Как нам обустроить Дальний Восток

В Приморье начался сбор предложений по разработке Национальной программы развития самого большого федерального округа до 2025 года

16 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4462 (6167) от 16 янв. 2019

Впервые это обсуждение вышло из начальственных кабинетов в Интернет, где каждый житель региона, зайдя на сайт www.дв2025.рф, может поделиться своим мнением и видением того, как должен развиваться Дальний Восток. Сообщения граждан будут обрабатываться и обобщаться для дальнейшего, уже более профессионального обсуждения. Однако оправдана ли такая широта дискуссии? Ведь что именно нужно сделать, понимают многие, а вот как этого добиться – единицы.

Так что же нужно региону для роста и в чем плюсы и минусы приморской экономики? Об этом и о многом другом шла беседа в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма». Экспертом студии на этот раз выступил известный приморский бизнесмен Дмитрий Алексеев.

Придумал проект? Попробуй реализуй

Напомним, что в 2018 году на IV Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин поставил задачу разработать национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой до 2035-го. 

Сегодня разработчики нацпрограммы интересуются мнением людей, которые живут в регионе. С теми, кто подаст самые дельные инициативы, будут проводить дополнительные консультации. 

Есть даже специальный опросник, где граждан просят дать ответы на непраздные вопросы. Что нужно сделать, чтобы на ДВ развивалась экономика? Чтобы было удобно и просто вести предпринимательскую деятельность? Чтобы с Дальнего Востока не уезжали люди? А также: какие меры могут повысить рождаемость? Чего не хватает для жизни на Дальнем Востоке по сравнению с Центральной Россией? Что нужно сделать, чтобы люди жили дольше? И так далее.

– Зачем нас спрашивают о том, что и так лежит на поверхности? – удивился Андрей Калачинский. – Мне кажется, ответы понятны: нужны работа, деньги, жилье и прочие условия.

– Я думаю, что это некий суррогат коммуникации с обществом, – считает Дмитрий Алексеев. – У нас из-за отсутствия нормального политического и управленческого процессов их пытаются заменить различными вещами: общественными советами, какими-нибудь консультативными органами. 

В принципе, стратегия развития, конечно, очень важная вещь. Но опыт подсказывает мне, что люди хорошо реализуют только те стратегии, которые сами же и разработали. Когда кто-то один отдельно пишет стратегию, а кто-то другой ее потом пытается реализовать, это не работает. Хороший пример – знаменитая программа Германа Грефа, появившаяся на заре 2000-х годов. Он со своей командой ее написал, он же с командой ее реализовывал. И поначалу весьма успешно. Никто тогда не обращался к широкой общественности и не задавал вопросов, что сделать в России, чтобы жить стало лучше. Была правильная управленческая конструкция: люди, которые понимают, что нужно делать, сами добираются до рычагов и реализовывают задуманное. 

По словам Дмитрия Алексеева, проблема «чужих» стратегий сталкивается также с инертностью кадрового состава.

– Для того чтобы происходили качественные изменения в экономике, должны происходить и изменения в кадрах, которые отвечают за ее рост, – считает он. – Не потому, что эти люди работают плохо, а потому что люди, привыкшие работать по одним стандартам, будут просто сопротивляться любым изменениям. 

Конкуренция – двигатель экономики

Так что же нужно сделать, чтобы на Дальнем Востоке развивалась экономика?

– Давайте для начала посмотрим вокруг себя и поймем, в чем плюсы и минусы нашей экономики, – предложил Дмитрий Алексеев. – Так вот, плюсов у нас достаточно. У нас на удивление хорошо развит раздел индустрии гостеприимства, связанный с общепитом и ресторанами. Во Владивостоке ситуация с ними сейчас отличная. Причем не только по сравнению с остальной Россией, но и со многими другими развитыми странами. Я с ходу даже не скажу, нравятся ли мне где-нибудь рестораны больше, чем во Владивостоке. Также у нас достаточно хорошо обстоят дела с мобильной связью. Много существует вещей, которые у нас находятся на мировом уровне, а где-то даже и лучше. Отмечу, что позитивные явления наблюдаются в тех отраслях, которые находятся в конкурентной рыночной среде. 

Андрей Калачинский в противовес мнению гостя предложил разобрать ситуацию с общественным транспортом Владивостока.

– Его можно назвать конкурентным, так как много компаний осуществляют пассажирские перевозки, бьются друг с другом за маршруты, и все-таки его качество оставляет желать лучшего, – отметил ведущий. 

– Общественные пассажирские перевозки – это не рыночная отрасль, – парировал Дмитрий Алексеев. – Она не конкурентная уже потому, что конкуренция здесь идет не среди компаний, а среди маршрутов. Компания, которая получила тот или иной маршрут, уже ни с кем на нем не соревнуется. Надо подчеркнуть, что общественный транспорт вообще не очень хорошо поддается управлению через рынок. Грубо говоря, чтобы была конкуренция, надо на каждом маршруте иметь как минимум трех разных перевозчиков. Это не очень эффективно. Поэтому общественный транспорт – это отрасль общественного блага, и она, по идее, должна полностью управляться муниципалитетом. Не надо играть в рыночную экономику там, где это не требуется. 

По словам Дмитрия Алексеева, основная фишка рыночной экономики – это конкуренция. 

– Конкуренция как метод – это лучший способ управления, – подчеркнул он. – Однако не для всех отраслей экономики этот метод подходит. Общественное благо конкуренцией регулируется, например, очень плохо. 

Все полномочия – в одни рамки

Для того же, чтобы экономика Приморского края росла быстро и качественно, по мнению Дмитрия Алексеева, необходимо поднимать качество государственного и муниципального управления.

– Разберем на примере, – предложил ведущий. – В одном из своих постов в Интернете вы написали, что основная проблема, которая не дает развиваться Владивостоку, состоит в том, что у нас практически не строится жилье. Так, чтобы обеспечить среднероссийскую площадь жилья на одного человека, нам нужно увеличить жилой фонд почти на 10 процентов. А сейчас строительство не компенсирует даже естественную амортизацию. Насколько я знаю, вы попытались войти на этот рынок. Ощутили разницу?

– Если в ретейле функция государства сводится в основном к контролю, то в области жилищного строительства государство выполняет также и разрешительную функцию, – заметил Дмитрий Алексеев. – Более того, если вы хотите строить комфортное жилье, то требуется более плотная кооперация с государством. Новое жилье необходимо вписывать в ткань города. Согласовывать его с общественным транспортом, с развитием сетей, с территориальным развитием и так далее. Мы находимся во Владивостоке, и для нас сейчас непонятно, кто вообще должен этим делом заниматься.

Андрей Калачинский предположил: раз полномочия по градостроительству сейчас вынесены на краевой уровень, то и задачи эти – краевые. 

– С точки зрения перераспределения полномочий, может быть, и понятно, но с точки зрения развития города – не совсем, – возразил Дмитрий Алексеев. – Новый дом, по-хорошему, должен быть обеспечен социальной инфраструктурой, школой, детским садом, доступностью медицинского сервиса, транспорта. Он должен быть органично встроен в план развития Владивостока. Это большая задача. Хочется же сразу по уму делать. Но одна из проблем, которая мешает сегодня отрасли жилищного строительства, заключается в том, что задачи по развитию города рассеяны. Нет конкретного института, который бы занимался городским развитием и за него отвечал. 

С одной стороны, логично предположить, что этим должна заниматься мэрия. Но у мэрии, как мы видим, на это нет ни бюджета, ни земельных полномочий. И это проблема не только Владивостока, но и любого города России. Бюджетная централизация привела к тому, что казна Владивостока составляет чуть более 10 миллиардов рублей. Это меньше, чем бюджет ДВФУ. По сути, город без федеральной помощи не в силах построить что-либо самостоятельно. Если добавить сюда раскиданные по краевым департаментам полномочия, а также усиленный надзор прокуратуры и других проверяющих органов, то в таких условиях чиновнику рациональнее всего вообще ничего не делать. На мой взгляд, сегодня нужно как минимум собрать все полномочия и ресурсы по развитию Владивостока в одни управленческие рамки. 

Что уготовила судьба Нагорному парку

Напомним, что именно бюрократические проволочки не позволили бизнесу реализовать, к примеру, такой интересный и важный проект, как создание во Владивостоке Нагорного парка. С этой инициативой Дмитрий Алексеев выступил в начале прошлого года. Однако воз и ныне там.

– Год назад, сидя в этой студии, мы говорили с вами об идее сделать парк на месте неухоженного, заброшенного участка земли в центре Владивостока, – напомнил Андрей Калачинский. – Бизнес был готов потратить собственные средства на эти цели. Провести конкурс, выбрать проект и реализовать его. Почему же эта затея так сильно застопорилась?

– Уже больше года продолжается бумажная стадия, – рассказал Дмитрий Алексеев. – Земля находится в федеральной собственности. Пока это так, мы не можем строить на данном участке муниципальный парк. Есть разграничение полномочий. Оказывается, на федеральном уровне городскими парками заниматься нельзя. 

Уже больше года мы ведем переписку с Москвой. Девять месяцев ушло только на то, чтобы узнать, в чем, собственно, состоит препятствие. Суть в том, что у нас есть федеральная структура – Единый институт развития в жилищной сфере, Дом.рф. Одна из его функций – реализация федеральной земли на территориях городов для содействия жилищному строительству. 

Мы связались с организацией Дом.рф, обговорили, что не нужно на этой земле ничего строить, что здесь надо развивать парк, для чего необходимо передать участок муниципалитету. Сейчас только они согласились с этой идеей. Однако боюсь, что процесс передачи земли пройдет небыстро…

Автор: Евгений СИДОРОВ