Азбука спасения не должна быть забыта
Читатель «В» предложил установить в приморской столице памятник морзянке. И объяснил почему
Редакционная почта «В» ежедневно пополняется посланиями читателей. О чем нам пишут? О проблемах, тревогах, надеждах и чаяниях. Каждое письмо индивидуально. Одни дают старт серьезным расследованиям и материалам, другие – почву для размышлений, третьи – интересные предложения. Но все они мотивируют нас становиться лучше и быть внимательными к мелочам.
Сегодня мы публикуем письмо от нашего читателя из поселка Нового Надеждинского района Григория Григорьевича Белана, который уже на протяжении многих лет выступает с предложением увековечить во Владивостоке память об азбуке Морзе – морзянке, с помощью которой во время трагедий и катастроф на море были спасены тысячи жизней.
Сигналы истории
«32 года (с 1965-го по 1997-й) я работал радистом на флоте, – пишет Григорий Григорьевич. – Из них 20 лет на судах и 12 лет дежурным техником в радиоцентре в Дальневосточном морском пароходстве. И никогда я не жалел о выборе своей профессии. Хоть она была не из легких, но очень интересной и нужной.
Из истории мы знаем, что радиосвязь посредством азбуки Морзе была изобретена и осуществлена нашим соотечественником Александром Степановичем Поповым в 1895 году. И целое столетие верой и правдой служила человечеству.
Вклад радиосвязи в жизнь городов, особенно морских, огромен, с ее помощью оперативно осуществлялось управление флотом, а сколько было спасено судов и человеческих жизней! Наверное, если взять в расчет весь мир, счет шел бы на тысячи и миллионы. Прослужив целое столетие и сделав свое дело, морзянка ушла в историю, а потом про нее вроде бы как потихоньку забыли.
В 1997 году ушел с флота в связи с достижением пенсионного возраста и я. Морзянка к тому времени тоже вроде как «ушла на пенсию». Ее заменила более оперативная и доступная спутниковая связь, посредством которой капитан судна, находящегося в любом районе Мирового океана, в считаные секунды может установить связь с любым абонентом на любом континенте, в том числе с любым судном.
Морзянка стала ненужной. Но разве можно исключить ее, целое столетие верно и успешно служившую Отечеству, из истории? История не простит такой несправедливости. А нам, ветеранам радиоморзянщикам, конечно, обидно, что этот легендарный вид связи, принесший так много пользы человечеству, сейчас никто не вспоминает.
Я вношу предложение, чтобы у нас во Владивостоке, где располагался самый большой в мире флот, крупные радиоцентры «Морской» и «Рыбачий», да что скрывать, крупнейший военный флот, который тоже не мог обойтись без азбуки Морзе, память об этом виде связи не была забыта.
У меня сохранился как самая дорогая память о 32 годах службы ключ Морзе, который радисты почему-то называли ласково и шутя «лягушкой». Хотелось бы, чтобы этот ключ напоминал жителям Владивостока и его гостям о его былых заслугах. Мне кажется, было бы прекрасным решением посвятить ему памятник, эскиз которого пусть придумают зодчие, скульпторы или дизайнеры. И, наверное, целесообразно за ключом изобразить радиста в наушниках.
Во Владивостоке в последнее время появилось много памятников: скульптура Юла Бриннера возле здания Дальневосточного пароходства, скульптура моряка загранплавания на пересечении улицы Адм. Фокина и Океанского проспекта, памятники Владимиру Высоцкому и легендарной Катюше. И это очень хорошо. Давайте вспомним не менее легендарный ключ Морзе. Он доброй памяти заслуживает».
Морзянка до Брежнева доведет
В дополнение к своему письму Григорий Григорьевич перечислил некоторые известные и не очень известные широким массам (но от того не менее благородные) примеры роли связи посредством азбуки Морзе. В некоторых описанных событиях наш читатель принимал участие лично.
«Самый первый случай спасения после изобретения Поповым искровых приемников и передатчиков имел место в Северном море у острова Готланд (примерно в 1895 году), когда российское судно «Генерал-Адмирал Апраксин» во льдах потеряло ход и отправило сообщение о бедствии и свои координаты, – рассказывает Григорий Белан. – Для спасения судна был отправлен недавно построенный по проекту адмирала Макарова первый в мире ледокол «Ермак».
За все времена мореплавания самое трагическое бедствие произошло в Атлантическом океане с крупнейшим в мире пассажирским судном «Титаник», получившим громадную пробоину при столкновении с айсбергом. Капитан Смит отдал распоряжение радисту Филипсу дать сигнал бедствия. В эфир полетели тревожные сигналы Морзе. Хотя потери и были огромны (утонуло более 1000 человек), все же около 800 было спасено.
Примерно в 1932 году, проходя Индийский океан, советское судно-танкер «Советская нефть» приняло сигнал SOS с французского судна «Жорж Филипар», где случился пожар. Наши моряки успели снять французов с горящего судна.
Широко известна история с потерпевшим крушение во льдах Северного Ледовитого океана советским научным судном «Челюскин», где капитаном был Воронин, а начальником экспедиции Отто Шмидт. В тяжелых льдах судно было раздавлено, и 102 человека высадились на лед. Тревожный сигнал радисты успели отправить в Москву, и правительство на спасение людей направило авиацию. Все 102 человека с «Челюскина» были вывезены на Большую землю, а летчики Водопьянов, Молоков, Громов, Ляпидевский и Леваневский стали первыми Героями Советского Союза.
Довелось принять участие в спасении экипажа и первой в мире женщине-капитану Анне Щетининой. В декабре 1943 года, следуя в Беринговом море, во время шторма переломился пополам теплоход «Валерий Чкалов» во главе с капитаном Шанцбергом, который запросил помощи. И первым на помощь пришел теплоход «Жан Жорес», где капитаном была Щетинина. Во время сильнейшего шторма «Жану Жоресу» удалось взять переломившийся теплоход на буксир и удерживать его на плаву до подхода американского спасателя.
Опасная ситуация возникла на пассажирском теплоходе «Туркмения» Дальневосточного морского пароходства, где в качестве пассажиров было более 100 детей (судно осуществляло туристический рейс). На теплоходе неожиданно возник пожар. Приняв сигнал бедствия, на помощь поспешили суда и спасатели. Всех детей и членов экипажа спасли.
В марте 1965 года Федор Шамов, начальник радиостанции теплохода «Тайга», где я был вторым радистом, принял сигнал SOS с сахалинского теплохода «Тобол», на котором неожиданно пробило туннель гребного вала, в результате чего на судно стремительно стала поступать вода. С помощью плотов и шлюпок все моряки с «Тобола» были спасены, а через пять минут судно затонуло.
В 1975 году теплоход ДВМП «Лахта», где я работал начальником радиостанции, после выгрузки леса в японском порту Хитачи следовал в Тихом океане в сторону Сангарского пролива. Во время вахты на частоте вызова и бедствия 500 килогерц я услышал сигнал тревоги, после чего последовало сообщение с сахалинского судна «Яна». Из-за отказа двигателя судно потеряло ход и дрейфовало в сторону японского берега. Еще час-два – и оно могло оказаться или на мели, или у береговых скал. Это сообщение я немедленно вручил капитану «Лахты» Велесову. Теплоход «Яна» был взят нашим судном на буксир и доставлен на ремонт в Находкинский судоремонтный завод.
В 1972 году во время бомбежек американскими самолетами вьетнамских объектов под обстрел попал советский теплоход «Гриша Акопян». Был ранен капитан Пухов, погиб боцман Зотов, на судне возник пожар. Начальник радиостанции Юрий Неунылов принял единственно правильное решение. На частоте Владивостокского радиоцентра был передан сигнал тревоги, а за ним – сообщение о бомбардировке судна американскими самолетами. Приняв это сообщение, наши радисты немедленно отправили его в Москву. Прошло несколько минут, и Леонид Брежнев уже по телефону потребовал от президента США Никсона немедленно прекратить обстрел советского судна, что и было американцами выполнено.
Теплоход «Гриша Акопян» получил разрушения, после которых восстановлению не подлежал. Судно было отправлено на металлолом. По имеющимся сведениям, американцы полностью возместили ущерб нашей стране, а семье погибшего боцмана выплачивали компенсации.
В этом письме я привел лишь несколько случаев, подтверждающих благородную роль радиосвязи с помощью азбуки Морзе. К ее заслугам надо отнести тысячи спасенных судов и миллионы человеческих жизней».
Что тут можно сказать? Спасибо вам, дорогие читатели, за вашу активность, за то, что вы искренне болеете за родное дело. К примеру, Григорий Белан приложил к письму продолжительную переписку с администрацией Владивостока, в которой он всячески защищал свою идею, и заметил, что никогда не унывал, если приходил отказ: верил, что однажды его услышат. Мы в это тоже верим.
К сожалению, газетные страницы не позволяют публиковать все ваши послания полностью. Но, уверяем вас, каждое прочитывается от первой до последней строки. Поэтому пишите нам письма, мы очень ждем.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ