Всему злу мира вопреки
В парадных залах Приморской картинной галереи открылась выставка фотографии «Детство. Жизнь вопреки».
Это совместный выставочный проект Государственного музейно-выставочного центра Росфото с Международным комитетом Красного Креста. Он посвящен проблеме детства в странах и регионах с неустойчивой политической, экологической и социальной ситуацией. Для многих детей помощь Международного комитета Красного Креста становится опорой существования.
Экспозиционный ряд охватывает период с Первой мировой войны до настоящего времени. Череда военных конфликтов, природных катаклизмов и их последствия находят отражение в работах фотографов, сотрудничавших с Международным комитетом Красного Креста. Выставка объединяет лучшие фотографии, снятые документальными и военными фотографами. В их число в разное время входили такие мастера фотожурналистики, как Дэвид Сэймур, Паоло Пеллегрин, Витольд Крассовский, Марко Кокич, Джонатан Торговник, Тьерри Гассман, Борис Хегер.
– Выставка родилась тогда, когда Красный Крест дал мне и моим коллегам возможность с точки зрения фотографии осмыслить его деятельность и поработать с архивом этой организации, – рассказывает Игорь Лебедев, куратор выставки. – Сотрудники Красного Креста уверяли: имеющиеся у них снимки имеют больше документальную, нежели художественную ценность. Но, начав эту работу, мы обнаружили, что на самом деле большинство из них были выполнены известными во всем мире мастерами фотоискусства, репортажной и гуманитарной фотографии. И стали формировать выставку, опираясь на имена авторов, которые рассказывают через свои снимки о детях и детстве.
Среди представленных авторов – множество известных независимых фотографов-документалистов со всего мира.
Многие из работ публиковались на обложках, в печатных изданиях, попали в частные коллекции и галереи.
Всего представлено сто работ, на которых, кстати, также отражена и история фотографии, ведь снимки охватывают период почти за целый век работы Красного Креста. Замечу, что большинство снимков относится к гуманитарной фотографии. Гуманитарная фотография отличается от популярной в России социальной тем, что ставит перед собой цель не просто зафиксировать некое событие, трагическую ситуацию, а показать возможность выхода, изменения. Фотограф в гуманитарной фотографии не просто проходящий мимо случайный свидетель, а активный участник, человек, не оставшийся равнодушным… На мой взгляд, это принципиальное различие.
Всю выставку можно разбить на три блока: сразу после Второй мировой войны, когда фотографы поехали в Европу, в Японию, чтобы снимать последствия войны и показать, как важно никогда не повторить подобной катастрофы. Второй период – вьетнамская война. Именно в это время на страницах газет и журналов стали публиковать снимки детей – жертв американского напалма. Мертвых детей. До этого времени в изданиях был своего рода негласный запрет на такие публикации. Но то, что творили США во Вьетнаме, было так страшно, что это необходимо было показать, иначе люди никогда бы не ужаснулись происходящему. Фотографы снимали честно – и люди содрогнулись. И третий этап – показ конфликтов современных, когда дети постоянно втянуты в круг страшных проблем. Но при этом на снимках, если приглядеться, видно, что дети ведут себя очень открыто, выражают искренние чувства.
И в итоге получилась выставка, которая предлагает поразмышлять о том, что же такое детство. Может ли оно быть в условиях военного или экологического кризиса, могут ли дети быть счастливыми, когда вокруг, например, засуха или война?
Наша выставка вызывает сильные эмоции, и в то же время мы надеемся, что она заставит зрителей понять очень важные вещи. Одна из моих любимых фотографий на выставке – вьетнамский мальчик без ног, который искренне смеется, глядя в камеру. Понимаете, нам, взрослым, надо брать пример с этого ребенка. Да, это укор взрослым, чьи политические и военные игры сделали ребенка инвалидом, но с другой стороны – посыл сильнейший: переживай драму жизни, думая о лучшем, веря в лучшее, бери пример с этого малыша, который сохранил силу духа и не разучился смеяться.
Наша выставка – я настаиваю на этом – не мрачная и не тяжелая. Люди, которые воспринимают ее именно так, не умеют смотреть глубоко, пугаются внешнего, визуального ряда и не вглядываются в тех детей, которые изображены на снимках…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ