Продлить жизнь резцом и стамеской
Выставка, которая готовилась 12 лет, открылась в приморской столице
«От сказки до Пасхи» – так называется выставка, работающая в Доме-музее семьи Сухановых. Невероятным образом удалось ее автору – мастеру резьбы по дереву Юрию Гаврикову – в двух небольших залах собрать работы, которые одновременно заставляют улыбнуться и внутренне собраться, задуматься и удивиться, восхититься проработкой мелких деталей и масштабностью творческого замысла.
И точно передать каноны
– Юрий Валентинович, вы занимаетесь резьбой по дереву уже 30 лет. Это ваша первая выставка?
– Вторая. Первая была еще в начале 90-х прошлого века в музее Арсеньева.
– Ого, какой перерыв…
– Резные работы делаются долго, кроме того, многое я делал на заказ. Вот так и получилось, что набрать материал для второй выставки было очень сложно. Пять лет назад понял, что хочу сделать еще одну, и прекратил продажу работ. В итоге в экспозицию вошло то, что сделал за это время, несколько вещей из фондов музея имени Арсеньева и несколько работ из частных коллекций.
– Здесь много деревянных икон…
– Мне это интересно. Икона в какой-то мере сложнее в изготовлении, чем просто резная работа, а кроме того, когда работаешь над иконой, не нужно вымучивать из себя что-то, пытаться обязательно самовыразиться, показать себя, главное – создать икону по канону.
На каждую икону существует прорезь, то есть устоявшееся требование к ее виду, и я работаю именно по канону. Каждый раз изучаю, какая атрибутика у этой иконы, какие требования к ней, потом подбираю парк фотографий старинных списков и уже на этой базе делаю икону. Очень люблю брать в качестве образца творения Андрея Рублева.
– А от чего вообще зависит ваш выбор?
– Трудно ответить. Душевный порыв – прозвучит пафосно… Когда хочется сделать икону, ты не просто так хватаешься за дерево и резцы, а задумываешься, созреваешь, что ли, пока приходит понимание, какую именно икону будешь резать. Именно поэтому никогда не беру заказы на такую работу. Только по внутреннему порыву. Я часто возвращаюсь к Казанской иконе Божией Матери, к Владимирской – мне хочется их вырезать, вот второй раз сделал «Троицу» Рублева.
– И работа эта невероятно сложная, я так думаю.
– «Троицу» делал полгода с перерывом в работе в 12 лет…
– Сорт дерева для конкретной работы выбираете вы или работа диктует?
– И то и другое. Если берусь за миниатюру, то для нее идеален самшит – исключительно твердое дерево. Если режется нечто большее, то предпочитаю липу. Вообще, люблю работать с этим деревом, потому что оно одно из самых теплых. Для работ, которые я делаю, важно, чтобы дерево не имело ярко выраженной текстуры. А липа именно такая, универсальная. Подходит ко многим работам. Вот дуб – тот только для чего-то сурового, юное женское лицо на фактуре дуба не вырежешь.
– А цвет древесины вы меняете?
– Тонирую практически всегда, за редким исключением, потому что это подчеркивает рельеф, снижает зависимость работы от освещения. Понимаете, нетонированную работу нужно обязательно размещать под специальным источником света или искать для нее особое в доме место. А у тонированной работы возможностей для размещения в интерьере гораздо больше. Ну и еще дело в том, что чистое, не покрытое ничем дерево смотрится очень приятно только первое время, а потом оно темнеет, становится пятнистым и смотрится неприлично. А на тонированном дереве старость смотрится как благородная патина.
– Вы как-то обрабатываете дерево, защищая от жучков, например?
– Нет. Я изначально правильно выбираю дерево – без каких-либо следов жучка. Понимаете, жучок всегда прогрызет дырочку в древесине, и это нужно предвидеть и такой материал не брать в работу. Что же касается защиты от влаги, например, то я покрываю свои работы натуральным пчелиным воском. У него бактерицидные свойства, и он дает дереву возможность храниться долго.
– Ваши жанровые, сказочные работы – откуда приходят их сюжеты?
– Когда как. Вот хотелось сделать работу по мотивам Васнецова. И не просто копировать его работу, а именно вдохновившись им, создать свое. А бывает и иначе. Как-то раз я завершил большой сложный заказ и решил просто отдохнуть. Играя, вырезал жабу. А она оказалась такая фактурная, живая и яркая, что развил тему – и получилась работа «Жена не рукавица». В общем, все по-разному.
– Как бы вы определили главный посыл выставки?
– Это очень русская выставка. И мне бы хотелось, чтобы люди выходили отсюда с пониманием, с ощущением того, что нас всех объединяет – вне зависимости от социального положения, намешанных кровей – душа русская.
В мастерской всегда работа найдется
– Ваша биография – биография военного человека. А в какой момент вы почувствовали в себе эту тягу к творчеству?
– Давно было… Лепить любил с детства, потом стал выстругивать, стал пробовать разные материалы – мрамор, кость. Но в итоге победило дерево. Во-первых, его легче достать. А главное – дерево меня восхищает тем, что оно живое. Вот кость – мертвый материал, а работы из дерева оставляют ощущение живого тепла. Почти всегда меня спрашивают, если показываю свои работы: а потрогать можно? Пожалуйста, отвечаю.
– Вы сказали, что дерево легче найти… У вас нет проблем с материалом?
– Больше 10 лет назад я купил на лесопилке много леса и пользуюсь им по сей день, а три года назад еще полкуба липы прикупил, точнее, мне помогли это сделать мои товарищи.
– На выставке вы показываете также инструменты резчика. Вы их покупаете или делаете сами?
– И так, и так. Некоторые хитрые резцы просто не делают фабричным способом, их делаю сам. А большую часть покупаю, сейчас проблема только одна – чтобы денег хватило на достойный инструмент, в том числе кованый.
– А мастерская резчика – она какая?
– Светлая. Это главное требование. А так… И на балконе можно многое делать.
– Вы работаете в любом настроении?
– Я иду в мастерскую в любом настроении – ко мне туда приходят люди, я должен быть на месте. А если нет вдохновения, всегда можно заняться чем-то еще, в мастерской всегда работа найдется.
– Работа резчика продлевает жизнь?
– Любая подобная работа продлевает жизнь, потому что голова всегда работает, а руки заняты мелкой моторикой, что тоже очень полезно. Ну а дерево всегда еще и теплом своим, жизненной энергией делится.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ