В центре экспозиции – рабочий материал
Театральные афиши, макеты, наброски костюмов к таким любимым спектаклям, как «Чморик», «Алые паруса», «Капитанская дочка» и многим другим, можно увидеть на выставке «Катарсис», что работает в выставочных залах Приморской государственной картинной галереи на Партизанском проспекте, 12. Посвящена она Году театра в России и полностью состоит из работ известного приморского живописца, художника-постановщика Александра Арсененко.
В Приморской картинной галерее это уже третий проект, посвященный творчеству Александра Арсененко, художника, одинаково блестяще проявившего себя как в живописи, так и в станковой и книжной графике, ну и, конечно, в театрально-декорационном искусстве.
Как рассказали в галерее, решение о персональной выставке Александра не было случайным – кому, как не главному художнику-постановщику Приморья, представлять в картинной галерее края проект, посвященный Году театра в России. И, возможно, этот проект является самым театральным среди многочисленных выставок художника.
Многие из представленных работ экспонируются редко либо впервые, и это делает выставку действительно особенной. Впервые в одном выставочном пространстве удалось собрать такие работы художника-постановщика Александра Арсененко, как эскизы костюмов, афиши и макеты сценических декораций, а также живописные станковые произведения, связанные с театром.
– К Году театра в России картинная галерея решила сделать тематическую выставку и, что приятно, обратилась к моему творчеству. В театре ТОФ я работал 9 лет, неоднократно сотрудничал с театром Горького, театром молодежи, с театральным центром на Сахалине, – говорит Александр Арсененко. – Самое главное в моей работе – найти общий язык с режиссером. Сценограф не может творить так, как ему хочется и видится, он должен помогать режиссеру воплощать идею постановки. Мне повезло – с Романом Колотухиным, Лидией Василенко, Андреем Бажиным мы работали именно как партнеры, в одной команде. Андрей Бажин никогда не диктовал мне, а рассказывал свои ощущения, свои мысли… И в итоге получалась прекрасная работа. Когда же мне пытались говорить режиссеры: «Вот тут мне нужен стол, тут стул, понятно?» – я отвечал: «Это понятно, а вот зачем я вам нужен – нет».
– Почему на выставку были выбраны макеты только этих спектаклей? Ведь вы еще, например, «Волшебника Изумрудного города» в театре молодежи ставили, «Царя Салтана» в театре имени Горького, да и другие интересные работы были…
– Потому что макет – он для производства, для режиссера и цехов театра просто техническая вещь, рабочий материал, ну и относятся к нему соответственно. И многие макеты к премьере просто не выживают… Вот от «Царя Салтана» остался только эскиз костюма, который, кстати говоря, потом у меня превратился в картину.
Интересно, что практически никогда макет, придуманный сценографом, не реализуется на все сто процентов. Потому что, когда все переходит на реальную сцену, когда подключается художник по свету, многое приходится переделывать, от чего-то избавляться со слезами на глазах, а иногда придумывать что-то дополнительно…
– А в какой ситуации интереснее творить? Когда в театре есть машинерия, поворотный круг и можно воплотить любые идеи? Или когда многое не работает и надо буквально наизнанку выворачиваться, чтобы оформить постановку?
– Я еще студентом пошел работать в театр имени Горького. И тамошние мои учителя – особенно Ефим Табачников и Татьяна Сельвинская – часто говорили: «Чем беднее театр, тем сильнее и ярче должна работать голова у художника». Множество решений возникает именно тогда, когда надо выкручиваться. Но приятнее, конечно, работать, когда есть много возможностей.
– Важно ли вам, какой материал лежит в основе спектакля, какая пьеса?
– Очень! Хотя профессия художника-постановщика предполагает, что ты берешься за любую работу, за любой спектакль, если его включают в репертуар. И подчас работаешь на сопротивлении… У меня был такой случай с постановкой «Сиротливый Запад» в театре ТОФ. Ну не люблю я Макдонаха! Но за работу взялся, проникся, сделал спектакль. И отзывы были неплохие.
– А симпатия к режиссеру важна?
– Когда-то думал, что да, а сейчас думаю – нет, это ограничивает возможности, нужно работать с разными режиссерами и пробовать разное…
– Как вы выбирали картины, дополняющие выставку?
– Замечу, что живописные работы для выставки выбирали кураторы – сотрудники Приморской картинной галереи. Они обратились и в музей Арсеньева, и к своим фондам, и в частные собрания, и в итоге получилась, на мой взгляд, идеальная экспозиция. Даже больше скажу: вряд ли бы я сам сделал подборку произведений лучше… Несколько работ из фондов я увидел и встретил как старых друзей, так было приятно.
– Название тоже было придумано кураторами?
– Нет. Это Лариса Постернак, актриса театра молодежи, придумала. Здесь не только отсылка к моей фамилии, но и намек на мое старинное, со студенческих лет еще, прозвище: Арс. А по латыни, кстати, ars – искусство. Так что в названии много чего переплелось…
Думаю, основная цель выставки – показать работу, которая остается за кадром, ведь мало кто задумывается о том, откуда берутся декорации, почему они расположены так, а не иначе. Эскизы, наброски, макеты – все это рабочий материал, им пользуются цеха театра… Но если взглянуть шире, это и искусство. И «КатАРСис» это доказывает.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ