Кто у учеников в авторитете?

Дети не слышат ни учителей, ни церковь, ни полицию. И равняться сегодня им не на кого, уверен эксперт

19 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4476 (6181) от 19 февр. 2019

В Приморье завершилась история с нашумевшим уроком полового воспитания по понятиям, проведенным в школе села Первомайского Михайловского района для мальчишек 5–8-х классов. Суд признал директора учебного заведения виновным в нарушении права на образование и назначил ему штраф в 30 тысяч рублей.

Как отмечается на сайте Генпрокуратуры, в школе действительно состоялась беседа с подростками, на которой обсуждались вопросы полового воспитания несовершеннолетних. Однако провели ее лица, не имеющие отношения к органам системы профилактики правонарушений, не обладающие специальными знаниями и, стало быть, не уполномоченные на проведение такого рода бесед с учащимися. «Авторитетами» оказались двое лиц с погашенной судимостью и один человек, не привлекавшийся к уголовной ответственности.

В Генпрокуратуре полагают, что директор школы ради урока о половом воспитании необоснованно прервал учебный процесс. Был также нарушен пропускной режим на территорию школы.

Как ранее объяснял глава района Владимир Архипов, тот злополучный урок вели двое бывших учеников школы, чтобы урегулировать произошедший ранее конфликт между учащимися. Двое школьников что-то не поделили, один допустил в отношении другого непечатное выражение, точнее, угрозу. Чтобы растолковать, сколь неприглядна эта угроза, и провели тот урок. Но вылилось это в скандал на всю страну.

Что сегодня происходит в нашем обществе и в наших школах, кто для современных детей является авторитетом и почему руководство образовательных учреждений прибегает к нестандартным и спорным решениям – всем этим темам была посвящена авторская программа «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма». Экспертом выступил глава кафедры философии ДВО РАН Андрей Поповкин. 

Ситуация – не новация

– Можно ли приглашать в школу посторонних, у которых за плечами судимости? Можно ли этим людям учить школьников жизни по понятиям? – начал разговор ведущий. 

– Приглашение уголовных авторитетов к работе с молодежью – это не какая-то новация нашего времени, – сообщил эксперт. – Если кто-то вспомнит конец 90-х, то в Хабаровском крае тогда работал целый молодежный оздоровительный лагерь, который держали уголовные авторитеты. На каком-то острове собирали детей и в течение двух-трех месяцев учили их тому, что можно, а чего нельзя пацанам делать по понятиям. Они возвращались крепенькими, розовощекими и с усвоенным тюремным кодексом чести. В 90-е это было объяснимо. Полная катастрофа нравственных устоев. Рухнуло мировоззрение у большей части населения. И, конечно, криминальное сообщество, которое сохранило хоть какие-то представления о том, что хорошо и что плохо, выглядело более здоровым. 

В наши дни, когда очень активную позицию на ниве воспитания занимают власти, министерство образования, Русская православная церковь, поступок директора, пригласившего сторонних людей, стоит рассматривать не как анекдотический случай, а как симптом гораздо большей проблемы. 

Мыслить критично

– В отношении директора школы было возбуждено дело об административном правонарушении, – подчеркнул Андрей Калачинский. – Прокуратура подтвердила, что встреча была, что был нарушен распорядок учебы и пропускной режим. Но прицепились именно к формальным признакам, а не к сути. В каких случаях нужно (и можно ли?) приглашать в школу людей, у которых за плечами суровая школа выживания на зоне?

– Я верю, что человек способен к истинному и глубокому раскаянию, – отметил Андрей Поповкин. – Человек, совершивший в своей жизни ошибки, признавший их и раскаявшийся, – это, безусловно, в духовном смысле весьма интересный и полезный собеседник для ребят. Но только не для пяти- или семиклассников. 

У меня есть авторская программа для старшеклассников под названием «Встреча с философом», разработанная при поддержке коллег с кафедры философии. В ее рамках я веду разговор о жизненных смыслах и ценностях. Первоначально выступал перед учениками 10–11-х классов, а потом знакомые попросили выступить в школах, где учатся их дети. Я обнаружил: если с учениками 8-х классов еще могу вести диалог, то, когда меня привели к ученикам 6-х классов, я понял, что разговор, требующий нравственной рефлексии, невозможен. Дети не готовы отнестись к нему критично. Они усваивают мои слова как что-то должное, не осмысляют их. Мне пришлось оперативно переключаться в назидательный дискурс, рассказывать детям поучительные истории. Это они слушали с интересом. Дети младше 7-го класса очень восприимчивы. Если их заразит личное обаяние выступающего человека, то они способны некритично усвоить любые высказанные им нравственные нормы, идеи. И в этом смысле, конечно, к детям этого возраста нужно приглашать только педагогов.

Агрессия – признак потерянности

– Вернемся к конкретному случаю в селе Первомайском, – предложил ведущий. – Далекий уголок Приморского края. Небольшое село. Школа. Вдруг там происходит вспышка между младшими школьниками. Дети угрожают сверстникам сексуальным насилием. В запале брани говорят плохие слова. Как тут поступать? Я считаю, что директор школы, если она была инициатором встречи, поступила абсолютно правильно. Ведь наверняка то была не первая попытка найти общий язык с этими ребятами. Увещевания в стиле «Вася, не ругайся матом» не действуют. Ничего не оставалось, как позвать людей, на которых эти подростки якобы ориентируются.

– С одной стороны, я согласен, что можно положительно оценить попытку директора найти какие-то нравственные авторитеты для ребят, – отметил Андрей Поповкин. – Но в данном случае мы наблюдаем некомпетентное решение проблемы. Прежде всего у нас есть Приморский краевой институт развития образования (ПКИРО). Директор могла каким-то образом позвонить и попросить консультацию, помощь в решении этой педагогической проблемы. 

– Но тем самым она бы признала свое педагогическое бессилие, – заметил ведущий. – И начальство бы рассердилось: вы там для чего находитесь, если сами решить не можете! Читайте методичку такую-то!

– В таком случае начальство проявило бы свою некомпетентность, – подчеркнул эксперт. – Профессионал от профана отличается тем, что четко понимает, что он может сделать, а что нет. Это профан думает, что может сделать все. Я думаю, что в ПКИРО смогли бы что-то подсказать или прислать специалистов, которые были бы в состоянии провести нужную беседу. 

– Вы думаете, мальчики бы их послушали? Приехала бы тетенька из Владивостока с правильными словами. А ведь детей как раз интересуют неправильные слова, – заметил ведущий.

– ПКИРО сотрудничает не только с тетеньками, но и с дяденьками. В том числе и со мной, и со многими другими. Я никогда не отказываюсь, когда меня зовут, – отметил Андрей Поповкин. – Как правило, агрессия и насилие у подростков – признак того, что они потерялись. Школьные учителя – профессионалы в преподавании своего предмета. И в преподавания необходим назидательный дискурс. На этой почве у них происходит профессиональная деформация – навязывание своего мнения. У меня, поскольку я работаю с аспирантами, больше развит диалогический режим общения. Мне кажется, что шансы на успех встречи эксперта-педагога с ребятами из сельской школы все-таки были. Беседа же с уголовными авторитетами не очень-то поможет. Разве что научит их заметать следы. 

К диспутам не готовы

По словам Андрея Поповкина, сегодняшним подросткам не хватает героя нашего времени. 

– Если мы спросим у учителей, кого вы можете привести подросткам в пример, то им некого назвать, – говорит он. – Я имею в виду не людей из прошлого, из советского периода или седой старины, а из настоящего. Кто? Ольга Бузова, которая прогрызла себе путь наверх всеми правдами и неправдами? Это одна из острейших проблем, стоящих в области воспитания. 

Увы, примеры РПЦ тоже не подходят. Их святые – это либо монахи, либо мученики. А мученик – пример того, как умереть по-христиански. Но как жить – остается большим вопросом. Плюс к этому у многих наших священников такая же назидательная позиция, как и у учителей. Они норовят всем сказать, как жить правильно. Если же им начинают задавать неудобные вопросы, то к равному диалогу, к диспуту они, как правило, не готовы. 

По словам Андрея Поповкина, не подходят для роли собеседников и полицейские. Угрожать детям наказанием неоправданно. 

– У подростков специфическое восприятие времени, – отметил он. – Если расплата за содеянное наступает не сразу, а в некий обозримый период, пусть даже в течение месяца, то для них это, считай, никогда. Восприятие времени формируется у человека с возрастом. Вспомните маленьких детей. Для них есть время либо сейчас, либо через минуту, либо никогда. 

Разумный вопрос: а что тогда делать? С кем школьники могут поговорить серьезно и получить полезный эффект?

– Я думаю, в данной ситуации в данной возрастной категории решать проблему должен человек с педагогическим опытом, – отметил Андрей Поповкин. – Уверен, у нас и в университетах, и в ДВО РАН, и в Суворовском училище есть мужчины-педагоги с опытом подростковой работы. Надо приводить на беседы мужчин не с погашенными судимостями, а с педагогическими навыками.

Легче ничего не делать

Андрей Калачинский заметил, что если правоохранительные органы публично заявили об итогах проверки и показали результат, то педагогическая общественность никак не отреагировала. По крайней мере, в публичном пространстве. 

– Директор школы, где произошел скандальный случай, заслуживает не выговора и штрафа, а поддержки и помощи, – отметил Андрей Поповкин. – Формализм, который у нас главенствует, приводит к тому, что представителям образования выгодно проблемы не замечать. Учителя – существа бесправные. Они беззащитны перед директором. Директор беззащитен перед департаментом. Это жесткое, чрезмерное подчинение хуже армейского. В армии существует порядок обжалования приказов. Он прописан в уставе. В школьной системе я такого порядка не знаю. Учитель бесправнее офицера. Происходит атомизация учительского сообщества. И говорить о них как о сообществе можно лишь с натяжкой. 

– Мы приходим к выводу, что директором школы и главой поселения двигали благие намерения, – подвел итог беседы Андрей Калачинский. – И от безысходности они позвали людей, которые прошли зону. Эти люди, как могли, пытались говорить с детьми. Я очень надеюсь, что хоть какой-то положительной цели они добились. 

Автор: Евгений СИДОРОВ