Пришлые подрядчики сорвали капремонт во Владивостоке

По мнению коммунальщиков, за взносы надо делать лишь самое необходимое

15 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4475 (6180) от 15 февр. 2019

Общественный совет по вопросам ЖКХ при администрации Владивостока впервые в этом году собрался, чтобы обсудить проведение капитального ремонта многоквартирных домов в краевом центре. 

О том, как обстояла ситуация с капремонтом в краевом центре в минувшем году и что предстоит сделать, рассказал главный инженер Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Приморье Дмитрий Кулибаба.

Почему приморцев заменили москвичи

В 2018 году во Владивостоке было начислено взносов за капремонт на 914,530 млн руб. Собрали 868,15 млн рублей. Отремонтировано 133 многоквартирных дома, из которых 56 – оставшиеся с 2017 года и 77 – по плану 2018 года. На этот год запланирован ремонт 211 домов: 143 дома, оставшихся с прошлого года, и 68, запланированных на этот год. На эти цели Фонд капитального ремонта многоквартирных домов вправе потратить 1,270 млрд рублей.

Одна из причин невыполнения запланированных работ (как видим из справки, количество домов, где ремонт должны были сделать, но не сделали, больше количества отремонтированных домов) – отсутствие местных подрядных организаций. 

Согласно постановлению правительства, чтобы строительная или проектная организация могла участвовать в торгах на ведение ремонта, ей необходимо присутствовать в специальном реестре. Так вот, в реестре, который составляет краевой департамент по ЖКХ и топливным ресурсам для участия в торгах на ведение ремонтных работ, из 70 подрядных организаций реальных приморских всего две. Остальные – из Москвы, Новосибирска, Хабаровска. Кстати, именно хабаровчане сорвали ремонтные работы в прошлом году: строительная компания из соседнего региона выиграла торги на проведение ремонта, но на объектах рабочие так и не появились. 

Причины снижения числа приморских строителей в реестре подрядчиков очевидны: в конце 2016 года изменился порядок отбора ремонтных организаций. 

Если раньше компании отбирались по порядку, установленному субъектом, то сегодня критерии для участия в торгах определены постановлением правительства. Теперь, чтобы попасть в реестр, строительной или проектной организации необходимо иметь в штате двух специалистов, входящих в общероссийский реестр строителей. И, кроме того, компания должна работать в белую – выплачивать сотрудникам официальную заработную плату и делать все положенные социальные и пенсионные отчисления.

В итоге в нашем региональном реестре обосновались пришлые подрядчики, не имеющие в нашем крае ни производственных мощностей, ни рабочей силы. Для чего они заходят на наш рынок? Очевидно, чтобы получить контракт, а для фактического выполнения работ можно взять субподрядчиков, не значившихся в реестре. В итоге ответственность за качество выполненных работ – ступенчатая. Это в лучшем случае. В худшем – компании вообще не выполняют взятые на себя обязательства. 

Региональные и муниципальные власти видят выход из создавшегося положения в привлечении к участию в торгах управляющих компаний. Как вариант – они могут объединиться в отраслевую ассоциацию и занести в реестр своего представителя. 

– Было бы логично, если бы крупные УК, которые следят за состоянием и содержанием подведомственных домов, выигрывали конкурсы и на их ремонт, – заметил начальник отдела капитального ремонта многоквартирных домов краевого департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Олег Вышковский.

Еще одна предложенная схема – разбить лоты, выставленные на торги. То есть предлагать на аукционах лоты с меньшим количеством домов, и тогда за небольшие объемы работ могли бы побороться местные компании.

Не разориться на крыше

Спровоцировал бурную дискуссию и вопрос ремонта крыш. Дело в том, что большинство многоквартирных домов во Владивостоке построено с плоской кровлей. Во время ремонта специалисты ее реконструируют – делают скатную, которая значительно дороже плоской.

Но, как пояснили представители Фонда капремонта, какую форму придать крыше – выбор жителей.

– Если они примут решение отказаться от скатной в пользу плоской, то мы будем действовать в соответствии с их желанием, – заметил Дмитрий Кулибаба.

– С людьми необходимо вести разъяснительную работу, – убежден начальник управления и содержания жилищного фонда городской администрации Григорий Пейхвассер. – То есть предлагать восстановление существующего (кровли, сетей. – Прим. авт.), но при этом ставить в известность об имеющихся альтернативах, в данном случае о возможности замены плоской крыши на скатную. Но при выборе собственниками более дорогого варианта обязательно разъяснять им принцип финансирования работ Фонда капремонта: все потраченные на модернизацию дома средства вам дали как бы в кредит. Его надо выплачивать из ежемесячных взносов на капремонт. А до тех пор (пока использованная на капремонт сумма не погасится. – Прим. авт.) собственники не смогут рассчитывать на ремонт из средств фонда чего-то еще, например электрики или канализации, в каком бы удручающем состоянии сети ни находились.

В качестве пояснения Григорий Пейхвассер привел пример из своей практики. По его словам, горожане приходят на прием и жалуются на отвратительное состояние своих домовых сетей. При этом два года назад в их доме реконструировали крышу – заменили на скатную. Соответственно, ближайшие 20 лет они будут выплачивать ее стоимость. Спрашиваю: когда вы принимали решение на установку скатной крыши, вы осознавали, что в ближайшие годы не сможете рассчитывать ни на какие другие ремонтные работы? Отвечают: нет.

Позицию Пейхвассера поддержал и Олег Вышковский:

– У нас в регионе установлен минимальный размер взноса за капремонт. И мы за эти деньги должны выполнять действительно необходимые работы, то есть не улучшать характеристики дома, а восстанавливать их.

К слову, администрация края, а именно департамент по ЖКХ и топливным ресурсам, выходил на Законодательное собрание края с просьбой исключить установку скатной кровли из обязательных работ (разумеется, кроме тех случаев, когда собственники захотят за дополнительные средства ее выполнить). Но, к сожалению, депутаты ее не поддержали. Однако участники Общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Владивостока предложили повторно обратиться в краевой парламент с этой инициативой.

Перекрытия – это не хотелки

Вновь зашел разговор о необходимости увеличения перечня работ, заказчиком которых выступает Фонд капремонта. Поводом послужили отказы этой организации ремонтировать кровлю, если перекрытие между крышей и последним этажом находится в аварийном состоянии, поскольку ремонт перекрытий не входит в обязательный перечень работ. И поскольку своими силами жильцы дома дорогостоящую модернизацию осилить не могут, приходится городу брать на себя и это бремя, изыскивая подходящие программы, средства, чтобы предотвратить аварийное состояние здания. 

В свое время российским Фондом содействия развитию ЖКХ совместно с Минстроем РФ было составлено письмо для региональных Фондов капремонта, в котором говорится: все лишние работы исключить. Либо делать, но за дополнительную плату граждан.

– Но межэтажные перекрытия, что между крышей и последним этажом, а также те, что между подвалом и первым этажом, – это не дополнительные хотелки! От их состояния зависит безопасность дома, – возразила председатель комитета ЖКХ городской думы Наталья Войновская. – И необходимо выйти на ЗС ПК с инициативой включить ремонт перекрытий в перечень необходимых работ. 

По окончании заседания Общественный совет решил обратиться к администрации города и управляющим компаниям с тем, чтобы те подготовили обращение к краевому парламенту о внесении изменений в региональное законодательство.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО