Высшая квалификация – картинщик
Живописные полотна расскажут историю
Они стоят на сопке у самого края огромного океана – бойцы в буденовках и шапках с красной лентой. Уставшие, запыленные, но счастливые: конец войне, впереди – мирная жизнь. Такую историю, сегодня уже ставшую скорее страницей учебника, рассказывает зрителю картина Кирилла Шебеко «И на Тихом океане свой закончили поход». Увидеть это полотно можно на выставке «Картина и автор», что проходит в выставочных залах Приморского отделения Союза художников России.
– На выставке собраны тематические картины, – поясняет искусствовед Ольга Зотова. – Это понятие объединяет многие жанры – исторические, батальные, мифологические и так далее, по большому счету, в понятие «тематическая картина» входит огромный пласт живописи, он синтезирует в себе и натюрморт, и портрет, и пейзаж, и многое другое. А главное – в основу произведения ложится некая фабула, история, автор хочет нам что-то рассказать… Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись внимательно по нашим залам. Вот картина Кима Коваля «Август. Лето». Женщина с ребенком играют в полном плодов саду. Здесь есть все, все соединено в гармонии – портрет, пейзаж, натюрморт… А тема картины вечна и актуальна в любое время – автор восхищается красотой жизни, природы, человека, говорит о силе плодородия и о величии продолжения жизни во всей ее полноте.
Историю – без преувеличения – рассказывает каждая работа на выставке. Вот «Стена» Ильи Бутусова – философский разговор со зрителем о том, на что уходят усилия человека, чем он занимает свою жизнь. «В магазине тканей» Дарьи Шошиной – зарисовка, кусочек из жизни мамы и дочки, выбирающих ткань, возможно, на новое платье…
«Строители Владивостока» Сидора Литвинова, «Рыбаки поселка Зарубино» Ивана Никитчика – гимн труженикам-созидателям. А вот «Ромашки» Николая Жоголева – девчонки, бегущие по цветущему лугу, само лето, юность и радость во плоти. Откуда они бегут – из того поселка, что виден на заднем плане? Куда? К морю? Каждый сам найдет ответы на эти вопросы…
– В залах выставки «Картина и автор» вы найдете и полотна, созданные в стиле соцреализма и воспевающие советский образ жизни, – отмечает Ольга Зотова. – Здесь же – портрет, как, например, «Сестренки» Анатолия Телешова. Это удивительная работа, созданная после пребывания автора на творческой даче в Вышнем Волочке в советское время. Еще там он начал делать этюды и создал портрет трех девочек – таких разных и таких похожих. Эта картина попала на выставку из семейного архива, а помогала в этом нам младшая дочь художника Ольга Телешова, искусствовед. А на картине ей чуть больше девяти лет… Есть на выставке батальный жанр, есть исторический – к примеру, посвященный революции на Дальнем Востоке триптих Анатолия Зубченко или «1919. Весенний сев» Евгения Фомина… Кстати, на эту картину особое внимание обращают наши посетители из КНР, что-то она в них такое будит. Они часто спрашивают, почему здесь люди в военной форме, женщина с ребенком, зерно, о чем картина. И приходится рассказывать о революции, о годах войны и о том, что этот весенний сев – надежда на мирное будущее, на то, что война канет в Лету и останется все то же продолжение рода, что станут солдаты хлеборобами, что пойдет жизнь по мирной тропке…
Вообще, вся выставка заставляет вспомнить термин, активно бытовавший во времена СССР, – «картинщик», то есть человек, создающий именно тематические картины, профессионал, владеющий всеми жанрами и умеющий их совмещать.
Работа над тематической картиной – сложнейший процесс. В мастерской Кима Коваля я видела огромное количество этюдов к работе «Август. Лето», художник отдельно писал руку женщины, которой она прикрывает лицо от солнца, отдельно – малыша и так далее. Ему было важно понять, как падает свет, как смешаются краски, какой будет колорит, как сопоставляются цвета. Все это осмысливалось в этюдах, и только потом художник приступал к собственно картине.
Кроме того, как правило, тематическая картина – это солидное по размерам полотно. Вот, например, великолепные, такие романтичные и искренние «Ромашки» Жоголева хранятся в свернутом пополам виде, иначе не помещаются. А картину «Август. Лето» мы вообще смогли привезти на выставку из семейного архива только со второго раза, потому что первый грузовик, который был нанят для ее перевозки, оказался мал. Пришлось искать другой… С такими масштабами справится далеко не каждый, это действительно дело для мастера, не зря такие работы называют станковыми, мольберты для них размером более четырех метров. Так что картинщик – это наивысшая квалификация…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ