А мне приснился сон, что Пушкин был спасен…

Спектакль о том, что поэта можно не любить и быть хорошим человеком, представляет театр молодежи

19 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4476 (6181) от 19 февр. 2019

В первый день весны Приморский краевой театр молодежи приглашает зрителей на открытие обновленной малой сцены, которое ознаменуется еще и премьерой. 

Одна из лучших современных российских пьес «Спасти камер-юнкера Пушкина» (в 2013 году на «Конкурсе конкурсов» фестиваля «Золотая маска» она получила первый приз) будет теперь и на сцене нашего города. Можно быть уверенным: спектакль не оставит никого равнодушным и вызовет самые разные отклики – от восторга до ярого отрицания. 

Драматург Михаил Хейфец начинает свое произведение, что называется, с места в карьер: «Пушкина я возненавидел еще в детстве. Можно сказать, как-то сразу не заладилось. Еще с детского сада…» А дальше следует – нет, вовсе не ниспровержение кумиров, а просто веселая в меру и в меру трагичная история одного паренька. Обычного такого мальчишки, которого можно найти в любом дворе любого городка России: он немного хулиган, но вовсе не злой, он не блистает знаниями и учится не на пять, но он не чурается работы, служит в армии… Он – как у Шукшина в свое время – живет такой парень. Просто так получается, что в большинство жизненных неприятностей у Питунина (так зовут героя) так или иначе впутывается имя Пушкина. Да-да, прямо с детского сада… 

Чтобы поставить «Спасти камер-юнкера Пушкина», театру молодежи пришлось вести долгие и непростые переговоры с Михаилом Хейфецем. Доверили постановку молодому режиссеру из Санкт-Петербурга Виталию Дьяченко. 

– Конечно, мне хотелось поработать с таким хорошим материалом, – говорит Виталий Дьяченко, – но более всего мне хотелось при помощи этой пьесы пообщаться с подростками от 14 и старше, кстати, именно на них мы и ориентируем свою постановку. Пьеса говорит о взрослении и осознании себя, о сложных моментах в жизни каждого мальчика, юноши, мужчины, о ловушках, которые мир расставляет перед человеком… А главное – что нелюбовь к Пушкину не является чем-то ужасным. Можно не любить, но отдавать должное, не любить, но признавать величие, не любить, но, взрослея, понимать… 

В пьесе – один главный герой, за ростом и взрослением которого мы наблюдаем. Виталий Дьяченко решил постановку по-своему: Питунина играют сразу четыре актера театра молодежи – Денис Лашко, Герман Авеличев, Юрий Шадрин и Николай Тирищук. Каждому доверен свой момент взросления, своя история из длинной жизни, так сказать.

– Мы передоверяем героя хору, – говорит режиссер. – Это такой многоголосый рассказ о судьбе и приобретении опыта. Кому-то достался опыт детского сада, кому-то – первой любви, кому-то армии, но всех объединяет общий культурный код – от нелюбви к Пушкину до осмысления. Сам факт осмысления помогает человеку пробить потолок, понимаете, вырасти. 

Как я отбирал актеров? Интуитивно. Я не шучу. В театре молодежи активный период репетиций сейчас, несколько постановок в работе. Актеры буквально нарасхват. Поэтому я советовался с коллегами, сам смотрел спектакли и считаю, что выбор у меня в точку, очень правильный. 

Интересно, что актер Денис Лашко выступил и в роли композитора, занялся музыкальным оформлением спектакля. В качестве основной темы он выбрал упоминаемую в пьесе мелодию «У моря, у синего моря». И написал несколько вариаций на эту тему.

– Главное, как мне кажется, в музыкальном оформлении, – говорит Денис Лашко, – найти музыку типичную, даже стереотипную, такую, чтобы зритель, услышав первые такты, сразу понял: о, это играют в детском саду, например. Понимаете? Ведь наша постановка во многом тоже говорит о стереотипах в воспитании, в преподавании Пушкина, в эксплуатации его образа…

Интересная работа выпала и на долю художника спектакля Натальи Стороженко. Ей нужно было создать также типичные, узнаваемые образы. Наталья Васильевна подошла к поискам решения с юмором и мудростью. Например, на Питунине – воспитаннике детского сада, впервые столкнувшегося с тем, что нельзя говорить взрослым, что ты не любишь Пушкина, надеты невероятные, вот прямо из прошлого хэбэшные колготки. В таких, наверное, ходил каждый, кому сегодня за 35… 

Из таких интересных, ярких решений – режиссерских, актерских, музыкальных, оформительских – и складывается постановка, которая обещает стать очень яркой страницей в театральной жизни Приморья. 

Кстати, все участники спектакля, по их собственным словам, по-разному относятся к Пушкину и его творчеству. Кому-то его поэзия не очень близка, нравятся другие ритмы и мелодики, кто-то может прочесть «Медного всадника» наизусть и «Бесов» на французском. Но все сходятся в одном: неважно, любишь ты Пушкина или нет, важно, что ты сумел осмыслить, почему так. И не зациклился на своей любви или нелюбви, не стал фанатиком. А значит, ты вырос. 

Кстати

Игорь Селезнев, директор театра молодежи:

– Нам был необходим ремонт на малой сцене, чтобы превратить это помещение в настоящий мини театральный зал. Мы поменяли освещение, подиум, стулья и многое другое. 

«Спасти камер-юнкера Пушкина» – первая из целой серии новых постановок, которые будут планомерно менять репертуар театра (я говорил об этом в прошлом году, когда пришел на работу в театр молодежи). Сейчас в театре в работе еще три новые постановки. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ