А у нас во дворе… парковка супермаркета

Открытие самого большого во Владивостоке торгово-выставочного комплекса «Калина молл» вызвало неоднозначную реакцию горожан.

12 март 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4483 (6188) от 12 март 2019

С одной стороны, насыщение города современными торговыми площадями, безусловно, на руку потребителям. Это обостряет конкуренцию между коммерсантами, ужесточает борьбу за каждого покупателя, что выливается в приятные бонусы: скидки, поощрительные акции и обеспечение максимально приятных условий для совершения покупки. И это не только создание всяческих удобств по передвижению и нахождению в самом здании – понятная и логичная навигация, эскалаторы, туалет, комнаты матери и ребенка, игровые помещения, кинозалы, кафе и т.д., но и парковки. Поскольку в магазины такого формата в основном приезжают на авто закупать товары и продукты впрок, на неделю и более, а не за свежей булочкой и стаканом йогурта к ужину.

И если с первыми пунктами перечня условий комфортности все вроде бы в порядке, то с последним критерием в городе нашенском ну просто беда. До такой степени, что даже очевидные плюсы от появления во Владивостоке новых торгово-развлекательных площадок воспринимаются многими горожанами только лишь как усугубление существующей проблемы.

Надо отметить, что вообще-то обеспеченность жителей Владивостока торговыми площадями превышает норматив более чем на четверть. По информации, размещенной на сайте администрации краевого центра, на тысячу жителей города приходится 779,2 кв. м торговой площади при общероссийской норме в 617 кв. м. И это данные на начало года, когда еще не был открыт масштабный торговый комплекс в Первомайском районе. Казалось бы, это обстоятельство должно подвигнуть владельцев торговых центров во Владивостоке, одном из самых автомобилизированных городов РФ, уделить особое внимание парковочным местам. Предусмотреть не только их достаточную вместительность, но и удобство и безопасность въезда и выезда. 

Однако в реальности создать весь комплекс комфортных услуг не получилось. Еще за месяц до открытия торгового центра обочина дорог на подступе к нему уже была запаркована и легковыми автомобилями, и большегрузами, очевидно, дожидающимися своей очереди для разгрузки. Уже тогда можно было прогнозировать дорожный коллапс в этом районе с открытием торговой мегаплощадки. И прогноз сбылся с лихвой: не только обочины, но и ближайшие дворы оказались запаркованными машинами покупателей. Жители микрорайона стали массово жаловаться в соцсетях, что не могут подъехать к своему дому или что оказались запертыми во дворе. И такое автонашествие, к сожалению, наблюдалось не только в дни открытия, но  и продолжается по сию пору.

Вряд ли стоит ждать падения интенсивности дорожного трафика в этом районе. И маркетологам нового центра, видимо, придется очень стараться с придумыванием заманчивых предложений и акций, чтобы граждане, несмотря на перспективы стоять в очереди на заезд-выезд с парковки или поиском, куда бы пристроить свой автомобиль, все же за покупками специально приезжали в мегамагазин в выходные или после работы. 

К тому же аналитики в один голос твердят, что люди стали реже ходить в магазины и за промтоварами, и за продовольствием. Традиционный формат торговли теряет свою популярность, все больше покупателей предпочитают виртуальный шопинг. Как уже писал «В», если розница за прошлый год увеличила оборот на 2-3 %, то, по самым скромным подсчетам, рынок интернет-торговли вырос на 15–20 %. То есть прогулки покупателей по торговым площадям теряют актуальность, даже объемы продовольственных закупок по Интернету растут – как уже готовой пищи, так и полуфабрикатов. Важная составляющая виртуального шопинга – значительная экономия времени, максимальная доступность прилавка и комфорт покупки: сиди себе на диване, выбирай, что нравится. И никакого головняка с транспортными заторами и парковками…

Ну а для горожан данная ситуация еще раз наглядно продемонстрировала неприятные последствия появления крупного торгового центра в их районе. Как говорится, чур меня…

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО