Чему так радуется во Владивостоке питерский режиссер?

Великая опера Верди взывает к лучшим чувствам, поэтому Аида не будет вылезать из ящика

9 апр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4495 (6200) от 9 апр. 2019

Грандиозную премьеру, как уже писал «В», готовит Приморская сцена Мариинского театра. Любителей классической музыки и оперного искусства ждет встреча с великой «Аидой» – одним из лучших произведений Джузеппе Верди. 

«В» уже рассказывал на своих страницах о начале работы над спектаклем. А теперь дадим слово Алексею Степанюку, режиссеру спектакля, заслуженному деятелю культуры, профессору Санкт-Петербургской консерватории.

– Алексей Олегович, для вас это первый опыт работы с труппой Приморской сцены.

– Во Владивостоке я бывал неоднократно, но да, с труппой Приморской сцены Мариинского театра работаю в первый раз. Еще когда существовал Приморский театр оперы и балета, я был приглашен Антоном Лубченко для постановки «Евгения Онегина». Помню, что в зале декорации не двигались и вообще форс-мажор был какой-то. Но в итоге спектакль какой-никакой получился. Правда, мне как-то не хотелось часто его вспоминать.

И вот прошло шесть лет, театр находится на другом уровне – вырос как технически, так и кадрово. И занимаются им творческие люди, настоящие профи – Лариса Дядькова, Эльдар Алиев. Театр сделал большой рывок и дорос до таких шедевров, как «Аида», а такие постановки не каждый театр может сыграть и поставить достойно: надо иметь настоящие хорошие голоса, талантливых артистов, великолепный хор и прекрасный балет, который очень много задействован в опере. «Аида» – это гранд-стиль, и, по-моему, спектакля такого стиля на этой сцене еще не было. 

– Вы довольны тем, как идет процесс репетиций?

– Очень. И тем, как идут репетиции, и как работают артисты. Хотя, конечно, всегда хочется, чтобы времени на репетиции было больше. Радует, что в спектакле два состава и оба работают на все сто, выкладываются ребята. И постановочная часть меня тоже радует, и хор, который, замечу, под руководством Ларисы Швейковской выглядит очень достойно. Думаю, что, если этому театру уделять постоянное и активное внимание, он быстро выйдет на лидирующие позиции.

– Вы ставите классическую «Аиду»?

– Да, «Аида» будет решена в классическом стиле, но не совсем в традиционном. Мы будем говорить скорее о вещах вневременных – о том, например, что борьба за власть рождает ненависть и войны, которые стирают с лица земли все, даже любовь… Хочется говорить о трагедии империй, о том, как гибнут великие царства и почему это происходит. О дефиците любви и сострадания – как в современном мире, так и в мире, который существовал тысячи лет назад. Я хочу показать, что только любовь, истинные чистые эмоции – то, что достойно усилий, то, за что имеет смысл бороться, ради чего стоит жить… В «Аиде» есть любовь, ревность, есть те мощные силы, которые могут противостоять тупой мощи войны, но даже в этой опере они не всесильны. Джузеппе Верди оставляет нам надежду на лучшее финальной арией «Прости, земля», но ведь ее поют души Аиды и Радамеса… А Амнерис, всесильная властительница, остается одинокой и страдающей, потому что в ее жизни нет любви. 

– Декорации, костюмы смотрятся весьма эффектно…

– Что касается декораций, то, поскольку я являюсь также художником постановки, могу сказать: все будет выполнено в египетском стиле. Никаких при этом обносков или чего-то в этом духе. Аида в тряпках, вылезающая из картонных ящиков, и все в таком духе – это уже неактуально и неинтересно. И художник по костюмам Варвара Евчук полностью со мной согласна и создала прекрасные наряды для «Аиды».

Поэтому чернухи на сцене ждать не стоит. Я работаю в русле русского психологического театра, горжусь этим и потому ставлю «Аиду» именно как красивый, умный, светлый, философский спектакль. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ