Бомбардировщики не поделили небо?

По факту столкновения в небе над северной частью Японского моря двух современных истребителей-бомбардировщиков Су-34 военное следственное управление по Тихоокеанскому флоту возбудило уголовное дело, а военная прокуратура Восточного военного округа проводит проверку случившегося.

22 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4464 (6169) от 22 янв. 2019

Утром 18 января два боевых самолета из состава 277-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка 11-й армии ВВС и ПВО с авиабазы «Хурба» под Комсомольском-на-Амуре осуществляли плановый учебный полет. Уже выполнив задание, оба Су-34 развернулись и легли на обратный курс. Над Татарским проливом произошло столкновение боевых машин. 

Поскольку сообщений об отказе техники или внешнем воздействии не поступало, эксперты считают: скорее всего, столкновение произошло из-за опасного сближения при маневрировании. По данным Минобороны РФ, рассматриваются все версии ЧП, а уголовное дело ведется по статье «несоблюдение требования законодательства о безопасности полетов и подготовки к ним». Окончательная причина трагедии станет известна по итогам разбирательства, которое проводят специалисты ВВС и ПВО Минобороны РФ. Пока можно предположить, что ведомый борт опасно сблизился с ведущим и, не сумев сохранить дистанцию, задел его крылом.

Самолеты рухнули в воду, все четыре пилота катапультировались. Это случилось на траверзе Советской Гавани.

Буквально сразу же началась поисковая операция. Вначале в ней участвовали только рыбацкие суда (сейчас в этой части акватории Татарского пролива идет активный промысел краба и креветки). Несколько траулеров из Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области включились в поисковую операцию. Координацию их действий вели с борта аварийно-спасательного судна «Спасатель Заборщиков». Позднее к ним присоединились боевые корабли из состава 38-го отдельного дивизиона кораблей охраны водного района военно-морской базы ТОФ в Совгавани. Общее командование поисками осуществлял начальник штаба подводных сил ТОФ контр-адмирал Эдуард Михайлов.

В районе катапультирования был запеленгован сигнал аварийно-спасательного буя. Одного из пилотов подняли живым. Выжившего штурмана (в каждом Су-34 два члена экипажа – командир и штурман) доставили в Хабаровск самолетом Ан-26 со специальным медицинским модулем, сейчас его состояние удовлетворительное, а угрозы жизни нет.
Рыбаки подняли с воды тела еще двух летчиков в термокостюмах без признаков жизни. Оба были спутаны стропами парашютов, утонуть им не дали раскрывшиеся от удара о воду аварийные плоты. Четвертого летчика найти не удалось. На момент подписания номера в печать – 21 января 16.00 – активная фаза спасательной операции свернута, поскольку мыслимые сроки нахождения в студеном море давным-давно прошли, а штормовая погода между материком и Сахалином не утихает.

Тем не менее гражданские суда и военные корабли продолжают искать четвертого летчика, а также находить и поднимать на борт части боевых самолетов и вещи пилотов. К примеру, экипаж приморского краболова «Шанс-106» нашел и поднял на борт командирскую сумку.

Справка «В» 

Нужно отметить, что это первое авиационное происшествие Су-34, в котором погибли люди. Ранее дважды фиксировались лишь аварийные посадки этих самолетов на аэродромы. 

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик предназначен для нанесения ударов ракетами и бомбами по наземным и надводным целям противника днем и ночью в самых сложных метеоусловиях и при противодействии вражеской ПВО. По своим боевым возможностям самолет относится к самому современному поколению самолетов (4++) и превосходит все зарубежные аналоги авиации этой категории. Он выполняет задачи без сопровождения истребителей прикрытия ввиду собственных высоких боевых качеств и вооружения «воздух-воздух». Стоимость каждой такой летной машины с элементами «стелс»-покрытия для малозаметности, современным оборудованием навигации и раннего обнаружения целей превышает 1 миллиард рублей.

Су-34 выпускают в Новосибирске на авиазаводе имени Чкалова. На сегодняшний день в строевые части страны поступило 118 воздушных машин.

Автор: Николай КУТЕНКИХ