Кредиты подстегнули продажи авто
Покупка машин перестала быть индикатором благополучия населения
Продажи автомобилей во многих успешных странах снижаются, а в России растут. В Китае или в США за 2018 год зафиксирована стагнация авторынка. В России же по итогам года продажи легковых автомобилей увеличились на 13 % при почти нулевом приросте реальных доходов населения.
Это значит, что расширение авторынка далеко не всегда является надежным индикатором роста благосостояния населения в целом, делает выводы корреспондент электронного издания «Независимая газета» Ольга Соловьева.
В декабре 2018 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 5,6 %, сообщили «НГ» в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В целом с января по декабрь 2018 года в РФ было продано свыше 1,8 млн легковушек.
Таким образом, рассказывают в ассоциации, российский рынок показывал рост на протяжении 12 месяцев подряд и остался на пятом месте среди автомобильных рынков европейских стран.
Заметим, продажи отечественного автопрома и показатели машиностроения остаются одним из главных маркеров производственной активности в РФ, за которыми активно следят в правительстве. На это, в частности, указывают и меры господдержки отрасли, призванные стимулировать спрос на продукцию автопрома.
Примечательно, что в отличие от РФ мировой авторынок демонстрирует стагнацию или даже снижение. В целом по итогам 11 месяцев прошлого года в мире было реализовано около 86,6 млн штук, что на 0,1 % выше показателей прошлого года. При этом крупнейшие авторынки мира демонстрировали снижение.
К примеру, продажи автомобилей в КНР в 2018 году, по данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей, сократились на 6 % – до 22,7 млн, следовало из данных. И продажи авто снизились в Поднебесной впервые за более чем 20 лет. В текущем году продажи машин должны показать схожую динамику, ожидают аналитики.
Подобное сокращение выглядит удивительно, если учесть, что экономика КНР хоть и замедляется, но растет выше 6 % в год, а располагаемые доходы населения увеличиваются на 7 % в год.
Незначительно вырос по итогам прошлого года и авторынок в Штатах. В США за весь 2018 год было продано около 17,4 млн автомобилей, что лишь на 1 % выше показателей 2017 года. И это при том, что экономика страны по итогам третьего квартала выросла на 3,4 %, а располагаемые доходы американцев увеличиваются в среднем на 0,3 % в месяц.
Экономика РФ в третьем квартале 2018-го выросла на 1,5 %, однако доходы населения фактически показали стагнацию. И если в странах, где наблюдается рост ВВП и реальных доходов, продажи новых авто проседают, то как объяснить взрывной спрос на авто в РФ?
Продажи новых автомобилей – это важный индикатор, отражающий уровень экономического развития и благосостояния населения, говорит аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. Однако применительно к РФ существует ряд ремарок.
Текущий рост продаж автомобилей в России никак не связан с показателями улучшения качества жизни населения, считают эксперты «НГ». «Большинство покупаемых автомобилей приобретается в кредит», – напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Вместе с кредитным бумом в 2018 году мы наблюдали продолжение роста продаж. Кроме того, автопроизводители всячески стимулировали спрос за счет скидок и различных программ по замене старых автомобилей в счет покупки новых», – продолжает руководитель Центра аналитической информации TeleTrade Сергей Лысаков.
Отметим, только за 10 месяцев прошлого года в стране было выдано автокредитов на общую сумму в 485 млрд руб., что на 23 % больше аналогичных показателей 2017 года.
Кроме того, напоминает партнер логистической компании «Точка-Точка» Артем Марчук, вплоть до 2017 года рынок продаж новых автомобилей падал начиная с 2012-го. «Часть автовладельцев в период 2015–2016 годов отказалась от обновления транспортного средства, из-за чего средний срок владения автомобилем вырос. Поэтому для ряда собственников просто подошло время менять машину», – полагает предправления «Авилон» Андрей Павлович. Таким образом, рост продаж легковых автомобилей действительно мог бы служить признаком улучшения благосостояния населения, если бы не распространенность кредитных программ и государственных субсидий, рассуждает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Мало того, продолжает руководитель направления компании «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров, спрос на новые авто был смещен на конец 2018 года в связи с ожиданием изменения ставки НДС и неизбежного повышения цен на все автомобили. «Повышение ключевой ставки и изменение курса рубля к основным мировым валютам в конце 2018 года также разогрели рынок», – полагает он.
Это значит, что граждане и организации, поменявшие старый автомобиль на новый, теперь не будут предъявлять спрос как минимум в следующие три-четыре года, полагает Жарский. «Поэтому ожидать от 2019 года такого же двухзначного роста не стоит, тем более что у домохозяйств и предприятий будет много других проблем, например, рост НДС и инфляции, что будет отъедать и от доходов, и от сбережений», – рассуждает он.
«Цены на новые автомобили в 2019 году продолжат расти за счет роста налоговой нагрузки, роста цен на импортные комплектующие. Но основным фактором будут стагнирующие доходы населения», – подчеркивает Лысаков.
Автор: Отдел экономики «В »