Горы, облака и черепахи желают долгих лет
Забудь 108 желаний и прикоснись к животу бодхисатвы
Южная Корея становится все более популярным направлением для дальневосточных туристов. Например, по данным Международного аэропорта Владивосток, пассажиропоток на южнокорейских направлениях последние годы непрерывно растет, с начала этого года увеличился еще на 58 %, и это еще не наступил сезон отпусков.
Россиян привлекают уникальная история и памятники культуры, живописная природа, разнообразная кухня и шопинг, оздоровительные клиники и центры, безопасные в любое время суток улицы и доброжелательность граждан. К тому же до Страны утренней свежести менее трех часов лету, а количество авиарейсов в Южную Корею растет: с прошлого года выполняются прямые рейсы Владивосток – Пусан, Владивосток – Тэгу корейских авиакомпаний. Причем именно лоукостеров, которые предлагают дешевые авиабилеты.
Приморцы давно уже освоили туристические маршруты в мегаполисы Республики Корея, однако немало интересных возможностей для отдыха по-прежнему остается без внимания иностранных гостей. Чтобы рассказать о них и еще больше раскрыть туристический потенциал Страны утренней свежести, в которой удивительным образом сочетается прошлое с настоящим, представителей дальневосточных СМИ пригласили в пресс-тур по городам Южной Кореи. В числе визитеров был и корреспондент «В».
В программе тура, организованного Владивостокским представительством Национальной организации туризма Кореи, первым значился Пусан, второй по значимости город страны и главный морской порт всего государства. Город имеет и свой международный аэропорт – Кимхэ.
В море – и летом и зимой
В Пусан прилетели вечером, потому знакомство с мегаполисом началось с ужина в одном из ресторанов сети «Юганэ дак кальби». В меню – лишь курица с рисом, овощами и бульон. Но очень вкусно. Потом мы всю поездку вспоминали «Юганэ дак кальби», а суп стал своего рода «эталоном вкусноты»: именно с ним сравнивали аналогичные блюда в других ресторанах.
Утром отправились на пляж Хэундэ в одноименном районе. Раньше здесь рос лес, морской берег – сплошные камни, на которые выплывали черепахи погреться на солнышке. Тихое безлюдное место в середине 50-х годов прошлого века облюбовали американские солдаты, устраивавшие здесь многометровые заплывы. Теперь это главный городской пляж, один из самых больших и живописных. От оживленных городских улиц его отделяет парк с соснами и прогулочной дорожкой. Каменистое побережье растянулось почти на 8 км, часть которого занимает пляж с привозным песком.
Купальный сезон только летом – с июня по август. В это время берег сплошь покрыт палатками – корейцы любят купаться, но не загорать. В пик сезона на пляже в день размещают до 8 тысяч палаток – по этому показателю он даже вошел, как уверяют местные жители, в Книгу рекордов Гиннесса. В остальное время купание вообще запрещено, по колено можно в воду заходить, но не дальше – здесь строго следят за безопасностью отдыхающих. Несмотря на толпы посетителей (в год пляж принимает до 15 миллионов человек), побережье просто поражает ухоженностью и чистотой. За пляжем ухаживают постоянно: и зимой и летом ходят уборщики, собирают мусор, специальные машины ежедневно просеивают песок, периодически досыпают новый слой. Берег здесь каменистый и песок «неродной» – его завозят из местных каменоломен.
Даже зимой пляж не пустует – вот уже несколько лет в конце января здесь проходят международные соревнования любителей зимнего плавания, на которые съезжаются 3-4 тысячи человек со всего мира. Амуницию выдают бесплатно, люди разбиваются на группы, 2-3 часа готовятся к заплыву на берегу – и в море. Проплыть предстоит порядка 50 метров. Температура воды зимой около 10 градусов тепла, летом в среднем – плюс 23.
Остров с камелиями и русалками
Пляж Хэундэ с одной стороны ограничивается высотными отелями, с другой – островом Тонбэк. Правда, этот маленький участок земли раньше со всех сторон омывало море, сейчас он соединен с Большой землей. Тонбэк – остров-парк, сплошь заросший живописными соснами и цветущими камелиями, с тропинками в лесу и большим променадом по всему периметру, со скамейками и видовыми террасами. Тонбэк называют островом камелий, которые, кстати, никто специально не высаживал, они сами каким-то чудом больше тысячи лет назад появились здесь. И хотя цветочный символ Кореи – гибискус, символом Пусана считаются именно камелии.
В месте, где песчаный пляж плавно перетекает в каменное побережье острова, стоит статуя русалки высотой около трех метров. Лицо морской девы обращено в сторону моря. Легенда гласит, что это дочь морского царя принцесса Хванок. Девушка влюбилась в корейского принца, стала его женой, но даже любовь не могла пересилить тоску по родному дому. Принцесса часто убегала из дворца на берег моря и глядела вдаль, дожидаясь, когда кто-нибудь из морских обитателей выплывет из морской пучины. За благую весть из подводного мира принцесса обещала награду – кусок янтаря, который она держит в протянутой к морю руке… Трогательная история русалки, живописные морские и лесные пейзажи острова привлекают сюда множество гостей Пусана. Да и сами жители мегаполиса любят проводить здесь свободное время, приобщаясь к природе, неспешно прогуливаясь по аллеям, катаясь на велосипедах либо совершая утренние пробежки для поддержания здоровья. Кстати, часть променада покрыта специальным резиновым составом – для более комфортных прогулок и бега.
На острове есть еще одна русалка. Но ее история совсем неромантична – вторую морскую деву соорудили из мусора, выловленного в море. Пластиковая принцесса призвана напоминать о необходимости беречь окружающую среду, рационально использовать природные ресурсы. К слову, в Корее активно практикуют раздельный сбор мусора. Каждому виду бытовых отходов – свой цвет пакета на кухне, и, соответственно, контейнера во дворе. Если выбросить мусор в неправильный контейнер – обязательно оштрафуют. Не найдут виновника – оштрафуют весь дом. Говорят, что отдельные граждане приноровились было скидывать домашний несортированный мусор в уличные урны. Тогда их количество быстро сократили – сейчас на улицах Кореи сложно найти общественные мусорные емкости.
Дом АТЭС стал местом паломничества
Вернемся к острову-парку Тонбэк. Как бы он ни был красив и живописен, мировую известность ему принесла не природа, а политика. В ноябре 2005 года на острове проходил XIII саммит АТЭС, на который съехались лидеры более чем 20 стран, в том числе президент России Владимир Путин. Дом АТЭС (так называют конференц-центр, где заседали главы государств и правительств) стал отныне еще одной не только исторической, но и архитектурной достопримечательностью Пусана. Круглое трехэтажное здание в виде традиционной корейской пагоды с 12 колоннами (символ растущей экономики Кореи) и стеклянным (пуленепробиваемым) фасадом. Видно, что полукруглый купол крыши неровный, но так и было задумано: он повторяет поверхность острова. Здание возвели буквально за год, строительство обошлось в 20 млн долларов.
Во время саммита остров был закрыт для посещений, но затем напротив Дома АТЭС выстроили специальную видовую площадку, чтобы все желающие могли полюбоваться строением и, что особенно любят нынче все путешественники, сфотографироваться на его фоне. Можно и внутри здания побывать с экскурсией, хотя это действующий конференц-центр: здесь проходят важные встречи и совещания национального и мирового уровня.
Первое, что видят все переступающие порог Дома АТЭС, – красочное панно, «желающее» всем входящим долго здравствовать. Панно отражает верования корейцев в целительную силу природы. На нем запечатлены символы долголетия – солнце, горы, облака, сосны, травы, черепахи, журавли, олени… Над этим художественным пожеланием главам государств и правительств – участникам АТЭС полгода трудились известный художник и 20 его учеников.
Также среди главных экспонатов, вызывающих интерес, зал заседаний с уникальным ковром и столик с блюдами, которыми угощали высоких гостей. Упор в меню – на говядину и белые грибы, которые считаются самым ценным блюдом в традиционной корейской кухне.
Кстати, с видовой площадки открывается прекрасный вид на один из самых крупных подвесных мостов Кореи – Кванан. Его общая длина около 8 км. Правда, еще эффектнее сооружение смотрится ночью, когда включают подсветку, меняющую цвет в зависимости от времени года и дня недели. Желающих запечатлеть это зрелище немало, жители Пусана уверяют, что вечерами на площадке собирается не меньше туристов, чем днем.
Настоящему учителю годы не помеха
Экскурсию по пляжу и острову провел для нас один из самых известных в Пусане гидов – господин Ким Чхуль Гюн. Он – фанат Пусана, очень любит этот морской город и прекрасно знает его историю. Ему 71 год, менее десяти лет назад он ушел из компании, в которой проработал много лет. И… решил заняться делом, бывшим раньше только увлечением, хобби. Сонсэнним (учитель, именно так уважительно называют людей, которые учат, дают знания) стал работать экскурсоводом – рассказывал гостям города о достопримечательностях Пусана, памятниках истории и культуры. Сначала брал группы только соотечественников. Лет пять назад выучил английский язык и стал работать еще и с интуристами. Причем постоянно совершенствует свой английский: специально каждое утро слушает новости по ТВ на иностранном языке. К тому же, по его словам, это помогает ему расширить свои знания о мире, о традициях и обычаях других народов.
Ким Чхуль Гюн не только профессиональный гид, но и интересный собеседник, пример оптимизма и конструктивного отношения к жизни независимо от возраста. Его можно по праву назвать еще одной достопримечательностью Пусана.
Мифические животные укажут дорогу к храму
Буддийские храмы – одни из главных памятников культуры Страны утренней свежести – были повсеместно разрушены во время войны на Корейском полуострове. Культовые комплексы сохранились в первозданном виде в основном лишь высоко в горах. При этом в городах восстанавливать храмы не очень стремились, поскольку это очень затратное дело.
Пусан – один из мегаполисов, которые могут себе это позволить. В районе Киджан расположен буддийский храм Хэдон Енгунса. Он был заложен еще в XIV веке, в XVI разрушен, но его вскоре восстановили. Последняя реконструкция была в 70 годах прошлого века. Храм стал одной из важных достопримечательностей города, чему способствовали его необычайная живописность и приписываемые волшебства. Комплекс расположен необычно – не высоко в горах, а на берегу моря, на склоне скал, поросших причудливо изогнутыми соснами. С моря храм охраняет «дракон» – его изогнутый каменный хребет кольцами выглядывает из воды. Чудище создано самой природой – над ним веками трудились ветер и вода, вымывая из каменного берега куски породы.
В храмовый комплекс, где расположена статуя Будды, ведет лестница из 108 ступеней. Это не случайное число – именно столько человеческих желаний нужно забыть при посещении храма.
Дорогу к храму указывают статуи мифических животных восточного гороскопа, драконов и бодхисатв (существо или человек, стремящиеся к просветлению. – Прим.авт.). Последних, кстати, можно просить исполнить желание. Но только одно. Например, как уверяют жители Пусана, если женщина дотронется до живота статуи бодхисатвы, стоящей у входа на лестницу, то у нее непременно родится сын. Многие корейцы сюда приходят, чтобы просить о здоровье, процветании бизнеса. Кстати, у входа также высится пагода, у которой автомобилисты молятся об удаче на дорогах. Но сначала надо обойти вокруг нее три раза…
Если деревня, то культурная
В Пусане есть жилые локации, которые называют культурными деревнями. Их создавали беженцы, которые убегали от войны в Пусан. Так, в 1960-х годах в районе Йондо переселенцы основали культурную деревню Хиннеуль. На горе, возвышающейся над морем, вырыли террасы, на которых вытянулись в шеренгу, прижавшись тылом к горе, а боками друг к другу, небольшие дома.
Обитатели Хиннеуль живут в основном за счет туристов. Почти все первые этажи небольших строений – это кафе, сувенирные лавки и гостевые домики – хостелы. Жители раскрасили свои дома в разные цвета, чтобы придать им больше привлекательности. Сюда приезжают полюбоваться морем. Считается, что здесь открывается лучший вид на порт Пусан.
И все же более известна культурная деревня Камчхон, основанная также переселенцами, которые на склоне горы построили множество домов. Некоторые строения даже имеют микроскопический двор, но у большинства эту роль играет крыша нижнего дома. Камчхон состоит из нескольких улиц и множества проулков. Выстроенные лестницей разноцветные дома создают настолько живописную картину, что деревню даже называют пусанским Мачу-Пикчу, намекая на сходство с высокогорным городом инков в Перу.
В Камчхон съезжаются тысячи туристов специально, чтобы пройтись по колоритным узким улочкам, посмотреть на яркие домики, купить традиционные сувениры, сделать фото на память. В Камчхоне множество оборудованных фотозон, но самая популярная у туристов рядом с инсталляцией под названием «Маленький принц и лис». Чтобы сфотографироваться в обнимку с фигурой лиса или принца, придется постоять в очереди.
Рыбный рынок Чагальчхи
Одно из самых ярких впечатлений от визита в Пусан оставило посещение двухэтажного рыбного рынка Чагальчхи. Что немудрено: он считается едва ли не главной достопримечательностью морского города. По рыбным рядам интересно даже просто походить и посмотреть на огромное количество и разнообразие рыбы и морских гадов. Большинство еще живые – ползают, плавают и копошатся в огромных аквариумах. Немало и уже переработанной рыбы, и расфасованной продукции – в основном это сушеная рыба, морская капуста и кальмар.
Рынок работает по традициям, заведенным с давних времен. Здание расположено у самой кромки воды. Ночью к его причалам подходят суда, рыбаки сдают свежий улов, или мариводы привозят урожай, собранный с морских огородов. Ранним утром, еще до рассвета, сюда приезжают рестораторы, мелкие оптовики, чтобы выбрать самую лучшую рыбу и морепродукты. Что остается, раскупают граждане. Кстати, покупку необязательно нести домой, чтобы полакомиться: можно подняться на 2-й этаж, где расположено множество кафе и ресторанов. Повара с удовольствием приготовят блюдо для компании любой численности. После обеда затишье, ближе к вечеру снова наплыв посетителей. Но это уже именно едоки – в ресторанах на 2-м этаже в это время аншлаг. По ценам, уверяют, не очень дешево. Так, креветка обходится примерно в 1150 рублей за килограмм, королевская – в 2900 рублей за кг.
Кстати, вокруг рынка много ресторанов, и все они специализируются на одном каком-то виде морепродуктов: где-то в меню только сашими, где-то одни ракушки или угри.
Фестивалим и закусываем
Недалеко от рыбного рынка есть пешеходная улица, прозванная туристами фестивальной. С конца прошлого века в районе Нампхо-дон, где работает множество кинозалов, стали проводить Пусанский международный кинофестиваль, и в его честь была основана Аллея звезд длиной почти полкилометра. Ее начало обозначено аркой с буквами BIFF. На площади можно видеть отпечатки ладоней кинорежиссеров и актеров со всего мира. Мне удалось найти отпечатки режиссеров Кшиштова Занусси (Польша) и Такеши Китано (Япония), а также актера, режиссера и сценариста Люка Бессона. Фестивальная улица всегда многолюдна: здесь много разных магазинов, прилавков с местной едой. Можно попробовать оладьи с разными начинками, жареные во фритюре корейские пельмени, пусанский омук – рыбный пирог.
Силла – в золоте
Покинув современный мегаполис, направились в Кенчжу, который в Корее еще зовут двухтысячелетним городом и музеем под открытым небом. На протяжении почти тысячи лет (57–935 гг. н.э.) Кореей правила династия Силла, и все эти годы столицей королевства был Кенчжу. Самые известные памятники истории в Кенчжу – храм Пульгукса, грот Соккурам и обсерватория Чхомсондэ – занесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Но мы выбрали другие, не менее известные и интересные объекты. Первым в нашем списке стал парк Тэрынвон, в котором еще в эпоху Силла, а именно в V–VI веке н.э., хоронили королей и аристократов. Но наведаться в заповедное место решили в ханбоках – национальной корейской одежде. Ее нам одолжили в традиционной деревне Кечхон в одном из пунктов проката костюмов. Там же объяснили и правило подборки наряда. Например, дамы сначала примеряют приглянувшуюся юбку и уже к ней подбирают верх, чтобы гармонировал по цвету.
В парковой зоне Тэрынвон обнаружено 23 кургана высотой 10–13 метров, самый высокий – порядка 20 метров. Исследована пока только часть из них. Захоронения начали вскрывать лет 50 назад. До этого не было возможности, прежде всего финансовой. Так, в 1973 году был вскрыт один из курганов, кстати, не самый высокий. В нем под слоем земли и камней обнаружили гробницу, где находилось порядка 15 тысяч артефактов и реликвий, помогающих понять образ жизни корейцев в те времена. В том числе и берестяная картина с изображением лошади. На сегодня это единственный дошедший до нас рисунок эпохи Силла. Гробница получила название Чхонмачхон, или Небесного коня. Кто именно захоронен в ней, доподлинно неизвестно, строятся только предположения. Но однозначно это был король или знатный вельможа. Среди ценных находок – золотой венец, похожий на короны вождей древних алтайцев. Также найдена стеклянная посуда с узорами. Такие наносили на посуду народы, жившие на побережье Каспийского моря. Интересно, что в гробнице нашли только золотые украшения. Известно, что именно этот металл предпочитали кочевники.
За звездами следить и поклоны бить
Еще одной достопримечательностью, мимо которой никак не пройдешь, стала обсерватория Чхомсондэ – сооружение для наблюдения за звездами. Башня построена в эпоху Силла, она считается самой старой на Востоке. Сооружение имеет форму цилиндра, сужающегося кверху, и увенчано квадратной плитой, углы которой указывают на четыре стороны света. Для постройки было использовано ровно 365 камней, выложенных в 27 рядов. Возможно, что это не только обсерватория, но и место поклонения, поскольку обычно астрономические башни строились высоко в горах, а Чхомсондэ стоит на равнине.
Также, по одной из версий, ее построил не король, а королева, единственная на тот момент дама-правительница в регионе. Чтобы показать свою силу и большие возможности, она приказала возвести монументальное строение рядом с дворцом. От дворца остались одни руины, покрытые слоем земли, а башня до сих пор производит впечатление незыблемости. Вокруг нее всегда толпы туристов, стремящихся запечатлеть себя на фоне старейшей из всех существующих астрономических обсерваторий в Азии.
В 10 минутах ходьбы от башни Чхомсондэ находится одно из самых романтичных мест Кенчжу – искусственный пруд Анапчжи. Он является частью дворцового комплекса королевства Силла. Пруд был создан в VII веке н.э., и в его окрестностях построен дворец, в котором жили наследные принцы династии. Основной дворец находился, напомним, неподалеку от обсерватории.
Древняя столица королей Силла сегодня утратила свое прежнее значение, но стала одним из самых важных центров туризма Южной Кореи. Если хотите лучше узнать Страну утренней свежести, ее обычаи, историю, культуру, то визит в Кенчжу обязателен.
Окончание в следующем номере толстушки.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО