Обелиск займет законное место

Памятник павшим в Великой Отечественной не может пылиться у дороги

2 май 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4505 (6210) от 2 май 2019

Памятник работникам завода «Металлист», погибшим в Великую Отечественную, должен встать на свое место

Энтузиаст из Владивостока Виктор Лобанов больше 20 лет ухаживает за памятниками, посвященными Великой Отечественной войне, и корректирует ошибки, допущенные при их установке. Сегодня Виктору Павловичу уже 81 год. На днях он посетил редакцию «В», чтобы рассказать о непростой истории памятника работникам завода «Металлист», погибшим в сражениях Второй мировой. 

Куда занесло память

На этом обелиске выбиты фамилии 25 человек, среди которых и отец Виктора Павловича – Павел Иванович Лобанов, павший при защите Сталинграда.

Завода «Металлист» уже давно не существует. Сегодня на его месте на улице Арсеньева, 2 (рядом с Домом-музеем Владимира Арсеньева) строится высотный жилой дом в 40 с лишним этажей. Памятник, который раньше располагался на территории предприятия, в 90-х годах был вынесен за его пределы, поставлен у забора и с тех пор не там застыл. 

– Конечно, памятнику там не место, – сетует Виктор Лобанов. – Во-первых, с одной стороны стройка. На него оседает строительная пыль. Во-вторых, рядом начали прокладывать дорогу, которая пойдет мимо памятника. Тоже нехорошо. А главное, он там совершенно незаметен и смотрится как минимум странно. Его обнаруживаешь как бы внезапно. Я иногда прихожу туда, чтобы убрать, цветы положить. И прохожие останавливаются, смотрят, спрашивают, удивляются, как это такой памятник сюда занесло. 

Из бронзы – в камень

Памятник работникам завода «Металлист», погибшим в годы Великой Отечественной войны, появился на территории завода в 1970-х. Изначально он имел совершенно иной вид.

– Это было красивое монументальное сооружение, – рассказывает Виктор Павлович. – На бронзовой плите большими буквами были выбиты имена 25 работников, не вернувшихся с войны. Всего же, насколько я помню, на фронт ушли 43 труженика завода. Среди них был и мой отец Павел Лобанов. Его призвали 24 июля 1941 года. Мне тогда было три года. Отца я практически не помню. Сохранились фотографии, на которых мы вместе. В основном знаю о нем по воспоминаниям матери. Он был артиллеристом. Погиб под Сталинградом в 1943-м. 

В советские времена за памятником хорошо следили, но советские времена закончились, а вместе с ними завершилась и история завода. В середине 90-х предприятие было закрыто. 

– Вместе с ним пропал и старый бронзовый монумент, – продолжает Виктор Лобанов. – Что с ним произошло, куда его дели – неизвестно. Вместо него уже за территорией бывшего завода, у заборчика, появился новый памятник, выполненный в упрощенном виде. Этакий черный обелиск, простая каменная плита со списком фамилий, расположенных не по алфавиту. Причем сначала, кроме фамилий, там вообще ничего не было. Что это были за люди, что сделали, за какие заслуги их имена попали на плиту, не указывалось. Уже позже, после того как я обратился в администрацию города, внизу добавили еще одну табличку, где конкретно говорилось, что это памятник рабочим и служащим завода «Металлист», отдавшим жизнь за Родину в 1941–1945 годах. 

Причем, по словам нашего читателя, некоторые фамилии изначально были написаны с ошибками. Саму плиту затем пришлось дорабатывать и корректировать. 

Корректировка памяти

Здесь вставим небольшую ремарку. В 1995 году – к 50-летию Победы – на Корабельной набережной была возведена Стена памяти, на которой должны были увековечить имена всех приморцев, погибших в сражениях Великой Отечественной войны. Однако на почетное место попали не все. По странному стечению обстоятельств Виктор Лобанов не обнаружил там имени своего отца. 

– Я нашел семь фамилий Лобанов, но инициалы не подходили, – рассказывает наш читатель. – Тогда я начал искать тех, кто занимался возведением этого объекта, обратился в мэрию, привез все подтверждающие документы, фотографии, книги и прочее. Возник вопрос: как эту ситуацию исправить? Сначала был вариант продолжить Стену памяти и дополнить ее новыми именами. Но оказалось, что место, куда предполагалось продолжить стену, было уже зарезервировано под строительство церкви. От первого варианта пришлось отказаться. 

Тогда был предложен другой вариант, который и претворили в жизнь. Сейчас напротив большой стены установлены три малые наклонные стенки с плитами, на которых выгравированы фамилии погибших в годы Великой Отечественной войны приморцев, не вошедших в первоначальный список. Отмечу, что на Стене памяти помимо своего отца я не обнаружил имен еще восьми человек, работников завода «Металлист». Странно, что их фамилии были на заводском памятнике, но на Стене памяти они отсутствовали. Их так же, как и фамилию моего отца, поместили на наклонных стенках.

Ждем счастливого финала?

Что касается заводского памятника, то его скорбная история до сих пор вызывает обеспокоенность. Монумент, который изначально занимал почетное место на территории предприятия, волей судьбы и неразберихи, царившей в лихие 90-е, оказался просто у забора. Сначала у забора покинутого предприятия, потом у забора замороженной стройки, потом под боком у активно строящегося жилого дома.

Там ему явно не место. Как выяснилось, это понимают не только наш читатель, но и хозяева стройки, и администрация Владивостока. По словам Николая Сурнева, начальника административно-территориального управления Фрунзенского района Владивостока, судьба обелиска может решиться положительно уже в этом году.

– О ситуации с памятником работникам завода «Металлист» мы прекрасно осведомлены и держим ее на контроле, – заверил он. – Во-первых, и мы, и хозяева стройки ухаживаем за монументом, следим за его чистотой и сохранностью. Во-вторых, у нас есть четкое понимание, что он не должен там находиться. Более того, есть договоренность, что хозяин стройки предположительно в декабре 2019-го, когда будут завершены работы по остеклению фасада и убран забор, переместит памятник на специально созданную и благоустроенную площадку. К этому времени мы постараемся подготовить все необходимые разрешительные документы, так как любые действия с памятниками проходят длинную цепочку согласований. Но, думаю, до конца года эта ситуация должна разрешиться. 

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ