«Минск»: грозный и неприкаянный

Как первый авианосец ТОФ встал на прикол в китайском парке развлечений

6 февр. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4471 (6176) от 6 февр. 2019

Ровно 40 лет назад Тихоокеанский флот военно-морских сил СССР стал авианосным. Зимой 1979 года в состав 175-й бригады ракетных кораблей ТОФ был включен тяжелый авианесущий крейсер «Минск». Более десяти лет он был воплощением ударной силы советского надводного флота на просторах Тихого и Индийского океанов.

Рожденный поражать

«Минск» являлся вторым в серии мини-авианосцев советского образца проекта «Кречет», хотя изначально каждый из них классифицировался как противолодочный крейсер (для уведомительного прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, поскольку для прохода там полноценных авианосцев действует запрет по декларации Монтре от 1936 года). 
Головным в серии являлся тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Киев». В составе ВМФ России из этого проекта до наших дней дожил лишь корабль «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», вступивший в строй позднее других, в 1991-м.

«Минск» и его младших собратьев построили в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Первое время он находился в Севастополе в составе ЧФ. После проведения швартовых, ходовых и государственных испытаний в акватории Черного моря в 1978 году его включили в состав ВМФ СССР. 

Для своего времени ТАВКР был прорывным проектом и выгодно отличался от заокеанских образцов. Под него были созданы первые в стране серийные реактивные самолеты с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, выпускавшиеся на Саратовском авиазаводе «Сокол».

Крейсер нес на борту полноценное ракетное, артиллерийское, зенитно-ракетное и противолодочное вооружение. Все оружие было самым современным на тот момент.

Основой для нанесения ударов на большие расстояния являлись первые советские крылатые противокорабельные ракеты морского базирования со сверхзвуковой скоростью полета ПКР «Базальт», и предназначались они для борьбы с мощными корабельными группировками противника. То есть воевать с супостатом «Минск» мог даже в одиночку, без поддержки и прикрытия других надводных и подводных кораблей. А, к примеру, американские авианосцы в те годы нуждались (да и сейчас нуждаются) в основательном сопровождении в виде крейсеров и эсминцев, а потому они менее маневренные и более зависимые. 

Полное водоизмещение ТАВКР составляет 30535 тонн, максимальная скорость хода – 32 узла, дальность плавания без пополнения запасов достигает 8000 морских миль на экономичном ходу в 18 узлов. Экипаж насчитывал 1435 человек, в том числе 430 летчиков и авиамехаников.

Первым командиром «Минска» стал капитан 1-го ранга Виктор Гокинаев. Один из лучших офицеров советского ВМФ, он служил на всех четырех флотах, а перед выходом в запас в 1993 году являлся первым заместителем начальника Высших специальных офицерских классов ВМФ по учебной и научной работе в чине контр-адмирала. Недавно прославленный моряк отметил 80-летний юбилей.

Смотрите и опасайтесь

В феврале – июле 1979 года ТАВКР «Минск» под вымпелом командира 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Владимира Варганова совершил переход из Севастополя вокруг Африки в Приморье.

Во время «марш-броска» в Средиземном море у берегов Ливии произошла встреча с ТАВКР «Киев», во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и другими кораблями. Для стран НАТО эта встреча и полеты корабельной авиации на просторах Средиземноморья стали шоком. 

Следом состоялась еще одна встреча – с американским авианосцем «Саратога» и его группой сопровождения. Янки делали облеты на почтительном расстоянии – опасались столкновения с нашими «хулиганистыми» морскими летчиками. А взлетавшие с палубы «Минска» пять наших корабельных штурмовиков Як-38 продемонстрировали заклятым друзьям, что их доминирование в этом направлении подошло к концу. 

По пути следования в родную базу крейсер для демонстрации флага, пополнения запасов и отдыха экипажа совершил заходы в порты дружеских государств Африки: Луанду, Мапуту, Порт-Луи, Аден. В Средиземноморье, Атлантическом, Индийском и Тихом океанах с главной палубы в небо постоянно взмывали боевые самолеты и вертолеты, летчики набирались опыта применения воздушной техники в различных погодных и климатических условиях. Венцом этих тренировок становились стрельбы штурмовиков по различным надводным мишеням. Всего в том походе было выполнено 230 полетов самолетов, не считая тренировок вертолетов.

В середине лета того же года «Минск» прибыл к месту базирования в заливе Стрелок. На берегу моряков и летчиков встречали начальник главного штаба ВМФ адмирал флота Георгий Егоров и командующий авиацией ВМФ генерал-полковник авиации Александр Мироненко (кстати, оба военачальника много лет служили в Приморье и командовали соответственно подводной и воздушной дивизиями). 

Позднее к «Минску» присоединился ТАВКР «Новороссийск». Тихоокеанский флот превратился в мощную силу со своей авианесущей группой, атомной подводной ракетоносной компонентой, противолодочными и десантонесущими соединениями, береговыми силами. Это был период максимальной мощи ТОФ, и связан он непосредственно с авианосцами. 

Летом 1980-го «Минск» совершил боевой поход в юго-западную акваторию Тихого океана с заходом в пункт технического обслуживания ВМФ СССР в порту Камрань во Вьетнаме. Именно в тот момент авиаполк начал осваивать новый, более перспективный самолет и проводил испытания штурмовика Як-38М с коротким взлетным разбегом. Еще через полтора года крейсер нес службу в Индийском океане (в паре с одной из многоцелевых подводных лодок), доходил до берегов Африканского Рога и юга Аравийского полуострова, в декабре 1982-го посетил с визитом Бомбей. Еще одним знаковым посещением иностранного порта стал в июле 1986 года визит в северокорейский Вонсан.

Плюсов много. Минусы мешали

– Мне довелось служить на «Минске» в 1987–1989 годах, – рассказал корреспонденту «В» бывший заместитель командира ТАВКР по политической части капитан 2-го ранга в отставке Геннадий Елисеев (ныне находящийся на заслуженном отдыхе и проживающий во Владивостоке). – В это время дальних океанских походов уже не было, хотя иногда приходилось нести боевую службу в акватории Японского моря. В море отправлялись одиночно и в составе с другими кораблями Приморской флотилии. В периоды таких дежурств корабли наиболее вероятного противника и его союзников не смели и близко подойти к Корейскому, Сангарскому проливам или проливу Лаперуза.

 Кроме того, экипаж готовил «Минск» к длительному переходу на Украину для проведения капитального ремонта энергетической установки, общей модернизации и замены устаревших видов вооружения на современные. Но этому не суждено было сбыться. В Советском Союзе менялась ситуация, содержать авианесущие крейсеры стране было накладно, новая постперестроечная власть старалась от них избавиться…

– Геннадий Петрович, «Минск» ведь был наиболее крупным кораблем в составе ТОФ. Поделитесь впечатлениями от службы на нем.

– В те годы «Минск» и присоединившийся к нему чуть позднее «Новороссийск» наравне с подводным флотом были ударной силой ТОФ. Конечно, служить на нем было престижно. Хотя и очень трудно. 

Главным предназначением авианесущего крейсера было обеспечение работы палубной авиации. В ангарах и на главной палубе в разные периоды размещалось порядка 16 самолетов и до 18 вертолетов. Самолеты входили в состав 311-го корабельного штурмового авиаполка ВВС ТОФ, который на берегу базировался на аэродроме «Пристань» в Шкотовском районе. 

У наших Як-38 был критический недостаток. С подвешенным вооружением и боеприпасами общим весом до одной тонны каждый самолет тратил в пределах 40 процентов своего топлива только на вертикальный взлет и посадку. Поэтому существовало ограничение по дальности полета. Позднее летчики освоили укороченный взлет, на флот поступили самолеты улучшенного варианта Як-38М с подвесными топливными баками и усовершенствованным вооружением. И все равно радиус действия авиации был далек от совершенства и уступал некоторым зарубежным аналогам. 

В то же время штурмовик мог летать в любое время суток и при любой погоде. Самолет имел авиационную пушку ГШ-23 и 160 снарядов к ней (при необходимости устанавливались дополнительные пушки). На внешних подвесках размещались управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», авиационные бомбы разного предназначения.

Работа вертолетов Ка-25ПЛ на авианесущих крейсерах нареканий не вызывала. Им ставилась задача по поиску и уничтожению вражеских подлодок, ведению разведки и спасательных операций. Позднее этим вертолетам на смену пришли более современные Ка-27 и Ка-29 – вертолеты разведки и целеуказания, боевые и транспортные. Они входили в состав 710-го отдельного корабельного вертолетного полка с базированием на аэродроме в поселке Новонежино.

Кстати, самолеты и вертолеты были со складывающимися крыльями и лопастями. Это позволяло разместить на «Минске» больше воздушной техники. 

В отличие от американских авианосцев наши ТАВКР имели основательное корабельное вооружение, которое позволяло им даже в одиночку успешно бороться с субмаринами, надводными кораблями, авиацией и ракетами противника, вплоть до авианесущих группировок. «Минск» имел и реактивные бомбометы, и артиллерийские установки, и зенитно-ракетные комплексы, и контейнеры первых крылатых ПКР «Базальт» с дальностью действия до 500 км. 

В родном тылу – как неприкаянный

– Недавно, в одном из первых номеров нового года, газета «Владивосток» рассказывала читателям о недолгой жизни уникального корабля-разведчика «Урал». Причиной его списания стало отсутствие береговой базы в бухте Стрелок. У «Минска» были такие же проблемы?

– Так точно, – Геннадий Елисеев вздыхает. – У крейсера не было собственного причала. Между дальними походами он всегда находился на рейде. Из-за этого у офицеров и мичманов были трудности со сходом на берег. Люди неделями были на борту. 

Открытая якорная стоянка не обеспечивала безопасности корабля, особенно в осенне-зимний период, когда в Японском море часто бушуют жестокие шторма. С усилением ветра «Минск» вместе с кораблями охранения снимался с якоря и уходил штормовать в открытое море. Ежедневно плавсредствами к нему доставлялась масса различных грузов: топливо, вода, продовольствие. Для этого был задействован целый дивизион вспомогательных судов. 

Но главная проблема крылась в другом. Электроэнергией, паром и теплом авианосец обеспечивал себя сам. Все это вместе взятое приводило к огромному расходованию материальных средств, моторесурса главного двигателя и вспомогательных механизмов и их преждевременному износу. С подобными проблемами столкнулись ТАВКР «Новороссийск», тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе») и упомянутый вами «Урал». Из-за этого износа ударные корабли флота были списаны раньше срока.

– Но ведь осталась память о службе на крейсере…

– Не только память, но и дружба моряков, служивших на нем. В Москве, Фокино, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Севастополе, ряде других городов действуют филиалы ветеранской организации «Крейсерская слава». Традиционными стали встречи членов экипажа. Многие моряки продолжают дружить семьями, точно так же, как это было в Фокино. Семьи офицеров и мичманов жили даже в одной девятиэтажке, специально построенной для экипажа «Минска». Ветераны до сих пор хранят традиции нашего славного авианесущего крейсера…

Печальный исход

На ремонт в уже украинский, а не советский город Николаев «Минск» так и не попал. В 1993 году было принято решение о разоружении авианосца и исключении его из состава ВМФ России. В августе 1994-го после торжественного спуска Андреевского флага экипаж корабля расформировали.

В конце 1995 года ТАВКР без вооружения и без всей значимой аппаратуры отбуксировали в Южную Корею для разделки его корпуса на металлолом. Однако судьба его повернулась иначе. Корейцы перепродали крейсер в Китай за неплохие деньги, и после капитального ремонта он стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.
Недавно корабль вновь перепродали и отремонтировали для демонстрации в новом военном парке, на сей раз в Наньтуне. 

Цифры и факты

6 апреля 1978 года в акватории Черного моря состоялась первая посадка самолета Як-38 на палубу «Минска». Штурмовик пилотировал первый командир 311-го корабельного авиаполка майор Вячеслав Свиточев. Полк был создан накануне и базировался на крымском аэродроме «Саки». Самолеты прямо с завода и личный состав полка на борту авианосца отправились к месту нового базирования в Приморье. 

В разные годы на вооружении авиаполка стояли самолеты Як-38, Як-38М, МиГ-21У, Су-25 (воевавшие в Афганистане, у них даже расцветка была горной), Су-25УБ.

К сожалению, в полку произошло множество аварий и авиационных катастроф. 18 летчиков покидали самолет катапультированием. Шесть человек погибли, в том числе утонули вместе со своими боевыми машинами.

Один Як-38 из 311-го авиаполка с бортовым номером 90 установлен как памятник в Артеме в мемориале парка морских авиаторов.

Автор: Николай КУТЕНКИХ