Осень… время думать о бюджете-99
Финансовые вопросы сегодня волнуют практически каждого. Задержки заработной платы, хроническое безденежье отечественной экономики – все это перевело бюджетные проблемы из разряда чего-то абстрактного в категории, близкие и понятные всем приморцам. Об исполнении краевого бюджета в первом полугодии 1998 года рассказывает начальник финансового управления администрации Приморского края Надежда Австерова:
Финансовые вопросы сегодня волнуют практически каждого. Задержки заработной платы, хроническое безденежье отечественной экономики – все это перевело бюджетные проблемы из разряда чего-то абстрактного в категории, близкие и понятные всем приморцам. Об исполнении краевого бюджета в первом полугодии 1998 года рассказывает начальник финансового управления администрации Приморского края Надежда Австерова:
- На ситуации с исполнением краевого бюджета за 1-е полугодие 1998 года в полной мере отразилось кризисное состояние экономики Приморья, да и страны в целом. Низкая платежеспособность предприятий не дала им возможности рассчитаться с краевым бюджетом в денежной форме, и как следствие этого - последний исполнен по доходам на сумму 1073,5 миллиона рублей, что составляет одну четвертую часть от доходов, предусмотренных к поступлению на весь текущий год.
Из-за постоянного спада производства с начала года в краевую казну недопоступило 352 миллиона рублей, в том числе большая часть средств из этой суммы - более 230 миллионов рублей - из федерального бюджета. Несмотря на проводимый краевой администрацией и налоговыми инспекциями Приморского края комплекс мер по повышению собираемости налогов, с начала года в бюджет края поступило всего 65 миллионов рублей. Хочу подчеркнуть, что по сравнению с этим же периодом 1997 года собираемость налогов в краевой бюджет в 1-м полугодии не уменьшилась, а напротив, возросла, что обеспечило прирост собственных налогов на 16 миллионов рублей. Но даже такой прирост краевых доходов, к сожалению, не позволяет покрыть задолженность федерального бюджета перед краем и недопоступление доходов в местные бюджеты. А это, в свою очередь, не позволяет обеспечить своевременное и полное финансирование социально значимых расходов, дотаций городам и районам края.
В ходе исполнения бюджета первого полугодия основное внимание уделялось погашению задолженности и текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы края. На сегодня это главная забота краевой администрации. И делается это для того, чтобы в максимально возможной степени смягчить ту крайне сложную социально-экономическую обстановку, которую переживают жители нашего края. Так, при запланированных на выплату заработной платы расходах в сумме 172 миллионов рублей фактическое финансирование составило 175 миллионов рублей.
Кроме того, в условиях ограниченности финансовых средств краевого бюджета администрация Приморского края изыскала возможность увеличить расходы по сельскому хозяйству на 9,5 миллиона рублей по сравнению с прошлым годом, что составило 30,9 миллиона рублей.
И это не единственный положительный момент. В течение 1-го полугодия 1998 года мы смогли полностью погасить задолженность сельских товаропроизводителей перед ОАО "Дальэнерго" на сумму 26,8 миллиона рублей. Для селян, которые в условиях непомерно высоких цен на технику и горюче-смазочные материалы вынуждены сегодня экономить буквально каждую копейку, это значит очень многое.
Что же касается других статей расходов, то в связи с тем, что закон "О краевом бюджете на 1998 год" в 1-м полугодии не был принят, расходы по основным направлениям финансировались исходя из расходов, предусмотренных бюджетом края на 6 месяцев 1997 года. И это обязательно нужно было учесть депутатам, когда они давали оценку работе краевой администрации по исполнению бюджета 1-го полугодия. Я считаю, что в сложившейся ситуации обеспокоенность за ход бюджетного процесса в крае должны в равной степени проявить обе ветви власти.
- Как расходовались средства федеральных трансфертов, которые наш край получил в нынешнем году. На какие приоритетные цели направлялись эти деньги?
- Средства из трансфертов, поступивших в 1-м полугодии 1998 года, направлялись только по распоряжениям губернатора края и в соответствии с указом президента РФ от 5 мая 1998 года "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов". В основном это было обеспечение выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы. На эти цели из общей суммы в 570,5 миллиона рублей поступивших за указанный период трансфертов были направлены 432,4 миллиона рублей. Из них муниципальным образованиям - 66,5 процента, краевым бюджетным учреждениям - 33,5 процента. Кроме того, на приобретение топлива для муниципальных образований было направлено 77 миллионов рублей, а также на выплату детских пособий, питание, медикаменты, территориальному фонду обязательного медицинского страхования и на проведение весенне-полевых работ - 70 миллионов рублей.
- Не секрет, что ситуация с выплатой детских пособий, о которых вы упомянули, вызывает серьезную тревогу у жителей края. Очень многие не понимают, почему уже несколько лет государство не выполняет взятые на себя обязательства. Все-таки в чем, на ваш взгляд, причины трудностей?
- Безусловно, состояние расчетов по выплате детских пособий является для нас очень большой проблемой. Суммарная задолженность бюджетов разных уровней (краевого, городских, районных) по выплате ежемесячных пособий на детей достигает в крае 30 месяцев и на 17 августа текущего года составила уже более 680 миллионов новых рублей. В 1998 году бюджетам городов и районов края на погашение образовавшейся в 1996-1997 годах задолженности по выплате "детских" запланировано 272 миллиона рублей. Фактически из местных бюджетов с начала года выплачено лишь 8,9 миллиона. При этом мэрия города Владивостока выплату задолженности не производит. Из 300 миллионов рублей запланированных на эти цели расходов краевого бюджета на сегодня из-за недостаточности средств выделено 14,5 миллиона.
Прекрасно понимаю, что любой приморской матери, которая годами не получает обещанного ей государством пособия, от этого не легче, но есть целый ряд объективных причин сложившегося положения. И о них нужно сказать особо. Как известно, администрация Приморского края не получает целевых средств на выплату "детских" из Министерства финансов Российской Федерации, как это предусматривалось федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". До настоящего времени суммы, указанные на выплату пособий в законах о федеральном бюджете на очередной финансовый год, лишь учитывались в общих объемах расходов при расчете краю финансовой помощи (трансферта). То есть передача финансовой помощи субъектам федерации на выплату детских пособий не носит целевого характера в силу обезличенности трансферта. Данное противоречие, на наш взгляд, должно быть разрешено именно на уровне федеральной власти. Это фактически подтвердила и Счетная палата Российской Федерации, которая в апреле текущего года проанализировала сложившуюся в стране ситуацию с обеспечением выплаты ежемесячных пособий на детей и направила в адрес правительства Российской Федерации представление, в котором, в частности, говорится: "Механизм исполнения федерального бюджета в части выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, несовершенен и не отвечает требованиям обеспечения своевременности и полноты их финансирования".
При этом необходимо иметь в виду, что в 1996 году при дефиците краевого бюджета в размере 58 процентов трансферт нам не выделялся, а в 1997 году план перечисления трансферта Приморью выполнен лишь на 46 процентов. Кроме того, распределяя трансферты, краевая администрация всегда руководствовалась указами президента РФ и соглашением с Министерством финансов РФ, которые прямо предписывали направлять полученные средства в первую очередь на погашение многомесячной задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений края. Поэтому попытки свалить всю вину за невыплату детских пособий исключительно на краевые власти, как это подчас делают некоторые "борцы за справедливость", совершенно абсурдны и не отражают истинного положения дел в этой сфере.
Что же касается невыполнения запланированных расходов по детским пособиям текущего года, то это следствие общего ухудшения экономических показателей в крае, повлекшего за собой недостаточное поступление доходов в краевой и местные бюджеты.
- В этой связи какие меры принимает администрация края, чтобы снизить остроту проблемы "детских"?
- Разумеется, все сказанное выше не означает, что исполнительная власть края не предпринимает шагов, чтобы повлиять на ситуацию с выплатой детских пособий. Краевая администрация неоднократно ставила в известность правительство, администрацию президента и Государственную думу о недостаточности средств, собираемых на территории края, для погашения задолженности по выплате пособий на детей. Однако поддержки наши обращения, к сожалению, пока не получили. В текущем году мы дважды, в мае и июле, обращались в Министерство финансов РФ по вопросу о предоставлении бюджетной ссуды из федерального бюджета на погашение задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы и детских пособий. Вопрос положительно решен не был, и 13 августа администрация края вновь обратилась с письмом в Минфин о выделении на эти цели бюджетной ссуды в размере не менее 700 миллионов рублей и об увеличении лимита перечисляемых из федерального бюджета трансфертов на ближайший месяц до 200 миллионов рублей. Последнее письмо сейчас находится на рассмотрении в Минфине.
Своим постановлением от 27 марта 1998 года № 130 "О финансировании ежемесячных пособий на детей" губернатор края определил порядок финансирования данных расходов по текущему году из средств краевого бюджета, в том числе обязал глав муниципальных образований края определить порядок и сроки погашения задолженности 1996-1997 годов по выплате детских пособий из средств местных бюджетов. Помимо этого администрацией Приморского края во исполнение указа президента Российской Федерации от 8 августа 1998 года № 923 готовится проект постановления о мерах по усилению адресности выплаты пособий на детей наиболее малообеспеченным гражданам.
- Мы говорили о бюджетных проблемах года нынешнего. И насколько известно, сейчас в администрации края весьма активно идет работа над проектом основного финансового документа края на будущий год. В заключение нашей беседы - как вы оцениваете перспективы бюджета Приморья-1999?
- Действительно, администрацией края в лице финансового управления уже проделана определенная работа по проекту бюджета края на 1999 год. В период с 30 июня по 3 июля текущего года в Министерстве финансов Российской Федерации проведена большая работа по согласованию исходной базы доходов и расходов для определения доли финансовой поддержки (трансферта) из федерального бюджета на 1999 год, в результате которой размер трансферта краю был значительно увеличен по сравнению с первоначальным вариантом, предложенным министерством финансов.
Также принято постановление губернатора края от 21.08.98 г. № 420 "О формировании краевого бюджета на 1999 год", которое предусматривает проведение организационно-методических мероприятий, обеспечивающих утверждение краевого бюджета до начала следующего финансового года.
По итогам проводимых сейчас мероприятий краевой администрацией в сентябре на заседание краевой думы будут представлены предложения по концепции межбюджетных отношений внутри края, отраслевым нормативам. А к 15 октября, как и предусмотрено краевым законом "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Приморском крае", на рассмотрение народных избранников будет представлен сам проект краевого бюджета на будущий год. Конечно, есть ряд моментов, которые осложняют работу приморских финансистов. В частности, еще не определен окончательный вариант проекта федерального бюджета, от которого зависит доходная база консолидированного бюджета Приморья. Но несмотря на это, я с оптимизмом смотрю на перспективу принятия основного финансового документа края к началу будущего года.