Тени последней рыцарской войны
Послушайте, о чем они расскажут. И не забывайте никогда
«На сопках Маньчжурии. Русско-японская война глазами художника» – так называется новая выставка в Приморской картинной галерее. Она занимает всего один зал. Не самый большой. Но каждый ее экспонат распахивает перед нами двери в прошлое, заставляя думать, переживать, сопоставлять, гордиться. 115-летие начала Русско-японской войны – еще один повод поклониться несгибаемому духу русского воинства.
– Эта война едва ли не единственная, которая задела Владивосток в самом прямом смысле, – говорит куратор выставки искусствовед Светлана Руснак. – 22 февраля (6 марта по новому стилю) японская эскадра обстреляла город. Были эвакуированы все учебные учреждения, тогда же столицу региона перенесли в Хабаровск… Нам, владивостокцам, грех забывать эту войну и ее уроки.
Время горе горевать
На выставке представлено более 50 произведений живописи и графики Юрия Репина, Василия Верещагина, Николая Самокиша из собрания Приморской картинной галереи. В центре экспозиции – работа Юрия Репина «Тюренченский бой», написанная в 1912 году по заказу императрицы Марии Федоровны, являвшейся шефом 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Но даже небольшой рисунок или открытка здесь полны важной и ценной информации об истории нашей страны.
– Вот очень популярные до революции издания «Нива», приложение к «Биржевым новостям», – рассказывает Светлана Сергеевна. – С началом Русско-японской войны офицеры генерального штаба стали издавать летопись событий – еженедельный альманах с подробнейшими отчетами о происходящем, телеграммами, указами. Обложку для него создал знаменитый художник Иван Билибин. Именно от этих изданий отправлялись в Маньчжурию известнейшие художники-баталисты. В то время художник на войне выступал как документалист, репродукции его работ публиковались на страницах журналов, выходили на открытках. У нас представлены первые открытки периода Русско-японской войны. В России их издавал русский Красный Крест, или Община святой Евгении. Все сборы от продажи открыток шли в пользу Красного Креста.
Вот открытка от 27 января 1904 года. На оборотной стороне – карта военных действий. Эта война проходила не в границах Российской империи, а на территории Кореи и Маньчжурии, где Россия и Япония делили сферы влияния. По секретному приложению к русско-китайскому договору Россия должна была обеспечивать суверенитет Маньчжурии.
Интересны тематика и образы первых открыток, изданных в Москве и Санкт-Петербурге. Вот японка провожает мужа на фронт, а вот примерно такой же сюжет, но уже в России. Русско-японскую войну не зря называли «последней рыцарской». Еще одно тому доказательство – сюжет другой открытки: русский солдат выносит с поля боя раненого японского офицера и передает его в окопы противника.
А вот зарисовки с мест расположения русских войск в Маньчжурии. Как мощно выглядит русский лагерь! И слова знаменитой песни: «Взвейтесь, соколы, орлами, полно горе горевать, то ли дело под шатрами в поле лагерем стоять». Но картина быстро изменилась. Вот французские открытки с жанровыми сценами, хорошо видны заваленные снегом палатки, на них и смотреть зябко…
В этой же серии открыток поднята тема, для России скорбная и одновременно исполненная гордости: подвиг «Варяга» и канонерской лодки «Кореец». Совсем недавно, 9 февраля, в России отмечался день памяти «Варяга». Напомню: японцы атаковали крейсер в Чемульпо, нейтральном порту, на рейде, где стояли суда других стран. «Варяг» принял неравный бой. Но вернулся на рейд – снять раненых, эвакуировать команду. К слову, большинство взяли на борт французы, а американцы, например, отказались помочь… И лишь после этого командир крейсера и офицеры приняли решение затопить «Варяг». Позже он, как известно, был поднят японцами и стал учебным судном. Но из уважения к подвигу русских моряков японцы не убирали с одного борта название «Варяг».
В 1916-м Россия выкупила крейсер, он пришел во Владивосток, для новой русской команды «Варяга» была сшита специальная форма. На выставке можно увидеть уникальную бескозырку с гвардейской ленточкой. Ее выкупила галерея «Раритет» на аукционе в Париже, и было решено, что такой артефакт должен храниться во Владивостоке.
За веру, царя и Отечество…
Особое место в экспозиции занимают рисунки и картины, прославляющие подвиги русских воинов на той войне.
– Вот, например, подвиг рядового Рябова, – ведет рассказ искусствовед. – Во время Русско-японской войны наши войска еще не создали полноценную службу разведки и очень страдали от этого, фактически ведя боевые действия вслепую, наобум. Рядовому Рябову поручили разведать расположение японских войск. Он был схвачен и казнен. Перед смертью он сказал, что с радостью готов умереть за веру, царя и Отечество.
Особая тема – подвиг русского духовенства. На выставке есть несколько работ, повествующих о Тюренченском бое и подвиге священника Стефана Щербаковского.
Это был первый бой той войны. Отряд под командованием Засулича получил приказ: затруднить японцам переправу через реку Ялу. Но наши командиры и представить не могли (разведки-то не было), что у японцев пятикратное численное превосходство! Бой был тяжелым. Восемь русских рот были окружены. Командир, полковник Лайминг, принял решение идти на прорыв. Это была отчаянная атака. Солдаты шли под музыку полкового оркестра, музыканты играли, не смолкая ни на минуту. Когда были убиты командиры, в том числе полковник Лайминг, и большинство офицеров, священник Стефан Щербаковский, воздев крест, повел солдат в бой – за веру, царя и Отечество. В итоге к своим прорвались меньше трети русских бойцов. Но все же прорвались!
Священник Щербановский был ранен, а после награжден Георгиевским крестом. Картину, повествующую об этом бое, написал Юрий Репин, сын знаменитого художника Ильи Репина.
И Матерь Божья стремилась помочь
Впервые здесь можно увидеть серию акварелей, выполненных студентом 2-го курса Императорской академии художеств Борисом Смирновым.
– Став известным художником, Борис Васильевич лично прислал в музей Владивостока папку со своими акварелями и зарисовками времен Русско-японской войны, прокомментировав: «Наверное, они имеют не самое большое художественное значение, но это документальное свидетельство времени», – говорит Светлана Руснак. – Борис Смирнов прошел эту войну медбратом в летучем казачьем отряде, прочувствовал ее. А рисовал в короткие минуты отдыха, порой отрывая их от сна и еды. Он учился в классе живописи, и потому на его рисунках так четко запечатлены фрагменты пейзажа, наши туманные сопки. Есть рисунок документальный: после проигранного Мукденского сражения смещен Куропаткин и войска принимает генерал Даневич.
А вот французская открытка, посвященная гибели японского крейсера «Кишумару». Интересна она тем, что на ней записаны все крейсера Владивостокской эскадры, образованной в 1903 году.
Интересны и открытки, сделанные по рисункам и фото художников Владимирова и Кравченко. Они прибыли в Порт-Артур, чтобы запечатлеть выход броненосца «Петропавловск» из бухты и боевые маневры. Устроились на Золотой горе неподалеку, приготовили карандаши, мольберт, фотоаппаратуру. И в итоге задокументировали трагические события – гибель «Петропавловска». Как известно, его крушение унесло жизни почти 500 человек, в том числе адмирала Макарова и художника Верещагина…
И конечно, мы не могли не представить здесь список Порт-Артурской иконы Божьей Матери. У нее особая история. В 1903 году в Киево-Печерскую лавру прибыл паломник, моряк-севастополец, и сказал, что во сне ему явилась Богоматерь, стоявшая на мечах на фоне какого-то залива с городом вдалеке. В руках ее не младенец Христос, а образ Спаса Нерукотворного. Богоматерь велела матросу явиться в лавру, чтобы там по его описанию создали икону, собрать средства и отправить эту икону в город, который матрос назвал Артуром. Богоматерь сказала, что образ защитит этот Артур.
Свое задание паломник выполнил. Почти. Икона была написана, были собраны средства, но в Порт-Артур образ не попал. Он затерялся в недрах штаба главнокомандующего в Санкт-Петербурге, стал жертвой бюрократической мешанины. В столице, кстати, с образа сделали множество копий, потому что это было первое явление Божьей Матери в XX веке.
Когда икону наконец – уже во время войны – решили отправить в Порт-Артур, она смогла доехать только до Харбина. Там было получено известие, что Порт-Артур сдан. Образ был выставлен во Владивостоке в Успенском соборе.
В лихолетье следы его затерялись – на 90 лет. В 1998-м паломники из Владивостока в Иерусалиме зашли в антикварную лавку и увидели эту икону. Изумились. Спросили цену – более 10 тысяч долларов. Выкупить икону помогла настоятельница православного монастыря в Иерусалиме, а потом по всему Приморью был объявлен сбор среди православных и просто благотворителей, и в мае икона вернулась во Владивосток. После реставрации в 1999 году она стала частью иконостаса Покровского собора.
Эта выставка – наша культурная память. То, что нам нельзя забывать. Россия проиграла Русско-японскую войну и долго оправлялась от ее последствий, но подвиги русских воинов, запечатленные художниками, воспетые музыкантами, остались вне клейма позора. И это очень важно понимать.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ