Штормовым штилем
Масштабная выставка, посвященная 30-летию группы «Штиль», открылась в музее современного искусства «Артэтаж».
«Штиль» – это художники Сергей Симаков, Андрей Камалов, Евгений Макеев, Ильяс Зинатулин, Александр Ионченков, Александр Куценко, Владимир Погребняк, Виктор Серов, восемь авторов из Владивостока, которые заявили о себе в конце 1980-х.
Основу экспозиции составили живописные и графические произведения из фонда «Артэтажа», собранные директором музея Александром Городним (напомним, всю свою коллекцию Александр Иванович безвозмездно передал Владивостоку в 2015 году с целью создания музея современного искусства). Интересно, что произведения, вошедшие в настоящую экспозицию, составляют лишь малую часть коллекции фонда «Артэтаж», ведь она постоянно пополняется. Сегодня в фондах музея только от группы «Штиль» – 271 произведение (154 – это коллекция графики, 112 живописных полотен, 1 скульптура, 4 инсталляции).
В последний раз свои работы массово, в полном составе группа «Штиль» представляла в 2004 году в залах Приморского отделения Союза художников РФ во Владивостоке. Всего за несколько лет существования группы состоялось пять выставок, каждая из которых была событием не только для самих авторов, но также для художественной жизни разных городов, в которых выставлялась группа.
– Я зацепился за них весной 1989 года, почти сразу как встал на галерейную тропу, – вспоминает Александр Городний. – Название «Штиль», насколько я помню, появилось спонтанно и не ассоциировалось со словом «стиль», как это сейчас представляется, а было придумано в противовес бурям и революциям. Эта самоуверенность и творческая свобода в действиях проявилась в названии как ирония – вместе с настороженностью и непредсказуемостью будущего всего коллектива. Кроме того, «Штиль» – это патриотично, по-приморски, это связано с морским городом (благополучной погодой), который они, «штилевцы», безусловно, любят и уважают. Что касается стиля, никто из участников группы не претендовал на свой особый либо общий стиль как манифест. Все у них находилось в постоянном движении, непредсказуемости и эксперименте. Иногда они называли себя «штилягами», но скорее это дань рок-н-роллу и шестидесятникам.
В 1990-м я вместе с Виктором Серовым повез работы группы в Москву (выставка «Владивосток» в Московском дворце молодежи представляла весомую, если не главную, часть приморского авангарда в искусстве того времени), далее не без гордости отправлял работы от каждого из них на выставки в Америку, Японию, Индию, Италию, Голландию.
В 1993-м «Артэтаж» представил выставку «Штиля» во Владивостоке. Словом, они со своими работами (как и группа «Владивосток») в первую очередь были для меня моторами, двигателями, аккумуляторами в становлении галереи. И это продолжается по сей день. Именно благодаря им уже в начале 90-х я понял, что их творчество надо беречь и лелеять. Сегодня в залах постоянной экспозиции «Артэтажа» мы можем видеть работы каждого художника из этой группы. В залах временных экспозиций проводим их персональные выставки.
О творчестве группы «Штиль» Людмила Козлова, заместитель директора по науке Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, говорила так: «Это было как обморок при полном сознании, как «отравление» свежим воздухом после привычного смрада и смога мегаполиса. Это было настоящее, живое, свободное искусство. Не московское, не ленинградское, а свое, дальневосточное – безграничное в своих притязаниях, маниакально-настойчивое в западно-восточных рефлексиях, наивное, своевольное и в любом случае глубоко своеобразное, как и все на Дальнем Востоке».
Сегодня каждый из членов группы активно работает, выставляется у нас в городе, в столицах и за рубежом. В начале века не стало драгоценного Андрея Камалова, уехал в Америку Александр Куценко, Сергей Симаков работает в Москве… Но мы храним память, приветствуя гордость приморского авангарда в современном искусстве.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ