Какую воду пьет столица ДФО?

Почему на стратегических объектах строят коттеджи, разворачивают фермерские хозяйства и устраивают пикники

24 апр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4502 (6207) от 24 апр. 2019
1.jpg

Прошедшая зима была практически бесснежной. Многие владивостокцы, с содроганием вспоминая режимное водоснабжение, беспокоятся: хватит ли воды в местных водохранилищах, чтобы обеспечить город? А если природа компенсирует бесснежье мощными тайфунами и придется сбрасывать воду, не затопит ли нас? И насколько чистая вода, которой снабжают городские водопроводы? 

«Некогда секретная дорога превратилась в проходной двор и место свалок для всего города»

«Турфирмы приглашают в поход на водохранилища. Но для их клиентов отдых может закончиться в отделении полиции и немалым штрафом»

На прошлой неделе корреспондент «В» проинспектировал  Пионерское (бывшее Седанкинское) и Богатинское водохранилища, а также Артемовский гидроузел (АГУ), снабжающие водой Владивосток. 

 Жажда не грозит 

Сегодня Владивосток централизованно получает 70 % воды из водохранилища Артемовского гидроузла, остальную – из Пионерского и Богатинского водохранилищ. Водохранилище на реке Пионерской, ранее носившей название Седанка, самое небольшое, здесь всего 6,25 млн кубометров воды. В водоеме Артемовского гидроузла – 118,2 млн кубометров, в Богатинском  – 14,5 млн кубометров. 

В Пионерском водохранилище вода самая чистая и самая недорогая. Поскольку гидроузел расположен недалеко от Владивостока и для доставки воды в город не требуется перекачки насосами через сопки. А на это уходит много электроэнергии. К примеру, из этого водохранилища получают воду жители микрорайона Снеговая Падь.

Пионерское водохранилище, как и другие рукотворные  резервуары, пополняется водой за счет талого снега и дождей. 

Минувшая зима была бесснежной, поэтому в данный момент воды во всех водохранилищах немного. Тому свидетельство – отметки на мерных рейках. Ситуация, правда, некритичная. Недостаток воды восполнят  летние и особенно осенние ливни, как это случается каждый год. Поэтому жажда Владивостоку не грозит, как это было последний раз в 2003 году: тогда в апреле – августе на юге края выпало всего 180 мм осадков, что на 46 % меньше нормы. Из-за длительного отсутствия дождей запасы воды в водохранилищах юга Приморья составляли менее 50 % от нормы. Владивосток получал 284,5 тысячи кубометров воды в сутки при минимальной необходимости 330–350 тысяч кубических метров. В связи с кризисной ситуацией глава городской администрации Юрий Копылов подписал постановление о восстановлении всех колодцев и скважин города. Руководству предприятий предложили расконсервировать собственные скважины и заботиться о них. В краевом центре ввели режимное водоснабжение. Впрочем, это уже история. 

Кстати, осенью прошлого года, когда врио генерального директора КГУП «Приморский водоканал» был Олег Терлеев, бывший руководитель Уссурийского водоканала, по Владивостоку поползли слухи о закрытии Пионерского гидроузла якобы как нерентабельного с последующей передачей прилегающей территории в частные руки и организацией здесь базы отдыха. К счастью, дальше разговоров дело не пошло. 

Седанкинское водохранилище – резервный водоем на случай ЧП или непредвиденной ситуации на других источниках водоснабжения Владивостока. Если его превратить в курорт, то это было бы преступлением  против жителей столицы ДФО, а еще осквернением памяти десятков тысяч строителей «Седанстроя», в том числе заключенных, которых с мая 1934 года свозили сюда со всего Советского Союза под надзором охраны НКВД. Сколько зэка было всего и сколько осталось здесь навсегда, уже никто не скажет. Но водохранилище в долине реки Седанки строилось именно для  водоснабжения Владивостока, а не для отдыха трудящихся. 

Туристов замучились гонять

Попасть на территории водохранилищ и станций обеззараживания можно лишь по распоряжению начальника службы безопасности КГУП «Приморский водоканал». По всему периметру водохранилищ  установлены таблички, предупреждающие, что проход и проезд в водоохранной зоне запрещен. Предупреждение написано русским языком и яркими крупными буквами. Даже незрячий заметит. 

Но, по словам сотрудников охраны водохранилищ, с наступлением теплого времени года начинается массовое нашествие отдыхающих на закрытые территории Пионерского и Богатинского гидроузлов. 

Во времена Советского Союза на водоемах дежурила охрана, вооруженная карабинами. Сегодня за проникновением посторонних на режимные объекты следят видеокамеры, патрули и более сотни злых собак. Про таких псов говорят: помесь волкодава с горлохватом, разорвут и не заметят. Четвероногие сторожа находятся на довольствии предприятия и добросовестно отрабатывают свой корм. 

– Собака – спецсредство для нашего поста, – улыбается Нина Дмитренко, ветеран Пионерского гидроузла со стажем работы 43 года. – От них никакой турист не скроется. А если приезжают на рыбалку с животными, так наша собака их псов так гоняет… Задержанные отдыхающие, конечно, просят прощения, обещают, что больше здесь не появятся, лишь бы мы не вызывали полицейских. Китайцев тоже задерживали, они ловили лягушек в санитарной зоне, где берег низкий. Сдали их наряду полиции. А полицейские, кстати, приезжают мгновенно, как только получат от нас сигнал.

После таких турнабегов в окружающем лесу остаются пустые бутылки, всевозможный  мусор, объедки, которые с дождевыми потоками могут попасть в водоемы. Похоже, граждане не понимают, что фактически плюют в колодец, из которого в их квартиры поступает вода. 

Некоторые турфирмы из Владивостока, специализирующиеся на местном туризме, даже организуют в уик-энд пешеходные вылазки в Ботанический сад с заходом на Пионерское водохранилище. Именно так написано на сайтах этих компаний и в рекламных проспектах. Организаторы походов гарантируют приятный отдых на свежем воздухе и не осознают или не хотят осознавать, что «маршрут выходного дня» для их клиентов может закончиться в Океанском отделении полиции № 6, что на улице Маковского, 203. После чего последует административное наказание в виде штрафа, который обойдется нарушителям запретной зоны гораздо дороже, чем стоимость туристической путевки. Как говорится, оно вам надо?  

Кстати, на ближайшей сопке, возвышающейся над Пионерским водохранилищем, уже второй год появляются группы туристов из Китая. С высоты птичьего полета жители Поднебесной любуются панорамой водоема и его окрестностями. Но к охраняемой воде не спускаются.

На Богатинское водохранилище тоже приезжает много отдыхающих и летом и зимой. Особенно в последние годы, когда стала доступной объездная грунтовая дорога от насосной станции вдоль правого берега водохранилища. Сегодня на эту грунтовку можно попасть и от спортивного комплекса «Фетисов-арена». 

В советское время в начале дороги стояла воинская часть. Чтобы через нее проехать, нужно было получить разрешение у командира части. Когда военные ушли, землю, где они дислоцировались, раздали под коттеджи. И некогда секретная дорога превратилась в проходной двор и место свалок для всего города. 

Вокруг водохранилища появились дачи и множество мест для отдыха. Люди ставят кемпинги, палатки, жгут костры, рубят кустарник. Хотя буквально через каждые 15–20 метров, а то и ближе, на столбах и деревьях закреплены таблички, предупреждающие о нахождении в водоохранной зоне. Но запреты не работают. Потому что нет адекватной системы наказания за данное нарушение. 

Мало того, когда секьюрити делают отдыхающим замечание по поводу нарушения, некоторые пытаются козырнуть своими связями с известными в крае людьми и даже былыми заслугами перед страной. Мол, я в Чечне воевал, я Родину защищал, поэтому имею право на отдых, где хочу. И ваши запреты мне не указ. Кроме как попросить нежеланных туристов удалиться и пристыдить их, охранники ничего больше не могут сделать. Отделение полиции от Богатинского водохранилища далеко, пока наряд доберется, нарушители скроются.

Можно, конечно, напугать собакой. Но если она, не дай бог, кого-то укусит (даже при оказании сопротивления охране), то крайними останутся… охранники водохранилища. Потерпевший всегда может заявить, что шел мимо, никого не трогал, а из кустов на него набросился пес.  

– Зимой отдыхающие выходят на лед покататься на коньках или на буерах и даже не догадываются, что под ногами пустота после забора воды. Лед буквально висит над водой. Человек может на него встать и провалиться. В этом году на водохранилище пытались покататься аж до 40 человек в день на коньках и даже на лыжах. Мы замучились их разгонять. Как сказал бы Николай Озеров в данном случае, нам такой спорт не нужен, – говорят сотрудники охраны Богатинского водохранилища. – Несколько лет назад мы выловили стадо диких свиней с поросятами. Они перебегали по льду и попали в пустоту. Все погибли.

Еще одна беда водохранилищ – пожары.

– Раньше на нашей территории никогда лес не горел. Потому что палов не было. А сейчас полыхает после каждого пикника. Из-за безнаказанности люди не чувствуют ответственности. Огородить забором с колючей проволокой водохранилище мы не можем. Все, что в наших силах, – поставить предупреждающие знаки. Но их воруют, расстреливают, закрашивают, – разводят руками секьюрити.  

Трагедия может повториться 

И все-таки, по словам Александры Бавылкиной, начальника производственного подразделения «Объединенные гидроузлы», основная проблема Пионерского и Богатинского гидроузлов – не отдыхающие граждане, а самовольные постройки и  несанкционированные свалки. 

Так, из-за строительства и захламленности берегов, в том числе скальным грунтом, например, в районе улицы Маковского, 56, канал водосброса Пионерского водохранилища сузился до критических размеров, в некоторых местах превратившись в бутылочное горлышко. 

И если не исправить ситуацию, то до трагедии августа 2001 года – один сброс воды. 

Напомним, что 7 августа 2001 года на Приморье обрушились муссонные ливни, шквальный ветер и грозы. За два часа была превышена месячная норма осадков – выпало 200 мм. Циклон с Желтого моря парализовал движение транспорта, нарушил работу коммунальных служб на юге края и нормальную жизнь населения. 

Владивосток принял на себя самый сильный удар стихии: улицы города скрылись под водой за несколько часов, в низинах – на глубину до 1,5 метра. На городских магистралях образовались огромные пробки, автомобили плавали. Такого катаклизма краевой центр не знал с 1989 года, со времен тайфуна «Джуди». 

Над водосбором Пионерского гидроузла выпало 275 мм осадков, из них 205,5 – всего за два часа. Водохранилище было переполнено. Чтобы не допустить прорыва плотины, было принято решение открыть сегментный затвор паводкового водосброса. Всего было сброшено 6 млн кубометров воды! Это чуть меньше объема чаши самого водохранилища.
Мощные потоки воды смыли на пути к Амурскому заливу все дома частного сектора, построенные в устье реки Пионерской. Уничтожили автомобильный и железнодорожный мосты. По разным данным, за три дня буйства циклона над югом Приморья во Владивостоке и в пригороде погибло от 3 до 11 человек. Ущерб, причиненный наводнением, был оценен в 1 млрд 588 млн рублей. Годовой бюджет края тогда был 9 млрд рублей. Только Владивосток пострадал на сумму в 1 млрд 271 млн рублей. На тот момент это около одной трети бюджета города.    

По словам старожилов здешних мест, до 80-х годов прошлого столетия тоже были большие сбросы воды из водохранилища, но никогда не смывало огороды и дома. Проблемы у населения начались, когда на берегах реки Пионерской стали активно строить частные дома. Кто-то строился официально, а кто-то без разрешения, да еще поближе к речке. Инспектора Росприроднадзора еще несколько лет назад выявили нарушение охранной зоны Пионерского водохранилища. 

В 2016 году руководство Примводоканала обращалось к руководителю управления Росприроднадзора по Приморскому краю, к директору департамента природных ресурсов и окружающей среды с просьбой обратить внимание и по возможности повлиять на критическую ситуацию с засыпкой устья реки Пионерской. Но ответа так и не дождались. Между тем завоз грунта продолжается. Землю и скальник завозят самосвалами. Но кто – неизвестно. Даже в суд подать не на кого. И вывести самостоятельно нельзя: насыпь – чужая собственность. Можно нарваться на судебный иск. 

На календаре апрель 2019-го, но ситуация с засорением устья реки Пионерской со временем только обостряется. И если вдруг придется срочно сбрасывать из водохранилищ большой объем воды (при нашем климате всякое может случиться), то засоренное русло сработает как мина замедленного действия.

Кто разрешил строить? 

Коттеджи на восточной стороне Богатинского водохранилица растут как грибы после дождя. Постройки находятся на сопке, в 300 метрах от глади воды. Сточные воды из этих домов через искусно замаскированный дренаж, через ручьи могут попасть в водохранилище.  

Здесь же, между коттеджами и водоемом, находится глубокий овраг, заваленный всевозможным хламом. Его невозможно не заметить, если ехать по дороге. По словам сотрудников охраны, местные жители и даже горожане свозят сюда все, что должно быть утилизировано: строительный мусор, пустые бутылки, старую одежду, пищевые отходы. Между тем от оврага до водохранилища не более 150 метров. Расстояние критическое. Ручей, протекающий по оврагу, прямиком бежит в водоем. Даже трудно представить, какую заразу несут его воды. 

Сегодня сопка с восточной стороны Богатинского водохранилища пестрой лентой разделена на участки под строительство будущих коттеджей. Значит, неизбежны новые потоки сточных вод и горы мусора в санитарной зоне водоема.

Кто выдал гражданам разрешение на строительство вблизи водохранилища, где любая хозяйственная деятельность категорически запрещена, сказать трудно. Ответ на этот вопрос в компетенции межрайонного природоохранного прокурора, следственных органов и, возможно, даже ФСБ. Поскольку водохранилище – стратегический объект. И от его состояния, от качества воды в нем зависит здоровье и даже жизнь жителей и гостей столицы ДФО.  

Нелегалам въезд разрешен? 

Аналогичный правовой беспредел и на Артемовском гидроузле (АГУ). Здесь по соседству с водохранилищем обосновалось крестьянско-фермерское хозяйство, специализирующееся на разведении пресноводной рыбы в шести озерах, образованных на месте бывших котлованов. Вход на территорию АГУ, как и на все режимные объекты, либо по пропускам, либо по разрешению начальника службы безопасности. Но это табу не распространяется на супружескую чету фермеров, их работников и гостей, а также на их автотранспорт. Список из 25 фамилий и 30 автомобилей на двух листах находится на посту на въезде на территорию гидроузла. Каким-то непонятным образом владелец фермерского хозяйства оформил сервитут на проезд по водоохранной зоне. И теперь на закрытую территорию гидроузла может попасть кто угодно и с какой угодно целью, если его фамилия окажется в списке, сформированном фермером-рыбозаводчиком. 

Кстати, в прошлом году сотрудники миграционной службы обнаружили среди обслуги фермерского хозяйства гражданина Узбекистана, у которого разрешение на временное проживание в России закончилась еще два года назад. Нелегала надлежало, если следовать букве закона, выдворить из страны незамедлительно. Между тем его фамилия по-прежнему в списке счастливчиков, кому разрешен въезд на режимный объект. 

Не менее мутная история с шестью озерами на территории водохранилища, ранее принадлежавшими КГУП «Приморский водоканал». Еще несколько лет назад сотрудники гидроузла разводили в озерах травоядную рыбу: белых амуров, белых толстолобиков, судаков. В каждом водоеме была рыба определенного возраста, от мальков до взрослых особей. Подросшую рыбу выпускали в водохранилище. От этого зависело качество воды: рыба поедала траву, не позволяя стратегическому водоему цвести и зарастать. 

Сегодня озера – частная собственность: фермер оформил их на свою супругу. Поэтому рыба, когда-то выпущенная в водохранилище АГУ, фактически доживает, поскольку ее численности для воспроизводства не хватает. И закупать мальков для водохранилища нельзя. Они не успеют вырасти – их съедят более крупные сородичи. 
Ситуация нелепая и на первый взгляд безвыходная. 

Но, как уверили корреспондента «В» сотрудники Примводоканала, в ближайшее время категория водохранилища Артемовского гидроузла будет изменена в сторону ужесточения требований безопасности. В штате гидроузла появится вооруженная охрана с соответствующими полномочиями. И тогда посторонним вход на территорию стратегического объекта будет заказан. 

Кроме того, не исключена смена собственности озер, ранее утраченных госпредприятием. Как говорят сотрудники правоохранительных органов, по вновь открывшимся обстоятельствам. 

Проблемы есть. Паниковать не стоит

Как пояснили «В» в Примводоканале, каждый день сотрудники Центральной лаборатории исследуют 14 показателей качества воды и ежемесячно дополнительно 26 показателей в распределительных сетях Владивостока. Отдельные показатели контролируются каждый час, другие каждые два часа. Отбор проб производится в 20 часов в контрольных точках. Как показывают результаты исследований, холодная вода всегда соответствует установленным нормам.

         

Автор: Сергей КОЖИН