые преференции. Так, на прошлогоднем ВЭФ первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Тырцев объявил о новых льготах для инвесторов. С 1 октября 2018 года срок рассмотрения электронной заявки на получение статуса резидента ТОР сокращен с 15 до 5 дней. С 1 января нынешнего года Минвостокразвития России запустило механизм субсидирования затрат на выплату процентной ставки по инвестиционным кредитам до уровня 1 % в год. Посмотрим, принесут ли эти нововведения отдачу.

– Как на экономику региона влияет рынок рабочей силы? Может, стоит пересмотреть миграционную политику в сторону максимального привлечения на работу местных жителей и ограничения миграционных потоков в интересах жителей Приморья? 

– Вопрос этот сложный. Но директивно управлять рынком рабочей силы в условиях рыночной экономики нельзя, тут необходимы комплексные меры для нормализации ситуации. Проблема мигрантов связана как минимум с двумя аспектами – с социально-экономическими условиями жизни в регионе с точки зрения местных жителей, которые, естественно, должны быть высокими, и с необходимостью создания привлекательности для населения, чтобы оно не покидало край. 

Плюс нужна работа учебных заведений – средних специальных и высших, которые должны готовить адекватное количество разнопрофильных специалистов пропорционально нуждам экономики края. На сегодняшний день, к сожалению, тут есть над чем работать, поскольку налицо переизбыток представителей одних специальностей и нехватка других. Важны и демографическо-психологические аспекты: далеко не все хотят быть представителями обычных рабочих профессий, хотя нередко так называемые синие воротнички зарабатывают очень неплохо и имеют хорошие профессиональные перспективы. 

Несите ваши денежки…

– Какие отрасли экономики края на сегодняшний день можно считать наиболее перспективными для привлечения инвестиций?

– Тут перспектив много, но я бы разделил все по приоритетам. 

Во-первых, это крупный национальный или международный бизнес. Тут интересны производственные проекты в рамках уникальных экономических режимов ТОРов и порто-франко, а также крупный агробизнес с экспортно ориентированной составляющей. 

Еще одно направление в этом разделе – «большая логистика» применительно к импортно-экспортным операциям и транзиту грузов. Примером могут служить апрельские переговоры во Владивостоке нашего президента и лидера Северной Кореи. Приморский край находится на сосредоточении евроазиатских караванных путей: либо это транзитный коридор через северокорейский порт Раджин, либо это выход на наши железные дороги и перспективное соединение железных дорог Севера и Юга Кореи с нашими транспортными системами. 

Во-вторых, это крупный бизнес уровня региона: это строительные проекты, это возможность для местных производств и сферы услуг. 

В-третьих, это малый и средний бизнес – вот тут пока потенциальных возможностей довольно много, но по части их реализации, к сожалению, не все так радужно и оптимистично. Основные перспективы для этого сектора предпринимателей связаны с растущим въездным туристическим потоком, который пока крайне слабо работает на создание синергетического эффекта в экономике региона – я имею в виду, конечно же, создание новых рабочих мест в отдельных секторах экономики края. 

Простейший пример – обслуживание прибывающих в край туристов. Нередко речь идет о том, что они, находясь тут, используют ситуацию в своих экономических интересах: питаются в своих кафе этнической кухни, с ними работают свои же соотечественники-экскурсоводы, которые в реальности крайне мало знают об истории и культуре Владивостока и Приморья. 

В итоге мы имеем двойственную ситуацию: в цифрах, точнее в числах, мы имеем прирост туристического потока, но на деле это слабо сказывается на развитии экономики города и региона, поскольку как минимум часть денег приезжающих работает на нужды чужестранной экономики. 

Вот тут как раз и нужно прилагать усилия по созданию соответствующей инфраструктуры для работы с иностранцами, я имею в виду весь необходимый комплекс: и создание туристических маршрутов, и подготовку необходимых кадров, и расширение перечня объектов туристического показа. Нужно в большей степени включать туда Владивостокскую крепость, памятники истории и культуры, сафари-парки и природные красоты. А гиды должны быть нашими гражданами и иметь специальную подготовку. И здесь нужно учитывать опыт передовых туристических центров, где гид – хорошо оплачиваемая профессия, к которой в то же время предъявляется достаточно много требований.

– Как обстоит ситуация со специальными экономическими режимами, предназначенными как раз для привлечения в край инвестиций – ТОРами и порто-франко?

– Тут в целом есть немало трудностей, в том числе связанных с объективными обстоятельствами и причинами. Прежде всего я имею в виду проблему инфраструктуры. Мониторинг показывает, что мероприятия по созданию необходимых площадок, дорог, подводу электрических и инженерных сетей идут медленнее, чем планировалось изначально. В крае, как недавно было публично заявлено, на эти цели из бюджета будет выделено около полумиллиарда рублей – это позитивный тренд, от которого зависит многое. 

– Одна из сфер привлечения инвестиций – наука и технологии. Это одна из традиционных сфер в развитых экономиках, где финансируются наиболее перспективные для внедрения технологии и стартапы на этапе первоначального развития. Каковы в этом отношении перспективы здесь, у нас?

– Тут пока сложно делать репрезентативные оценки. С одной стороны, немало информационных поводов в этой части генерируют крупнейшие вузы региона, и делают они это достаточно регулярно. С другой стороны, пока мы не видим качественной опоры на мнение и возможности предпринимателей региона, а также отчасти и возможности академической науки нашего края. 

Думаю, что мы должны в большей степени в этом отношении использовать тот геоэкономический потенциал, который есть на сегодняшний день у Приморья. Я имею в виду потенциал природных ресурсов и тайги, дикоросов, а также технологии, связанные с этим: производство медикаментов, биологически активных добавок, экологически чистых продуктов и так далее. Тем более что спрос на подобные товары в развитых экономиках стабильно растет. 

Достаточно неплохие перспективы и в сфере услуг. Ну, к примеру, если мы возьмем туризм, то это возможности создания электронных и интерактивных сервисов туристической навигации, оцифровка наиболее перспективных объектов туристического показа в пределах Владивостока – тут тоже достаточно много возможностей.

Гладко было на бумаге

– Что, на ваш взгляд, на сегодняшний день является фактором, негативно влияющим на инвестиционный имидж региона?

– Их несколько. Есть общероссийские и местные проблемы. Одна из основных на сегодняшний день (она условно имеет две составляющие) – в части непонимания бизнесом и отдельными органами или представителями власти важности создания для предпринимательской среды условий максимального благоприятствования в деятельности. 
Первая составляющая – это вопрос так называемой регуляторной гильотины. Гильотина – это необходимый принцип регулирования сферы предпринимательства, когда в буквальном смысле отсекаются ненужные, устаревшие или избыточные требования к деловой среде. Эта проблема общероссийская, и касается она в основном получения различных разрешений и согласований, а также иных требований к деловой сфере.

Вторая составляющая – это чрезмерная фискальная нагрузка на бизнес, когда в отношении хозяйствующих субъектов осуществляется просто неимоверное количество проверок и иных контрольных мероприятий со стороны самых разнообразных государственных контролирующих и прочих органов, при этом непонятно, кому же в конечном счете от этого лучше. По этому поводу в нашей профессиональной среде бытует довольно много тематических анекдотов. 

Приведу один. В Сингапуре бизнес устроен так, что открыть фирму можно за 10 минут, причем дистанционно, используя соответствующий интернет-сервис. У нас бизнес, причем абсолютно законный, могут закрыть за 10 минут, а в некоторых случаях могут закрыть и самого бизнесмена… 

Анекдот анекдотом, но в реальности история действительно грустная. Хотя нельзя не отметить, что в целом есть понимание этого на высшем государственном уровне и соответствующие поручения контролирующим органам даются. 

Что касается проверок, то тут тоже не все ладно. Предложений много, но одно из очевидных – сопоставлять количество проверок в отношении конкретных бизнес-единиц с результативностью их работы. Если компания или индивидуальный предприниматель работает эффективно, на него или нее нет серьезных, фактурных жалоб, нет вопиющих нарушений с их стороны, то и не трогайте их, как минимум не планируйте проверки такого бизнеса в принципе.

Еще одно наше предложение – определить условный инвестиционный барьер. Это может быть сумма вложений в экономику края, скажем, 100 миллионов рублей. При превышении такого барьера инвестор должен получать персонального куратора из числа сотрудников краевых институтов развития, например, инвестиционного агентства, который будет постоянно помогать ему в решении любых возникающих вопросов, в том числе будет ускорять разрешительные и административные процедуры, ведь именно они являются основными факторами риска. 

  Вообще, чем более сплоченны будут предприниматели и чем больше будет степень их взаимопонимания с властью, тем лучше будет для развития региона. Без комплексных подходов и сотрудничества бизнеса и власти инвестиционную привлекательность региона качественно повысить не удастся. И мы работаем над этим…

Автор: Николай КУТЕНКИХ