Цветы, достойные золота

Возможно ли, чтобы самые мирные и нежные произведения живописи несли некие скрытые послания, порой мрачные?

24 апр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4502 (6207) от 24 апр. 2019

Маленькая серая мышка, притаившаяся в уголке роскошного, изобилующего пышными цветами натюрморта, только для нас с вами, живущими в XXI веке, будет просто мышью. Спроси нас, почему художник изобразил ее на картине, что мы ответим? Потому что мыши любят грызть цветы? А вот человеку XVII-XVIII веков сразу было ясно, что символизирует эта мышь и о чем нужно подумать, глядя на сей великолепный натюрморт. 

Хотите тоже узнать, в чем же тут подвох? Тогда спешите на выставку «Тайные знаки – скрытые смыслы» в Приморской картинной галерее.

Букет и его проповедь

Здесь представлены натюрморты из коллекций самой галереи, Дальневосточного художественного музея в Хабаровске и музея Нижнего Новгорода, из частных собраний. Оказывается, как объясняет директор Приморской картинной галереи Алена Даценко, одному региональному музею практически невозможно собрать выставку, на которой были бы представлены картины этого жанра, созданные на протяжении нескольких веков. А вот таким, кооперативным, методом галерее удалось показать историю одновременно и развития, и упадка (в определенном смысле) жанра натюрморта. Дело в том, что если, скажем, четыре века назад каждая картина с изображением цветов, плодов, посуды несла глубокую символическую и даже назидательную функцию, то уже в начале XX века главенствующей тут стала техника живописи, а вовсе не те смыслы, которые вкладывали в свои работы художники 300 с лишним лет назад.

– Во времена своего возникновения натюрморт нес не только художественную, но и глубокую символическую, знаковую нагрузку, – рассказывает Алена Даценко. – Сегодня мы относимся к нему как к второстепенному жанру живописи, меж тем с XVII и до начала XIX века он имел назидательное значение, с увиденного на картине зритель считывал глубокий смысл.

Более всего подобная смысловая нагрузка была характерна для живописи Нидерландов. Интересно, что слово «натюрморт» французское и появилось в XIX столетии, а до этого голландцы и фламандцы называли свои произведения другими терминами – например, stilleven, что означает «тихая жизнь». 

В то время был очень популярен язык эмблематики, язык символов, особенно в том, что касалось цветов. Ведь красота цветов эфемерна, недолговечна, и потому любой букет, нарисованный художником, скажем, в XVII веке, воспринимался как разговор о бренности бытия, о жизни человека. И каждый натюрморт «проповедовал», как следует выстраивать жизнь, чтобы оставить достойный след, и это прочитывалось в последовательности цветов, например. Увядшие цветы всегда находились внизу, в основании композиции, намекая на очевидное, но сами букеты почти всегда имели пирамидальную, стремящуюся вверх композицию, что означало надежду на жизнь вечную. Часто у верхних цветов рисовали бабочку – символ воскрешения. 

Существовали целые альбомы эмблематики, и то, что для нас сегодня – открытие, для человека XVII столетия было совершенно ясным, он считывал скрытые послания в картине легко и естественно и прекрасно понимал, о чем говорит художник. 

Все суета сует, все тлен…

– В голландской школе натюрморта была принята лаконичность, четкость, – продолжает рассказ Алена Даценко. – Мы на выставке даже поставили рядом два разных созданных нами натюрморта, чтобы показать, в чем разница между этими жанрами у фламандцев и голландцев. 

Вот голландский – простой, строгий, аскетичный набор: вино в бокале, кусок надкусанного хлеба, устрица, лимон. Все это говорит о Христе и бренности жизни, о двойственности человека. Этот натюрморт чопорный и нравоучительный.

А фламандский натюрморт пышный, яркий, в нем много цветов. Вот главная картина на выставке – «Среди цветов» Даниэля Сегерса. Видите, сколько их здесь: красивейшие тюльпаны сорта Рембрандт, гиацинты, гвоздики, да каких цветов только нет! Глядя на эту картину, современник Сегерса считал ее позитивной, жизнерадостной, своего рода гимном жизни и духовности.

Сам художник был монахом-иезуитом, он писал цветочные гирлянды, обрамлявшие сюжеты со святыми, с евангельскими событиями. И каждый цветок нес свой смысл. Роза – символ Девы Марии, гиацинт – воскрешения и так далее. Сегерс отличался поразительным знанием цветов, мельчайших их деталей. 

В то время были очень распространены ботанические атласы, в которых художники фиксировали разные стадии цветения самых разных цветов – от бутонов до полностью распустившихся соцветий, невероятно популярными были и гербарии. И потому на полотнах Сегерса цветы, которые в природе редко цветут одновременно, выписаны так тщательно и с таким знанием дела, что кажется, будто он все рисовал одномоментно с натуры. О, Сегерс был таким мастером, что его талант оценивался невероятно щедро: его мастерскую посещали сильные мира сего, даря ему весьма ценные подарки (например, у него была золотая кисть, золотая палитра…).

А вот голландский натюрморт в стиле vanitas, что означало «суета сует». Художник Александр Адриансен выбрал вполне определенные предметы – череп, разбитый бокал, кошелек, часы и прочее – и так их разложил перед зрителем, что даже если бы он просто написал на картине: «Можешь окружить себя роскошью, но помни: все это тлен. Подумай о главном», эта мораль не была бы столь очевидна. Для современников Адриансена эта картина сурова и нравоучительна. 

Прекрасен и без нравоучений

Но время шло, и постепенно, с ходом жизни натюрморт менялся, становясь все менее наполненным знаковой риторикой. К примеру, французские натюрморты более позднего времени уже отличаются изысканной техникой, но смысловой нагрузки в них намного меньше («Спасибо театру молодежи!» – см. стр. 3). 

Ближе к концу XIX века живописцев в большей степени привлекала не фактура изображаемых предметов, а в первую очередь цвет, форма и композиционные возможности. Это можно наблюдать на примере работы Жана Жовено. Здесь и речи уже не идет о скрытых смыслах, художнику намного важнее передать цвета, создать идеальную композицию. Натюрморт перестал говорить со зрителем о вечных истинах, но остался прекрасен. 

Впрочем, и сегодня, глядя на картины прежних веков, мы можем узнать очень много, если будем всматриваться, узнавать неизвестное нам и размышлять…

Кстати, специально к открытию выставки в галерее разработана культурно-образовательная программа для взрослых и детей. Посетителей ждут лекции, экскурсии и квесты по экспозиции, которые помогут разобраться в эмблематике и истории натюрморта. А коллекция запахов позволит не только рассмотреть, но и почувствовать творение Даниэля Сегерса «Среди цветов».

Детали

Плоды как символы

Зрелые плоды – символ плодородия, изобилия.

Гранат – целомудрие, воскрешение.

Вишня – «райская ягода», мягкость натуры и доброта человека.

Лимон – символ предательства, очищенный или разрезанный – символ двойственности человеческой натуры: красивый сверху и кислый внутри.

Виноград – символ святого причастия, плоть и кровь Христа.

Орех – образ Христа (по блаженному Августину): кожура ореха – плоть, скорлупа – символ креста, ядро намекает на божественную природу Христа.

Вещи как символы 

Стекло – хрупкость человеческой жизни. 

Разбитая посуда – символ смерти.

Череп – бренность жизни.

Часы – быстротечность жизни.

Хлеб – символ тела Господня.

Ноты – эфемерная природа жизни.

Шкатулка, кошелек с монетами – тщеславие, грех высокомерия.

Животные как символы

Птицы, бабочки – олицетворение смерти и воскрешения.

Порхающая бабочка – символ бессмертия души.

Стрекоза – дьявольское начало.

Улитка – олицетворение лености.

Мышь – символ дьявола, пожирающего корень жизни.

Устрицы – символ мирских соблазнов, однако раскрытая раковина обозначала надежду на спасение души.

Лангуст – символ мудрости.

Птичье гнездо – отсылка к библейскому тексту «и птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих».

Раковины – символ роста (в Голландии были очень популярны раковины наутилуса, покрытые перламутром), в спиралевидной раковине усматривали образ Вселенной и даже искали в пропорциях раковины золотое сечение.

Цветы как символы 

Ландыши, фиалки, незабудки – чистота и скромность.

Мак – аллегория сна, иногда (в зависимости от положения в букете) он означал искупительную жертву Христа.

Ирис синий – отпущение грехов.

Роза – и символ любви, и цветок Девы Марии.

Хлебные колоски – надежда на вечную жизнь.

Гиацинт означает траур, но в сочетании с розой и гвоздикой – любовь и саму жизнь.

Нарцисс – символ самовлюбленности.

Гвоздика – символ искупительных страданий Христа.

Тюльпан – символ быстро уходящей красоты и любви

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ