По Светланской гнались за поросенком…

В преддверии 30-летия газеты «Владивосток» журналисты вспоминают самые яркие эпизоды редакционной жизни

16 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4509 (6214) от 16 май 2019

Культурный обозреватель «В» Любовь Берчанская и редактор газеты «Утро Востока» Тамара Калиберова, отдавшая газете «Владивосток» 15 лет своей трудовой жизни, встретились в студии утреннего эфира радио «Лемма», посвященного грядущему юбилею нашего издания. 1 июля «Владивостоку» исполняется 30 лет. И сотрудники «В», бывшие и действующие, вспоминают и перелистывают самые интересные страницы газетной жизни.

Текст на все случаи жизни

– У радийщиков есть такое поверье: стоит один день попробовать себя на радио, и ты влюбляешься в это дело до конца жизни. С пишущими журналистами такая же история?

Берчанская: У меня скорее так: стоит один раз попробовать и, если что-то не получается, попробовать еще и еще раз, пока не поймешь, что ты можешь сказать людям что-то интересное и гораздо большее, чем другие. Газета берет подробностями, акцентами, концентрированной информацией. Я могу сделать интервью, которое на радио длилось бы час, и сделать из него плотный текст с деталями, которые бы за этот час просто ускользнули бы от внимания публики. 

Калиберова: Это же касается и эмоций. Печатное слово передает эмоции не так, как радио или телевидение. Печатное слово, конечно, затягивает. Журналистика – это образ жизни. 

– Как меняется жизнь, когда ты становишься пишущим журналистом? 

Берчанская: Часто, когда я разговариваю с кем-то или просто становлюсь свидетелем какого-то события, которое мне кажется интересным, я ловлю себя на том, что пытаюсь придумать по этому поводу текст. Или представляю, как бы этот разговор или событие выглядели в газете, как бы я их описала. 

Калиберова: Со мной такая же история. Включение идет моментально. В компании друзей или коллег встречаешь вдруг нового человека, и он оказывается интересной личностью. Я стараюсь тут же взять его координаты, чтобы потом рассказать о нем читателям. О нем самом, о его истории или проблеме, которую нужно разрешить. 

Сделаны в СССР

– То есть любой человек, по сути, может стать поводом для статьи?

Берчанская: Из опыта моей работы, думаю, да. В жизни любого человека всегда происходит что-то интересное. Бывает такое, что к нам в редакцию приходит человек за призом. Выиграл в акции. Начинаешь с ним разговаривать, и вдруг выясняется, что он занимается живописью. И, оказывается, у него неплохие картины. А он самоучка. Это же интересно! 

Калиберова: Александр Блок говорил, что самое интересное для человека – это человек. В редакцию газеты «Владивосток» всегда приходило очень много писем. Их обычно расписывали по отделам. В 2006 году мне как-то попало письмо от Геннадия Романовича Косюка из Арсеньева. И этот читатель рассказывал, что он 30 лет носит костюм, сшитый на нашей владивостокской фабрике «Заря», и вспоминал, какие вообще классные вещи делали в СССР. Меня это письмо натолкнуло на идею создать конкурс «Сделано в СССР». 

От желающих отбоя не было! Люди писали нам письма, рассказывая о самых интересных вещах, которыми владеют. Например, кофейный сервиз, изготовленный в 1974 году ограниченным тиражом, потому что такой сервиз дарили Брежневу, когда он встречался во Владивостоке с Фордом. Была бутылка шампанского, которую не открывали 40 лет. Истории любопытнейшие. Рубрика затем продолжилась целой выставкой, акцией, перешла в новую рубрику «Семейная реликвия». 

Берчанская: Самое интересное – это человеческие истории. Наша акция «Мой личный Владивосток» пользовалась огромной популярностью. Мы начали ее, когда стало ясно, что наш город примет саммит АТЭС-2012, что его ждут масштабные изменения. В газету приходило много писем, в которых горожане делились воспоминаниями о жизни в 50-е, 60-е, 70-е годы. Я тогда подумала: почему бы не провести акцию, чтобы люди вспомнили старый облик Владивостока, в какие они ходили кинотеатры, какие рынки посещали и так далее? Акция длилась два года. Пришло очень много писем. Сейчас я их все подготовила, чтобы передать в музей Арсеньева как свидетельства о жизни прошлых лет. 

Самое интересное, что многие истории, которые мы опубликовали, сейчас ходят в Интернете, на них ссылаются краеведы. Например, популярна в Сети такая история: женщина написала нам, как купила на рынке на улице Уборевича, где сейчас находится телецентр, поросенка. Несли они с мужем этого зверя в мешке. В один момент он вырвался и рванул по Светланской: от ГУМа к кинотеатру «Уссури». Бежал, визжа и пища, сбивая по пути прохожих. Хозяева его схватили, сели в трамвай. Поросенок, естественно, издавал дикий визг. Их пришлось высадить. И супружеская пара несколько часов шла с животным пешком до бухты Тихой, где они, собственно, и жили. 

Калиберова: Люди – это душа города. У каждой семьи своя история. Я вспоминаю, как ко мне в редакцию «В» пришли две пожилые дамы. У них была какая-то проблема, связанная с коммунальным хозяйством. Я сидела, добросовестно все записывала. Надо сказать, что у меня есть два любимых направления в журналистике: это репортерство и исторические исследования. И тут случайно эти женщины обмолвились, что их тетушка была моделью – с нее художник Константин Маковский писал знаменитый портрет девушки в кокошнике. Я их останавливаю и говорю: вот с этого места поподробнее. В итоге мы и о бытовой проблеме рассказали, и описали историю героини картины «Девушка в кокошнике». 

Другие об этом не напишут

– Люди, которые только начинают писать, часто сохраняют свои публикации. Кто-то для зачета, кто-то на память. Вы свои газетные тексты храните?

Берчанская: Далеко не все. Я стараюсь все-таки быть самокритичной. Заметки, которые мне самой кажутся важными, которые могут найти отклик, стараюсь сберечь. Но сейчас все сохраняет Интернет. Бумага стареет, желтеет, рассыпается. Газета «Владивосток» присутствует в социальных сетях. Мы выкладываем наиболее интересные материалы в Facebook и Instagram. Это дает возможность сохранять публикации. Есть электронная версия газеты.

– Вы помните тот день, когда вам поступило предложение стать сотрудником газеты? Как это происходило?

Берчанская: В редакцию я пришла работать не журналистом, а корректором. То есть править тексты, расставлять в них запятые. И проработала в этой должности два года. Со временем начала делать заметки самостоятельно. Потом мне предложили перейти на должность журналиста. Решение было волнительным. По характеру я интроверт. Поэтому я не знала, смогу ли проявить себя, смогу ли разговаривать с людьми так, как того требует работа, не буду ли стесняться, бояться подойти к людям. Как выяснилось, журналистская работа меняет темперамент человека. Я по-прежнему остаюсь интровертом, но, когда нужно, могу и локтями поработать, и задать человеку неудобный вопрос в лицо.

Калиберова: Меня пригласили в газету «Владивосток», когда я работала в «Красном знамени». Надо сказать, «Красное знамя» пребывало тогда в очень непростой ситуации. Тем не менее я была ему предана, продолжала держать вахту, всячески откладывала переход. Но, повторюсь, времена были непростые. И в 1994-м я перешла сначала в газету «Тихий океан». Ее планировали делать по типу газеты «Неделя»: живые тексты с живыми историями и ситуациями. И я работала сначала там, вошла в новый формат. А потом, после «Тихого океана», перешла в редакцию «Владивостока».

Берчанская: Опыт «Тихого океана» был очень полезен. Материалы о людях, интересные исторические исследования потом стали визитной карточкой пятничного выпуска газеты «Владивосток». В нем же было создано множество масштабных проектов. Например, «Городоскоп». 

Калиберова: Проект «Городоскоп» мы запустили к 10-летию газеты. Ввели в нем обязательную рубрику «Я люблю Владивосток». В городе было очень много проблем. И этим проблемам газета посвящала много материалов. А в «Городоскопе» мы, наоборот, решили показать что-то хорошее. Там была и история, и заметки о людях. Это был яркий и позитивный газетный разворот. Мы говорили, что не замалчиваем проблемы, но должен быть и другой взгляд. Мы задавались вопросом: что мы можем сделать, чтобы жизнь в городе стала лучше, ярче, интереснее? Например, сегодня, готовясь к эфиру, я открыла старый номер «Владивостока» с «Городоскопом» и прочитала в нем заметку, посвященную местному художнику Владимиру Ганину. Этот художник создал замечательную картину «Город». У нее интересная судьба. Картину вывезли на выставку в Америку, а потом в Нью-Йорке ее подарили Михаилу Горбачеву на память. Сжатая, краткая репортажная информация, но вызывает интерес. 

Берчанская: В газете «Владивосток» было и остается главным показать то, чего читатель больше нигде не найдет. Детали и нюансы, полутона. Мы берем подробностями. Я, например, пишу о культуре и могу сказать, что читатели газеты узнают из моих текстов детали, которые больше нигде не звучат. Мы стараемся оставаться верными своему лозунгу «Человек в каждой букве». Чтобы наши материалы были и о людях, и для людей. 

Журналистское мужество 

– Как происходит специализация журналиста? Как вы поняли, что будете писать о том или ином направлении? 

Берчанская: Журналист должен уметь писать обо всем. Если редактор скажет, то куда деваться? У меня как-то само собой лучше всего получалось писать о культуре. Но не только о ней. В свое время я много писала о проблеме ВИЧ и СПИДа. Особенно мне запомнилось интервью с юношей по имени Джейсон. Это американский волонтер, который сам болел СПИДом. Он приезжал во Владивосток в начале 2000-х, когда мы только учились обращаться с этой темой. Он рассказал свою историю: как заразился, как узнал об этом, как живет с этим диагнозом. Материал назывался «Вальс со смертью». Я до сих пор его помню, потому что сам человек произвел на меня сильное впечатление. Он жил полной жизнью, несмотря на свое заболевание. Казалось, что это невозможно. Но он показывал пример, что все возможно, просто надо иметь силу духа. 

Калиберова: Работа в газете «Владивосток», можно сказать, изменила вектор моей жизни. Главной точкой можно считать декабрь 1997 года, когда я встретилась с Лариссой Андерсен. Это русская эмигрантка, известная поэтесса, танцовщица, одна из первых топ-моделей русского Китая. Она уехала из России в возрасте 11 лет. 40 лет прожила во Франции. Человек с очень интересной судьбой. Встреча с ней и созданный по итогу материал положили начало новой рубрике «Русские без России», посвященной восточной ветви русской эмиграции. Позже я выезжала в командировки во Францию. Иногда на три месяца. Жила в маленьком городке с Лариссой, мы вместе разбирали ее архив. Свой архив Ларисса Николаевна завещала мне. Там и письма, и ее сценические и подиумные наряды, в которых она дефилировала в Шанхае. 

– Люди культуры бывают очень чувствительны к критике, их легко задеть. Особенно когда вы пишете далеко не хвалебную рецензию на какой-то спектакль или книгу…

Берчанская: Один раз я написала даже не рецензию, а короткий комментарий в социальной сети, где честно призналась, что мне не очень нравится один спектакль. Если дословно, то это были слова «я не в восторге». И этого оказалось достаточно, чтобы человек сильно на меня обиделся. Я много раз сталкивалась с тем, что люди искусства очень трепетно относятся к своему творчеству. Как и я к своим статьям. Слушать критику трудно. И писать рецензии на спектакли – большая ответственность. Не потому, что ты задеваешь чье-то самолюбие, а потому, что понимаешь: это прочтут очень внимательно, вглядываясь в каждую букву. Иногда приходится говорить какие-то неприятные вещи.

Невозможно хвалить то, что хвалить невозможно.

Калиберова: Рецензия – это всегда взгляд одного профессионала на работу другого. Иногда эти профессионалы в жизни бывают друзьями, знакомыми, вращаются в одних и тех же кругах. Нужно иметь журналистское мужество, чтобы сказать в таких условиях то, что действительно думаешь. Без оглядки на то, как это может аукнуться. Это не всегда просто сделать. 

Автор: Евгений СИДОРОВ