Остались непобедимы

Как оборона крепости Порт-Артур обломала зубы японской военщине и спасла от нападения Владивосток

30 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4468 (6173) от 30 янв. 2019

Недавно отмечалась трагическая дата русской истории: 5 января 1905 года крепость Порт-Артур, находившаяся в осаде долгие пять месяцев, капитулировала перед японской армией. Именно там, в Порт-Артуре, проявились все недостатки существовавшей в то время в стране системы военного руководства, которые привели не только к сдаче крепости, но и к гибели мощнейшего флота Российской империи – 1-й Тихоокеанской эскадры. 

Но на фоне трагедии русского флота и прославленного в веках подвига русских моряков ни в коем случае нельзя забывать о подвиге крепости-легенды, описанном в известном романе Александра Степанова. В этой крепости японский дух авантюризма и фанатизма фактически разбился о беспредельную отвагу русских воинов, оборонявшихся на слабо защищенных укреплениях, сделанных по устаревшим шаблонам. И хотя японцам удалось захватить крепость Порт-Артур, это стоило им настолько больших людских и материальных потерь, что сил для штурма еще одной такой же тихоокеанской твердыни – Владивостока – у них не осталось…

Сегодня Порт-Артур, живший под китайским именем Люйшунь еще за несколько столетий до появления в нем русских, принимает туристов со всего мира. О чем говорят им гиды на разных языках, достоверно неизвестно, однако для россиян развалины легендарной крепости навсегда останутся одним из мест русской боевой славы. И только специалисты и исследователи знают, почему ее оборона не стала для нас победной. По просьбе «В» подробности рассказывает участник военно-исторического клуба «Владивостокская крепость» Денис Никифоров. 

Русский дух китайского наследия 

– Крепость Порт-Артур интересна еще и тем, что строилась она одновременно с Владивостокской крепостью и была сопоставима с ней по размерам, – объясняет Денис Николаевич. – Но если береговые батареи обеих твердынь были близки по конструкции, то сухопутные форты, батареи, укрепления и редуты крепости Порт-Артур представляют собой сильно отличающийся от Владивостокской крепости комплекс фортификационных сооружений…

До сих пор бытует мнение, что Порт-Артур – закрытый город, где пребывание иностранцев запрещено. Да, Люйшунь является действующей военно-морской базой Китайской Народной Республики, но с 2009 года доступ интуристов сюда разрешен (хотя есть отдельные территории, куда их не пустят). Причем значительное количество фортификационных сооружений русской крепости Порт-Артур не просто доступно, но и специально подготовлено для посещения туристами.

В чем же интерес китайцев, восстанавливающих сооружения «пришлых русских»? Прежде всего в том, что Порт-Артур – это не только русская, но и китайская береговая крепость, строительство которой активно шло с 1885 года. Здесь базировались корабли китайского флота, участвовавшие в японо-китайской войне 1894–1895 годов, а сама крепость была взята штурмом японцами в ноябре 1894-го после короткой осады, продолжавшейся всего несколько дней.

В проектировании китайской цитадели участвовали германские военные специалисты. Составленная ими структура обороны была довольно удачной, поэтому русские, заняв Порт-Артур в 1897 году, строили свои укрепления на тех же местах, где были китайские, а часть их сооружений даже включили в состав укреплений своей крепости.

В итоге, когда на месте многих китайских береговых и сухопутных фортификационных объектов были возведены русские, за ними закрепились старые китайские названия. Этими наименованиями китайцы называют русские укрепления до сих пор, они даже официально применяются в исторических исследованиях. Мало того, все сооружения русской крепости Порт-Артур, расположенные на местах старых китайских укреплений, часто преподносятся туристам как китайские, якобы только переделанные русскими. Это неприятно и, к слову, очень неудобно для наших туристов, ведь надо заранее знать китайское название того или иного русского форта, укрепления или батареи, которые необходимо посетить. 

Впрочем, во всей этой игре слов есть и положительный момент: китайцы оберегают эти сооружения и заботятся о них, как о своем культурном наследии.

Маршрут памяти

– А вот судьба укреплений, которые не имели китайских корней, оказалась печальной, – констатирует исследователь. – Уже в нынешнем веке в ходе строительства были снесены форт № 1 и располагавшаяся рядом с ним долговременная батарея литер А.

Но благодаря сохранению значительной части крепостных укреплений на бывшем сухопутном рубеже крепости Порт-Артур теперь возникли три зоны рекреации, приспособленные во многом для активного отдыха и туризма. Две из них включают долговременные сооружения Восточного и Северного фронтов крепости, еще одна расположена на горе Высокой, где на передовых позициях полевого типа русским солдатам в ожесточенных боях удавалось долгое время отбивать атаки японцев. 

В рекреационных зонах в районе укреплений Восточного фронта и горы Высокой имеется разветвленная сеть отличных дорог, предназначенных в основном для пеших туристов. Из транспортных средств по ним перемещаются только туристические автобусы да мопеды, которые в китайских условиях приравниваются к пешеходам. Здесь нет жилых многоэтажек и сотен автомобилей, зато можно найти небольшие парки, различные видовые площадки и просто места отдыха, которые расположены среди высоких гор, поросших хвойным лесом.

В районе же укреплений Северного фронта остались в основном только грунтовые дороги, но местность там не уступает по красоте окружающего ландшафта двум другим территориям, что способствует привлечению поклонников пешего туризма.

Особенность расположения фортификационных объектов в зонах Восточного и Северного фронтов заключается в том, что их желательно осматривать комплексно: только так можно понять замысел русских военных инженеров и смысл всего оборонительного строительства. 

Наиболее известен участок Восточного фронта – правый фланг крепости, куда многие россияне попадают в составе туристических групп. Здесь расположены многие из известных по роману Степанова «Порт-Артур» долговременных укреплений: форт № 2, батарея литер Б, форт № 3 и укрепление № 3. К сожалению, у наших туристов редко выдается возможность осмотреть сразу несколько долговременных укреплений.

Форт № 2: ключ обороны крепости 

– Наиболее известным (сюда обычно и привозят туристов) и важным в истории осады укреплением Восточного фронта, без сомнения, является форт № 2, называемый китайцами «Дунцзигуань бэй баолей» – «Северное укрепление горы Дунцзигуань», – говорит Денис Никифоров. – Именно здесь японцы, можно сказать, и обломали зубы, надолго застряв под стенами не самой передовой и не самой защищенной крепости.

Однако, если посетить только этот форт, однозначно не получишь полных впечатлений от крепости. Более того, у многих туристов, особенно знакомых с объектами Владивостокской крепости, он вызывает чувства, близкие к разочарованию или недоумению. 

Отчасти это может быть связано с тем, что в отличие от владивостокских фортов порт-артурский форт № 2 расположен не на самом верху хребта, а лишь незначительно возвышается над долиной. Сосны, выросшие здесь в последние десятилетия, не позволяют не только оценить вид, открывающийся с форта, но даже увидеть ближайшие окрестности.
Отчасти причиной может быть и урезанный основной туристический маршрут, из-за чего все сооружение кажется весьма небольшим. Действительно, форт занимает не очень много места (около 150 м в длину и около 100 м в ширину) и соразмерен укреплениям Владивостокской крепости, построенным до Русско-японской войны. Однако необходимо знать, что в наиболее напряженные моменты боев на столь ограниченной территории под постоянными обстрелами находились почти 500 человек гарнизона.

Но главное чувство недоумения возникает от отсутствия ощущения форта как единого комплекса, совокупности всех его элементов, превращающих его в неприступную крепость. Скорее всего, это происходит из-за того, что форт остался в значительной степени незавершенным, а помимо этого, был еще и серьезно упрощен по сравнению с первоначальным проектом. 

Сэкономили себе на погибель

– Что же предполагалось здесь построить и что получилось в результате? Проект и его реализация настолько отличаются друг от друга, что можно утверждать: форт № 2, который предполагался самым сильным укреплением крепости, в результате строительства оказался намного слабее многих иных ее объектов, – подчеркивает наш рассказчик. – Почему же так произошло? 

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что в Порт-Артуре главной задачей крепостного строительства оказалась… минимизация затрат, доходившая порой до абсурда. Первым и основным способом экономии стало решение возводить новые укрепления на тех же местах, где существовали китайские. Главным минусом такого размещения было близкое расположение оборонительной линии к городу и гавани, в результате чего японской осадной артиллерии удалось потопить почти все корабли 1-й Тихоокеанской эскадры.

Второй ошибкой стремившихся к экономии «имперских проектировщиков» стало принятие предельной толщины бетонных стен и сводов сухопутных укреплений в три фута – 90 см (правда, иногда из этого правила встречались исключения). Ведь, по расчетам русских штабистов, у японской армии не предполагалось наличие полевой артиллерии калибром выше 150 мм. Японцы на такую оценку их мощи ответили своей смекалкой: сняли с береговых батарей гаубицы калибра 280 мм (11 дюймов) и отправили их к Порт-Артуру.

Результат такой недооценки противника известен. Вместо 46-килограммовых снарядов 150-мм пушек по стенам и сводам укреплений Порт-Артура били 217-килограммовые снаряды 11-дюймовых гаубиц…

Но и этого сторонникам экономии средств было мало. По их разумению, если крепостные стены не подвергались прямому обстрелу (были обсыпаны землей или смотрели в тыл), то вместо бетонных конструкций здесь допустимо было строить каменные, на которые уже и устанавливался бетонный арочный свод. О том, что укрепления Порт-Артура могут подрываться подземными зарядами и такие стены будут запросто вываливаться внутрь от сотрясения, скорее всего, никто не догадывался.

Попадая на форт № 2, вы оказываетесь в относительно неглубоком рву. Правая стена его – бетонная, а в ней устроена контрэскарпная галерея, соединяющая тыльную часть форта, где располагался гарнизон, с головным капониром обороны рва. Вся наружная стена контрэскарпной галереи побита снарядами и их осколками, по большей части японскими: враг обстреливал галерею из занятой части головного капонира.

Эта галерея представляет собой удешевленный вариант более уместного здесь подземного хода – потерны. Такое решение было принято все с той же целью сэкономить, так как в этом случае строительство велось более дешевым открытым способом.

К сожалению, эту единственную заглубленную галерею форта № 2 нельзя было использовать для размещения гарнизона, ведь она располагалась далеко во рву. В период боевых действий здесь находилась только боевая группа гарнизона, противостоявшая японцам, которые заняли капонир во рву и последовательно отвоевывали участки галереи в течение нескольких месяцев, пока она не была оставлена русским гарнизоном.

Форт № 2 имел и много других примеров упрощения в ущерб боевым качествам. Например, по сравнению с первоначальным проектом была сильно изменена оборонительная постройка во рву – капонир, он сильно выступал в ров, вместо того чтобы быть утопленным в земляной склон. Такие формы капониров были более характерны для первой половины XIX века, их можно встретить в различных российских крепостях, строившихся в то время. Возможно, в Порт-Артуре это было связано с трудностями дополнительных работ в скальном грунте, но в итоге выступавший вперед капонир после его захвата японцами позволил им занять часть рва и не опасаться обстрела со стороны контрэскарпной галереи.

Все не так, ребята…

– Монументальное сооружение форта № 2 – двухэтажная часть казармы, сооруженная в его тыльной части, – продолжает рассказ Денис Никифоров. – Подобных по размеру казарм нет ни в одном укреплении Порт-Артура, не встречаются такие казармы и в укреплениях Владивостокской крепости, построенных в тот же период.

На момент начала боевых действий, 9 февраля 1904 года, степень готовности казармы была невысока, второго этажа еще не было, поэтому вплоть до апреля продолжалась спешная работа по ее достройке. Тогда, конечно, было уже не до экономии: вместо удешевленных каменных стен на втором этаже возникли казематы с полноценными бетонными стенами и покрытием. Свод второго этажа казармы имел нехарактерную для большинства сухопутных укреплений Порт-Артура толщину 1,5 метра, что позволило ему выстоять даже под ударами 11-дюймовых снарядов японских гаубиц.

К сожалению, это фундаментальное сооружение не смогло надежно защитить гарнизон крепости. Стены казармы имели толщину всего 90 см, те самые пресловутые три фута. Возможно, и они бы надежно защищали казарму, если бы были полностью обсыпаны скальным грунтом. Но в ее стенах, направленных в сторону обстрела, остались три значительных проема для устройства так и не построенных бетонных выходов во внутренний двор форта. Как ни прикрывали защитники крепости эти проемы подручными материалами, полностью уберечь от вражеских снарядов они не могли: казарма была «дырявой», а стены вокруг проемов были оголены. Именно в эту оголенную стену и прилетали 11-дюймовые снаряды, пробивая ее здесь и там. В результате гарнизон на верхнем этаже не размещался и количество казематированных помещений для личного состава значительно уменьшилось.

К двухэтажной части казармы примыкала одноэтажная. Она была более защищенной, так как стена, обращенная к противнику, все-таки имела земляную обсыпку. Но с каждым падением тяжелого японского снаряда защитная толща земли становилась все меньше и меньше, и вскоре снаряды стали попадать в стены, имевшие все ту же злополучную толщину – три фута. 

Крайне неудачно был оформлен и выход из одноэтажной части казармы во внутренний двор форта. Арка-проезд, сооруженная на скорую руку уже после начала войны, была обращена к противнику, не имела даже защитной стены и была более характерна для замков эпохи Средневековья, чем для фортов начала XX века. В начале осады крепости, 20 августа 1904 года, в результате попадания японского снаряда здесь было убито и ранено 46 солдат гарнизона форта, а 26 октября сюда попал 11-дюймовый снаряд, в результате чего были подбиты 3 пулемета, взорвались 20 осветительных ракет, а шестеро солдат получили ожоги…

Перечень недостатков форта можно продолжать долго, но все их вместе взятые перевешивала стойкость русского солдата и его умение использовать любые укрепления до последней возможности. Именно это и позволило удерживать форт № 2 до 18 декабря 1904 года – до того момента, когда японцы произвели под ним три взрыва подземных фугасов, разрушив основательно земляной бруствер форта и лишив гарнизон возможности сдерживать противника. 

…Много русских солдат пало на этом клочке земли. Многим японцам стоили жизни неоднократные попытки его захвата. Теперь под сенью окружающих остатки форта сосен это место стало олицетворением памяти обо всех павших здесь воинах. Сегодня сюда приходят прикоснуться к истории люди многих национальностей, но больше всего, конечно, китайцев, русских и японцев…

Необходимо отметить, что в отношении береговых батарей таких перегибов не было. Ведь им предстояло сражаться с японским флотом, оснащенным новейшими орудиями крупного калибра, и экономия здесь была неуместна.

Именно в одноэтажной части казармы 15 декабря 1904 года погибли начальник сухопутной обороны крепости генерал Роман Кондратенко, «душа обороны крепости», как о нем отзывались, и еще семь офицеров. Позже на месте гибели генерала японцы поставили памятник – как знак уважения героически павшему противнику.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ