Звонок для учителя
Чему приморские педагоги научились у московских коллег и что из этого можно использовать в наших школах
Управление образования приморской столицы в прошлом году запустило проект: активные молодые педагоги, участники и победители профессиональных конкурсов, вошли в команду кадрового резерва Владивостока. Задача проекта – вырастить молодых, креативных управленцев, которые со временем зайдут в городские школы директорами и завучами.
Годовое обучение для части будущих директоров закончилось стажировкой в Москве. Это был первый десант региональных педагогов в столицу. Цель поездки – выяснить, что из столичного опыта можно применить в системе образования Владивостока.
Корреспондент «В» пообщался с двумя участниками проекта, учителем начальных классов Ольгой Михалишиной и учителем истории Татьяной Дворецкой, и узнал, насколько реально перенять нашим школам передовой столичный опыт.
Образовательные комплексы и школы-трансформеры
– Каково ваше впечатление от московских школ?
– Стоило бы начать с того, что привычных нашему пониманию школ в Москве уже нет, – говорит Ольга Михалишина. – Есть образовательные комплексы, куда входят непосредственно сама школа (состоящая зачастую из нескольких зданий) и пара-тройка детских садов, территориально ей близких. Весьма удобный формат образования: родителям дошколят нет необходимости выбирать школу, ребенок просто из подготовительной группы переходит на следующую ступень – в первый класс. То есть директор школы-комплекса руководит образовательным процессом от ясельной группы до выпускного класса.
К слову, на рейтинг директоров (их профессиональная успешность определяется рейтинговой системой) влияет в том числе и то, сколько детей из подведомственных ему детсадов перешло в подведомственную ему же школу.
Еще московские школы более технологичные. Например, сейчас здания столичных школ строят так, чтобы учебные аудитории можно было легко трансформировать. Надо посадить на урок четыре класса? Перегородки убираются, в результате чего появляется достаточно вместительная аудитория. Даже коридоры задействованы в процессе учебы, то есть и там при необходимости можно провести занятия.
– Но эта схема организации школ вряд ли подойдет Владивостоку…
– Понятное дело, что многое из ноу-хау столичного образования нам не подойдет просто потому, что у нас и у Москвы различные системы финансирования. Москва, как город федерального значения, имеет иную схему организации системы образования. Но есть вещи, которые можно было бы позаимствовать и нам.
Московские школы довольно тесно взаимодействуют с музеями, библиотеками, вплоть до того, что используют их площадки для проведения уроков. Столь же взаимовыгодные условия выстроены с учреждениями дополнительного образования. Музыка, ИЗО выведены за пределы школы и проводятся в стенах домов и центров детского творчества (ДДТ и ЦДТ). Как и технология – резьбе по дереву, шитью, кулинарии ребят учат преподаватели ДДТ и ЦДТ. Физкультурой дети занимаются на базе спорткомплексов. И все в итоге довольны: школы в результате этого партнерства получают свободные площади, учреждения дополнительного образования – массовое посещение детей.
В фас и в «профиль»
– Еще одна идея, активно используемая в московских школах, – профилизация. То есть первичная профориентация, – поясняет Татьяна Дворецкая. – Детей со школьной скамьи целенаправленно готовят к выбранной ими профессии. Причем профили организуются не столько по запросам родителей (хотя их пожелания учитываются), сколько исходя из нужд города. Сейчас, например, чрезвычайно популярны медицинские, инженерные профили, кадетские классы.
На набранный класс выделяется финансирование, закупается оборудование. Например, медицинские классы по своей оснащенности практически ничем не отличаются от аудиторий в медвузах. В качестве учителей приглашаются магистранты – выпускники 4-5-х курсов – и даже преподаватели.
И, что немаловажно, выпускникам обучение в профильных кассах при поступлении дает дополнительный балл.
К слову, и у нас во Владивостоке запущен проект создания педагогических классов – таким образом организаторы проекта планируют решить проблему дефицита педагогических кадров. Нужно понять, какие специалисты необходимы нашему городу, и начиная с 7-го класса готовить целенаправленно детей к профессии, привлекая к процессу и вузы.
– Вопрос, который волнует многих, по крайней мере тех, чьи дети учатся по субботам: хватает московским школьникам пятидневки для учебы?
– По субботам – день кружков. Дополнительное образование там, в принципе, поставлено на широкую ногу. В Москве работает единое окно записи во все работающие на территории муниципалитета кружки. Для примера: на базе одного из образовательных комплексов, за чьей работой следили наши педагоги, работают 92 бесплатных кружка и 102 платных! Повторюсь: это только те кружки, которые работают в зданиях комплекса. А есть еще и ЦДТ, и ДДТ («Забвению не подлежит» – см. на стр. 3).
Задачу с поиском преподавателей для ведения в школах бесплатных кружков решил столичный проект «Долголетие». С одной стороны, из школы делают культурно-образовательный центр для пенсионеров, желающих подучить языки, обучиться компьютерной грамотности, научиться пользоваться порталом «Госуслуги». Здесь пенсионеры по вечерам занимаются танцами, просто общаются. В результате школа задействована весь день, а с другой стороны, те же пожилые люди предлагают школе свои услуги по ведению бесплатных кружков.
– Второй смены тоже нет?
– У них есть так называемая досменка. Скажем, это несколько облегченная версия второй смены, так как начинается она не после обеда, а в 11 часов утра. За счет освободившихся площадей школы могут позволить себе работать в таком режиме.
Реши задачу – получишь пароль
– Считается, что конкурировать с московскими выпускниками нашим сложно, так как там уровень образования выше…
– Дело не в уровне образования, во всяком случае, наши учителя столичным коллегам не уступают. В московских школах все нацелено на познавательную мотивацию учеников! Даже в мелочах это проявляется. У ребенка есть возможность подключиться к школьному Wi-Fi, но для этого ему необходимо отгадать пароль. А это отдельное задание, причем каждый день новое. Например, на стенде висит объявление: «Сегодняшний пароль к Wi-Fi – название европейского торгового города, чей герб изображен ниже». И у ребят появляется мотив к решению дополнительных задач либо (в данном случае) к дополнительному изучению истории, географии, геральдики.
Предметам отданы не классы – этажи, причем в оформлении активно участвуют и сами школьники: готовят проекты, пишут на уроках информатики интерактив, и вот вам, пожалуйста, мультимедийные иллюстрации. В самих школах очень много сделано руками детей – стены коридоров украшены выполненными ими инсталляциями (а к тому, что ребенок делает своими руками, он и относится более бережливо), в школе культового педагога Евгения Ямбурга на этажах – галерея портретов учителей, выполненных в виде шаржей их учениками.
И тем не менее мы не согласны с мнением, что наши школьники, наши учителя неконкурентоспособны. Поступают же наши выпускники в московские вузы…
У нас свой микроклимат…
– А что больше всего вызвало зависть у вас и ваших коллег во время московской стажировки?
– Электронный документооборот! У московских педагогов есть своя единая информационная система, которая фиксирует все профессиональные заслуги учителей: выпуск высокобалльников, участие в конкурсах, проведение открытых уроков (свои открытые уроки московские учителя выставляют в Сеть для ознакомления коллегам, за это они, к слову, получают прибавку к жалованью). И если наши (и не только) педагоги для того, чтобы получить следующую категорию, вынуждены собирать огромный пакет документов, то их московским коллегам достаточно заполнить на портале заявку. А дальше система все делает сама. Более того, если система накопила на конкретного педагога достаточно доказательств его профессиональной успешности, она сама направляет ему предложение повысить категорию. Учителю лишь остается согласиться.
Еще важна ставка на информационную открытость: все значимые мероприятия, проведенные школами, незамедлительно выкладываются в социальные сети с обязательной ссылкой на сайт школы, и родители всегда в курсе, чем занимаются их дети.
– Вопрос, возможно, не совсем корректный, но я его задам: сколько получают московские учителя?
– От 70 тысяч рублей и выше. Если у педагога зарплата ниже, тут уже возникает вопрос к директору. Мы уже сказали о том, что если учитель выкладывает в Сеть свой открытый урок, то ему к зарплате идет надбавка. Так вот, если кто-то из его коллег возьмет этот урок себе в пользование, то и ему идет доплата к зарплате.
– Не возникало желания остаться?
– Признаться, москвичи приглашали. Но кто наших детей учить будет? Кроме того, несмотря на техническую оснащенность московских школ и, что скрывать, более чем достойные зарплаты столичных учителей, у наших школ есть существенное преимущество – душа. Да, там сформирован корпоративный дух, московские педагоги гордятся отсутствием конкуренции. Но в наших школах есть свои традиции, свой устоявшийся микроклимат. В столице нам этого очень сильно не хватало. Почему так сложилось? Возможно, потому, что в большинстве своем столичные учителя – приезжие. Да, они много и качественно работают, но все равно они временщики.
– Что вам дал этот год учебы?
– Многое. Мы увидели траекторию своего пути. У многих молодых педагогов, что скрывать, после 3-5 лет работы возникает вопрос: что дальше? Стоит ли оставаться в профессии или искать себя в другом деле? Для нас этот вопрос уже не стоит. И самое главное: мы знаем, что предложить нашим школам. В клубе директоров (профессиональное сообщество руководителей школ) мы озвучили все свои наблюдения, привезенные из столицы, и особенно то, что можно использовать у нас.
– Много было скептицизма в отзывах коллег?
– Нет. Скажем больше, многие конспектировали наши выступления. В конце концов, наш город стал столицей Дальнего Востока. Как говорится, претендуешь – соответствуй.
Мнение
Стоит сказать, что владивостокский образовательный проект, представленный Ольгой Михалишиной и Татьяной Дворецкой, достойно оценили и преподаватели из Хабаровска, которые в течение года вели молодых педагогов, и московские коллеги.
– Никто сейчас не учит учителей быть директорами. А ведь это, по сути, две разные профессии, две разные задачи: учить и руководить, – отметила Светлана Машовец, доктор педагогических наук, профессор и директор АНО «Дальневосточный институт содействия общественному развитию». – Принято считать, что эффективные менеджеры могут руководить всем. Мы же исходили из того, что директора школ – это совершенно иной тип руководителя. Благодаря своим личностным качествам, своим профессиональным, управленческим навыкам директор школы способствует развитию не только детей, но и педагогов. И, понимая их индивидуальные особенности, выстраивает свою управленческую деятельность, создает команду, единую в своих целях и ценностях.
Автор: Анжелина ШИЛАН