Фройляйн, мадемуазели и просто красавишны

Французская кукла изящна, немецкая практична, ну а русская – редкость

20 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4477 (6182) от 20 февр. 2019

Как они все-таки прелестны, эти вечно юные барышни с фарфоровыми личиками… Вновь взглянуть на уникальных и прекрасных старинных кукол приглашает владивостокцев и гостей города мемориальный Дом-музей семьи Сухановых.

Выставку, сформированную из фондов известного коллекционера-антиквара Алены Смышляевой, музей представляет уже третий раз, а чисто кукольную – второй, но нет никаких сомнений, что от посетителей не будет отбоя. Уж больно хороши и интересны экспонаты!

Дорогое удовольствие

– Первую выставку старинных кукол мы провели в 2017 году, – говорит директор дома-музея Жанна Славинская. – Тогда Алена Смышляева показала владивостокцам, какими вообще были куклы прошлых веков, из чего их делали, как одевали. Нынешняя выставка немного о другом. Мы хотим показать кукол примерно одного периода и рассказать, как они путешествовали сквозь время… 

В экспозиции представлено более 30 фарфоровых красавиц дореволюционной поры, по сей день сохранивших свое очарование. Изящные и завораживающие, когда-то они украшали будуары и опочивальни европейских аристократок. 

– Именно так! – подтверждает Алена Смышляева. – Такие куклы были отнюдь не дешевой игрушкой, я бы даже сказала дорогим удовольствием. Их с охотой покупали не только родители девочек из богатых, по-настоящему богатых семей, но и вполне взрослые дамы. И, надо заметить, очень часто играть со столь прелестной куколкой девочкам практически не разрешали. Бывало, что куклу доставали из шкафа, где она хранилась за стеклом, только для того, чтобы сфотографировать ребенка в парадном платье и с красивой дорогой игрушкой в руках. А потом эту драгоценность снова убирали подальше от неловких детских рук. Или же разрешали играть только под присмотром няни…

Рассказ Алены Смышляевой подтверждается историями из художественной литературы. Например, в биографическом романе «Дорога уходит вдаль» Александра Бруштейн вспоминала, как в гостях у дочери зажиточного ростовщика она попыталась поиграть с красивой куклой:

«У Любочки, правда, много игрушек, но чуть возьмешь которую-нибудь в руки, Любочка начинает тревожно зудить:

– Осторожно! Не урони! Не сломай! Это очень дорогая кукла! Заграничная!».

– Большинство кукол на выставке действительно заграничные, – говорит коллекционер. – Они произведены во Франции и Германии в тот период, который принято называть «золотым веком куклы», это конец XIX – начало XX веков. В то время технологии стали такими, что кукол изготовляли из бисквитного фарфора (вернее, только головы, тела были из композитных материалов). А их лица были похожи на натуральные, даже цвет кожи имитировался, потому что фарфор обжигался дважды, но не глазировался. Куклы были одновременно очень красивыми, декоративными и в то же время реалистичными, их можно было спутать с настоящими детьми. Тогда же достигли больших высот в своем мастерстве изготовители париков для кукол, нарядов, аксессуаров…

Французские куклы выглядят более утонченными и изящными, а немецкие, являясь во многом отражением немецкой практичности, более подходящие для игры, они попроще и функциональнее.

Есть у нас и японские куклы, потому что Владивостоку близка эта культура, кроме того, в дореволюционные годы здесь жило немало японцев, в том числе с детьми. Это куклы того же периода, но выполнены в другой технике: они из дерева и покрыты толченой ракушкой. 

Буржуазный пережиток

А вот русских кукол – российского производства того же времени, конца XIX – начала XX веков, то есть до революции – на выставке почти нет. Вернее, есть одна, и она – самый драгоценный экспонат. Это кукла фабрики купца Дунаева 1910 года выпуска. 

– Вся беда в том, что наши русские куклы не пережили, не перенесли бурной российской истории начала прошлого века, – рассказывает Алена Смышляева. – Слишком хрупкая вещь фарфоровая кукла, чтобы уцелеть в вихре революции, эмиграции, обысков, ссылок. Мало того, в 1924 году нарком просвещения Луначарский объявил таких кукол – красиво одетых, с расписанными личиками – буржуазным пережитком. Видимо, детям молодой советской республики требовались игрушки попроще и менее красивые. Началась настоящая травля: куклы сотнями разбивались прямо на складах, в магазинах… 

А ведь было, было у нас в стране производство, которое могло конкурировать с иностранным, с производителями кукол из Франции, Германии. Основал его С.Г. Дунаев – имя промышленника, увы, не сохранилось, в разных источниках его зовут по-разному (то Сергей Григорьевич, то Семен Григорьевич). Но достоверно известно, что в 1893 году он открыл под Москвой фарфоровую мастерскую, которая к концу века производила кукол нескольких видов (фарфоровых и более дешевых терракотовых), а также другие игрушки, сувениры и много чего еще. Куклы Дунаева шли на экспорт и покупались в разных странах, причем особым успехом пользовались те, что были наряжены в русские народные костюмы. Завод Дунаева еще работал во времена НЭПа, но к 1937 году был полностью ликвидирован. Фарфоровые куклы-красавишны советским девочкам были не нужны! 

Их антиподом, можно сказать, служат первые куклы советского легкопрома, начала 30-х годов, они тряпичные. Несколько таких игрушек представлено на выставке в музее семьи Сухановых.

Вот так экспозиция, в которой можно увидеть не только кукол, но и, например, настоящую детскую швейную машину знаменитого бренда «Зингер» (и она до сих пор шьет по-настоящему, хоть и сделана в начале прошлого века!), веревку с миниатюрными прищепочками, на которых сушатся кукольные панталончики, рассказывает нам о самых страшных годах нашей истории…

То, что останется на века 

– А дунаевскую куклу 1910 года выпуска я купила на блошином рынке в США, – объясняет Алена Смышляева. – Я вообще предпочитаю пополнять свою коллекцию не через интернет-аукционы, а вот так – на рынках, на гаражных распродажах. Мне интересно находить там уникальные вещи, реставрировать их, возвращать им первоначальный вид. Например, у многих кукол на выставке новые парики и туфельки, это первое, что теряется с годами, а вот платья, как правило, аутентичные, хотя и постиранные-зашитые. Я делаю это очень аккуратно, с великим уважением к первоначальному облику куклы. 

Кстати, что приятно, подновлять личики почти не приходится. Замечательная технология двойного обжига оправдывает себя через века.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ