Приоткройте дверцу в душу художника
Две женские фигурки жмутся под зонтом, зябко им… А мужчина в это время старательно пытается развести костерок под дождем, чтобы обогреть семью… Вам, читатель, наверное, тоже знакома такая ситуация, что изображена на рисунке «Пикник под дождем» Александра Арсененко? Ведь неудачные пикники – нередкое явление.
А если взглянуть на этот рисунок чуть под другим углом – житейско-философским, то уж точно окажется, что в ситуации, когда пытаешься изо всех сил спасти, разжечь, так сказать, заново тепло семейного очага, бывали многие из нас. И так – с каждой работой на выставке «Картинки из личной жизни», каждая будит чувства, что-то очень личное в зрителе.
Около 20 графических листов представил Александр Арсененко на выставке «Картинки из личной жизни» в галерее современного искусства «Арка». И название выбрал совсем неслучайно. Все работы – как маленькая дверца в мир художника, в его душу в течение его жизни.
– Я не умею рисовать то, что не пропустил сквозь себя, не пережил, – говорит Александр. – Каждая из ситуаций, зарисовок, сцен, что на рисунках, случилась со мной в какой-то период жизни. Вот, например, «Король Лир». Когда-то собирались в одном нашем театре ставить этот спектакль, меня пригласили сделать эскизы костюмов героям. Потом спектакль ставить передумали, но мысль-то уже работала, в голове-то уже образы появлялись! Взял и сделал набросок. Потом уже дорисовал, закончил работу.
Таких работ – начатых когда-то и завершенных совсем недавно – на выставке немало. А все потому, что собиралась она из графических листов разных лет – с конца 80-х годов прошлого века. Когда мне предложили сделать выставку именно графики, я стал перебирать, просматривать рисунки. И обнаружил очень много набросков, эскизов, до которых по тем или иным причинам руки не доходили. Словно они ждали, когда же появится идея выставки и я про них вспомню. Ну вот, вспомнил, доделал… Иные листы доделывал – чуть не полжизни перед глазами проходило. Вот, например, «Будет мальчик». Набросок был сделан, когда я только собирался стать отцом, мы ждали сына. А теперь я скоро должен стать дедушкой! Представляете, какие чувства переживал, когда завершал этот лист?
Личными переживаниями, мыслями наполнена каждая работа выставки. И в то же время почти за каждым листом – философские вопросы, ответы на которые каждый находит для себя сам. Вот «Острые углы круглого стола» – кто не узнает себя в участниках этой размолвки? Вот «Дуэль» – мужчина и женщина держат руки над пламенем: кто первый прекратит пытку, кто не сдюжит, кто отдернет руку? А вот «Хрустальные цветы» – босой мужчина идет по стеклянным острым лепесткам. Неужели незнакомо? Еще как знакомо, верно?
– В графике Александра Арсененко есть индивидуальный стиль, присущий только ему, Птицелову, получившему это имя от друзей после одной из персональных выставок «ПтицеLove» в 2000-х, – говорит искусствовед Ольга Зотова. – Дело, разумеется, не в персонажах его работ, хотя птица – один из часто встречаемых мотивов работ мастера. Скорее, речь идет об ощущении жизни художником, в котором крылья – это особый символ свободы и творческой неугомонности.
В новом проекте Александр представляет зрителю серию работ, выполненных в черно-белой технике. Отдельные листы уже экспонировались в коллективных графических выставках и запомнились зрителю по выразительной упругой линии, некой условности, ассоциативно связанной с театральным действом, особой эстетике, обусловленной использованием мелованной бумаги. Прекрасно знакомый со свойствами разных материалов по работе в театре, Александр не случайно выбрал меловку: гладкость поверхности, так называемый микрорельеф, определяет способность бумаги передавать без искажений тончайшие линии и точки и их комбинации. От этого зависит выразительная пластика персонажей, контрастность изображения.
О каждой работе, включенной в выставку, художник говорит с нежностью, а некоторые из них – вообще напоминания об удивительных мгновениях. Например, «Пересвет» – казалось бы, два матроса драят борт военного корабля. А сколько за этим стоит для художника!
– Много лет назад Андрей Камалов задумал выставку в музее Южно-Сахалинска, в которой должны были принять участие и другие художники из Владивостока, – вспоминает Александр Арсененко. – Но воплотить идею в жизнь до конца он не успел. А мы решили, что в память о друге просто обязаны все же провести эту выставку. Но как доставить на остров множество работ? Самолетом? Да это надо быть Рокфеллером… И тогда я пошел к командованию ТОФ, и в итоге на БДК «Пересвет» меня и работы мои, других участников выставки доставили на Сахалин, БДК как раз туда отправлялся… Я на этом корабле, пока шли до Сахалина, столько жизненных ситуаций подсмотрел, потом несколько работ создал… «Полуденный сон мичмана», к примеру. Вы улыбнулись, когда смотрели на эту работу? То-то.
На выставке «Картинки из личной жизни» есть место и улыбке, и иронии, и философскому взгляду. По словам Александра Арсененко, больше всего ему хочется, чтобы каждый, кто придет взглянуть на работы, сначала отреагировал просто эмоционально: улыбнулся, загрустил, например. А уж потом бы осмыслил увиденное, представил себя в тех ситуациях, вспомнил бы о том, что главное и важное в его жизни…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ