Не выбрасывайте театральные программки!

Это тоже история – искусства, вашей семьи, большой страны

30 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4468 (6173) от 30 янв. 2019

На открытие Всероссийского театрального марафона и первый театральный форум во Владивосток 18 января прилетело множество гостей – и чиновники от культуры, и, конечно, деятели театра. В прошлом выпуске толстушки (см. номер за 23 января) «В» уже писал о том, что наряду с торжественными мероприятиями все они приняли участие во встречах, круглых столах и совещаниях, причем именно там и шла речь не о сияющих перспективах, а, увы, о печальной реальности. 

Творческие и театральные деятели Владивостока, общественники и ученые собрались в музее имени Арсеньева на встречу с Дмитрием Родионовым, генеральным директором Государственного центрального театрального музея имени Бахрушина. Дмитрий Викторович говорил и о надеждах, и о дне сегодняшнем, и в целом атмосфера встречи была скорее минорной, но все же с легкой верой в то, что вот-вот мелькнет свет в конце туннеля…

Чтобы ничто не кануло в Лету

– Есть ли в вашем музее экспонаты, связанные с Дальним Востоком?

– Да. Буквально на прошлой неделе я работал над одной статьей и в процессе подборки артефактов обнаружил письмо из театра имени Горького от 1936 года. Дальневосточники просили наш музей предоставить материалы для какой-то исторической постановки из жизни XVII–XVIII веков, чтобы проникнуться духом времени, понять его. 
Помог ли тогда музей? Уверен, что да. Ведь один из основных видов нашей деятельности – помощь театрам, творческим организациям, исследователям театра, искусствоведам в обеспечении теми материалами, которые музей хранит. К нам приезжают исследователи со всего мира, чтобы работать с нашими коллекциями. Часть из них уже представлена онлайн, а в перспективе все будут переведены в электронный формат.

– Что в Год театра ваш музей может предложить Дальнему Востоку?

– Мы привезли две выставки. Первая – об истоках российского профессионального театра, его возникновении в России, она прошла в фойе Приморской сцены Мариинского театра и вернется с нами в Москву. Вторая – о театрах Дальнего Востока. Мы еще в декабре связались со всеми театрами региона и получили от них массу информации о современном состоянии театров, портреты актеров, фото сцен из спектаклей. Все это и стало основой выставки. Она уже открылась в вашем Мариинском театре и проработает здесь больше месяца, а потом будет ездить по региону. В итоге же все материалы вернутся к нам и изрядно пополнят фонды, чему мы очень рады. 

Вообще, уже не первый год наш музей проводит акцию, посвященную сохранению истории российского театра для потомков. В ней принимают участие более 200 театров со всей страны. Они присылают нам артефакты, рассказывающие об истории этих театров, которые уж точно не потеряются, никуда не исчезнут. Мы хотим воспитать в современниках понимание того, как важно хранить сведения о работающем сегодня театре, потому что именно эти артефакты исчезают очень быстро. К примеру, макеты спектаклей, которые раньше делали из долговечных натуральных материалов, дерева например, сегодня делают из хрупких пластиков, фольги, и они ломаются, пропадают… 

Плюс память о зрителях

– Как вы определяете, какой артефакт достоин того, чтобы попасть в вашу коллекцию? Ведь актеров много, спектаклей по стране ставится тоже много, не все же собирать…

– Создатель нашего музея Алексей Бахрушин, промышленник и меценат, собирал те театральные артефакты, которые, как ему представлялось, будут интересны не только его современникам, но и будущим поколениям. По сути, и наши критерии примерно такие же. Бахрушин стал первым собирать русских театральных авангардистов, и у нашего музея крупнейшая их коллекция. Он первым стал собирать театральные бинокли (еще театров пушкинской поры!), театральные аксессуары: табакерки, флакончики для духов – словом, то, с чем дамы и их кавалеры ходили в театр. Ему была важна бытовая составляющая, важно было хранить память не только об актерах, но и о зрителях. И сегодня эти предметы рассказывают нам не только о театре прошлых веков, но и о жизни общества. 

В известном смысле человек, купивший в театре на спектакле программку и сохранивший ее на годы, становится тоже хранителем истории общества. Как и те, кто бережно собирает архивы семьи и понимает, как они важны не только для детей и внуков, но и для истории. Поддержание памяти, преемственности поколений – это сегодня чрезвычайно важное дело.

Стратегически важно

– Какие надежды вы связываете с Годом театра?

– Наш музей, старейший в России профессиональный театральный музей (ему исполняется 125 лет в этом году), живет в пространстве театра ежедневно. И то, что нынешний год объявлен президентом России Годом театра, наверное, является знаком потребности общества в поддержке театрального искусства. Я входил в оргкомитет, и мы еще в прошлом году, задолго до официального объявления, принимали предложения от регионов: чего люди на местах ждут, какой дополнительной поддержки от государства именно в этой области. В итоге была сформирована огромная палитра мероприятий по всей стране. И это не только гастроли и фестивали, но и, например, театральный марафон, цель которого – привлечь в залы новых зрителей. Чтобы человек заинтересовался происходящим и пришел в ближайший театр посмотреть, что же такого покажут, что делается в театрах других городов, в чем тайная притягательность театрального искусства. 

Если же говорить не о сверхзадачах, отмечу, что в этом году выделяются большие средства на реконструкцию зданий детских театров в регионах, поскольку состояние этих зданий – самое слабое звено на сегодняшний день.

 Ну а самое главное – чтобы все акции, которые пройдут в Год театра, не остались разовыми, одномоментными, а превратились в часть новой культурной политики России, такой политики, которая будет рассматривать культуру не как сферу услуг, а как стратегически важную часть жизни человека и общества. 

Бюрократы, сдавайтесь!

– Дмитрий Викторович, вы постоянно контактируете с чиновниками от культуры, но настроены почти оптимистично…

– Я надеюсь, что в Год театра нам многое удастся переломить к лучшему. 

Конечно, мы сталкиваемся с бюрократическим, формальным подходом постоянно. Вот хотя бы взять вопрос пополнения нашей коллекции. У министерства культуры на этот счет свое мнение: государственные средства беречь надо, у вас и так полно всяких фондов, зачем вам еще? И нам уже фактически три года не выделяют средств на приобретение новых артефактов. Мы или внебюджетные средства изыскиваем, или обращаемся к меценатам, но все же худо-бедно эту работу ведем. При такой ситуации нет ничего странного в том, что основной путь пополнения наших коллекций – это дары. Жители нашей страны, зрители, наполняющие театры, лучше понимают необходимость сохранения памяти, чем чиновники…

Я бы затронул еще одну важную тему: очень хотелось бы, чтобы вопросами сохранения артефактов театральной тематики, истории своего театра были бы озабочены и режиссеры, директора театров по всей стране. Очень мало регионов в России, где есть театральные музеи или музеи при театрах. Мне часто рассказывают о том, как в мусор летят старые макеты спектаклей, костюмы, которые уже невозможно перешить, иногда даже архивы. 

Между прочим, у нас раздел истории российского театра 90-х годов прошлого века – просто лакуна, прореха в фондах, до обидного мало материалов. И не потому, что в то время в стране не было театральной жизни, а потому, что память о ней перестали сохранять. Между тем фотографии, программки, макеты, даже бутоньерки, с которыми зрительницы подчас приходят на спектакль, – все это уже через несколько лет станет настоящей историей, уникальным и важным свидетелем времени. Это нужно просто понимать!

Я знаю, что в Приморье нет театрального музея, но надеюсь, что с изменением статуса Владивостока, с изменением в области культурной политики он может появиться. Это только кажется, что заявления типа «да кто будет туда ходить, кому это интересно» имеют под собой почву. На самом деле все иначе. Приведу пример из жизни нашего музея – от недостатка посетителей мы не страдаем. Людям многое интересно, нас постоянно спрашивают о той или иной коллекции, когда ее покажут. Поэтому мы даже хитрим: у нас не очень большие выставочные площади, ведь музей располагается в старинном здании, поэтому делаем небольшие, на несколько недель, выставки. До 90 выставок в месяц, чтобы показать то, что у нас есть в фондах, чтобы ответить на запрос зрителя. Мало того, у нас только на этот год уже более 30 заявок от музеев по всей России, просят привезти и показать наши коллекции. 

Казалось бы, нас должно радовать такое внимание, а мы вздыхаем: ведь это значит, что в этих регионах фактически нет своих театральных коллекций, не ведется работа по сохранению памяти, вот ведь в чем беда…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ