Чужого ввозить не будут. Своего накопилось
Опасно советское ядерное наследие, хранившееся в Приморье полвека. А не центр по его утилизации
Эксперты и власти региона честно отвечают на вопрос, угрожает ли Приморью радиационная опасность
С первых дней нового года Приморье гудит, как потревоженный улей. Людей сильно беспокоит факт строительства на территории края центра по переработке и хранению ядерных отходов под эгидой госкорпорации по атомной энергии – «Росатома».
Что ж, беспокойство вполне обоснованное. Радиофобия перманентно дремлет в наших краях со времен Чажмы, после Фукусимы она пробудилась и теперь вот заявила о себе во весь голос. Кстати, автор этих строк помнит, как еще в конце 1980-х владивостокцы выходили на митинги и протестовали против захода в наш порт атомного лихтеровоза «Севморпуть». Который, впрочем, до сих пор спокойно базируется в Мурманске и перевозит грузы по Северному морскому пути. А насколько страшен черт, коего малюют сегодня?
У страха глаза велики
Причиной нынешней тревоги приморцев стало тиражирование некоторыми СМИ недостоверных сведений о возведении у нас якобы ядерного могильника. Более того, отдельные журналисты и экологи считают, что там будут хоронить радиоактивные отходы (РАО) из Японии (в первую очередь с аварийной атомной электростанции Фукусима-1).
Такие заявления появились сразу же после размещения в конце 2018 года правительством России на портале госзакупок (zakupki.gov.ru) заказа на постройку регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов. В этом тендере победило АО «Федеральный центр науки и высоких технологий «Специальное НПО «Элерон», предложившее за возведение объекта цену 589 млн рублей.
В соответствии с контрактом на одной площадке должны появиться технологический корпус по переработке и кондиционированию РАО, хранилище кондиционированных РАО и пункт хранения очень низкоактивных отходов (ОНАО). Также в планах приобретение и монтаж оборудования. Все работы планируется завершить к концу 2019 года. К этому же сроку должны быть проложены все наружные сети и возведены пункты жизнеобеспечения. В следующем году – благоустройство и озеленение прилегающей территории. Необходимые на строительство средства зарезервированы в федеральном бюджете.
Между тем слухи начали расти как снежный ком. По инициативе жительницы края Анастасии Гриненко была подготовлена петиция на имя губернатора Приморья Олега Кожемяко с призывом обратиться к правительству, чтобы власти отказались от этой затеи.
Депутат Госдумы Андрей Андрейченко заявляет, что под обращением уже подписалось более 20 тысяч приморцев. Он также направил письмо на имя полпреда Юрия Трутнева с требованием дать разъяснения по данному проекту и подробно проинформировать жителей края о проведенных изысканиях и экспертных оценках негативных воздействий на среду и человека. Депутат не исключает, что из-за строительства ядерного могильника приморцы могут устроить массовые протесты. Может и увеличиться отток населения из региона.
Между тем здравую мысль подал главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института имени Виктора Ильичева ДВО РАН доктор биологических наук Владимир Раков. Ученый считает, что люди просто не проинформированы, какие именно отходы будут храниться на территории будущего центра и властям нужно элементарно объяснить это жителям края.
Чистота – залог здоровья
В итоге власти все же взяли слово. Первым официальное заявление сделал вице-премьер, полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Он прокомментировал ситуацию в интервью ТАСС 11 января.
По заверению полпреда, центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в бухте Сысоева в Приморском крае создается с целью очистить регион от оставшихся ядерных отходов, а вовсе не завезти сюда новые.
– Если центр не строить, то эти отходы там и останутся, ими никто не будет заниматься, земля не будет очищена, – подчеркнул Трутнев.
Он также напомнил, что отработанное ядерное топливо копилось в крае начиная с 1960-х годов.
– Большая его часть давно из Приморья вывезена и утилизирована, но осталось некоторое довольно значительное количество, порядка 40 тысяч кубометров отходов не столь высокого класса опасности, но тем не менее имеющих определенный радиоактивный фон. Это загрязненная земля, металлы и конструкции. Это не топливо и не радиоактивные элементы, а вещи с вторичной, наведенной радиоактивностью. Их тоже надо почистить и убрать, – пояснил полпред.
По его словам, для этой работы необходима определенная технология, и центр, собственно, строится для того, чтобы переработать всю эту оставшуюся массу невысокой радиационной активности. Планируется полностью очистить 38,5 тысячи кубов.
– Оставшиеся материалы, порядка 1,5 тысячи кубометров, имеющие фоновую радиоактивность, планируется вывезти в специальные места хранения на территории РФ, в специально оборудованные для этого хранилища, обладающие необходимыми системами защиты, – рассказал Юрий Трутнев, уточнив, что переработанные отходы могут быть вывезены в пункт захоронения ядерных отходов «Маяк» в Челябинской области.
Долой советское ядерное наследие
Тем временем, как сообщает пресс-служба краевой администрации, губернатор Приморья Олег Кожемяко 12 января лично посетил город Фокино, где базируется Дальневосточный центр по обращению с ядерными отходами (ДВЦ «ДальРАО» – филиал ФГУП «РосРАО»). В сопровождении директора ДальРАО Константина Сиденко (бывшего командующего Тихоокеанским флотом и Восточным военным округом, адмирала в отставке. – Прим. ред.) глава края осмотрел площадку предприятия в бухте Разбойник.
Константин Сиденко рассказал Олегу Кожемяко, что с 2000 года ДальРАО занимается решением проблем советского ядерного наследия» – выведением из эксплуатации атомных подлодок и экологической реабилитацией радиационно опасных объектов ВМФ РФ.
При этом действующие хранилища РАО, построенные в 1960–70-х годах, исчерпали свой ресурс по объемам хранения и срокам эксплуатации. Чтобы переработать, кондиционировать и сократить объемы опасных веществ, и было принято решение о строительстве на территории ДальРАО регионального центра кондиционирования и долговременного их хранения. Конечная цель этой масштабной экологической миссии – повысить радиационную безопасность на Дальнем Востоке, полностью вывезти радиационно опасные объекты с территории ДФО и ликвидировать существующие места временного хранения.
– Строительство центра закончится в 2020 году. Мы прошли все слушания с привлечением деятелей науки, общественных организаций, жителей, и никаких вопросов, связанных с негативными последствиями работы предприятия, не выявлены. Потому что это строительство высокотехнологичное, способное в разы снизить объемы хранимых твердых радиоактивных отходов, – подчеркнул Константин Сиденко. – Поэтому говорить о том, что сегодня мы наносим экологический вред, не приходится. Жители Приморья, Дальнего Востока могут не волноваться об экологической обстановке. У нас очень чистое предприятие, которое соблюдает все экологические процессы.
Почему ввоз радиоактивных веществ из-за рубежа в Приморье невозможен и какую помощь оказывает японская сторона в строительстве центра, журналистам пояснил сам губернатор.
– Существует 31-я статья 190-го Федерального закона РФ, которая запрещает ввоз на территорию России любых ядерных отходов и продуктов их переработки. И ни Япония, никакая другая страна не является исключением, – заявил Олег Кожемяко.
Он также подчеркнул, что Япония участвует в реализации проекта через поставки специального оборудования и техники.
– Российско-японский комитет по сотрудничеству ведет работу с 2012 года. Японская сторона оказывает помощь и содействие, за это время она поставила плавучий док «Сакура», буксир, два портальных крана, технологическую линию по очистке и окраске. Оборудование будет поставляться и дальше, – заверил глава Приморья.
Природе станет легче
Тот факт, что никто не планировал ввоз радиоактивных отходов на территорию Приморья, подтвердили и прибывшие в Приморье из столицы ответственные лица Росатома. 14 января они приняли участие в специально организованном круглом столе в администрации края, куда были приглашены представители общественности и экологи.
Руководитель департамента по связям с регионами Росатома Андрей Полосин и начальник управления по реализации федеральных целевых программ этой госкорпорации Александр Абрамов, рассказывая о строительстве центра по обращению с радиоактивными отходами, тоже говорили о необходимости утилизации советского ядерного наследия.
– Сейчас проект находится в 50-процентной готовности. Работать на нем будут только с радиоактивными отходами, накопленными в Приморье с 1961 года. Эти отходы будут полностью переработаны и вывезены с территории края, – подчеркнул Александр Абрамов.
Он добавил, что центр также займется утилизацией отходов, которые остаются от работающих сегодня в Приморье производств, в частности, завода «Звезда».
На вопрос, куда же будут вывозиться переработанные отходы, Андрей Полосин пояснил, что пункты захоронения таких отходов создаются в других регионах России. Это закрытые территории в Томской, Челябинской областях. Они начнут свою работу в 2020–2021 годах. Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами начнет поставлять туда продукцию начиная с 2022 года. Сегодня пункт захоронения уже функционирует в Свердловской области.
– Речь идет о переработке того накопленного багажа ядерных отходов, который есть в Приморье. Переработка этих отходов, безусловно, важна. Она заключается в их конденсировании и вывозе с территории Приморья. С точки зрения нашей организации этот проект улучшит состояние природы в Приморском крае, – резюмировал в заключение встречи директор Амурского филиала WWF (Международный фонд дикой природы) России Петр Осипов.
Прямая речь
Пока есть атомный флот, будут и отходы. И их нужно сделать безопасными
Корреспондент «В» также обратился за разъяснениями лично к руководителю ДВЦ «ДальРАО» Константину Сиденко.
– Существует федеральная программа по промышленной утилизации выведенных из обращения атомных подводных лодок на период до 2015 года и на перспективу до 2020 года (а также утилизации законсервированных судов атомного технологического обслуживания: танкеров и плавмастерских, хранивших в своих танках жидкие радиоактивные отходы (ЖРО), и большого атомного разведывательного корабля «Урал», историю которого недавно рассказал «В». – Прим. авт.). Эта программа разработана Росатомом, одобрена учеными и контролирующими органами, действует с 2009 года. В ее рамках и осуществляется нынешнее строительство в районе бухты Сысоева. Новый объект предназначен для обеспечения дальнейшей радиационной и экологической безопасности в регионе, – пояснил Константин Семенович.
– Есть ли опасность от стационарных объектов ДальРАО, размещенных на территории края?
– В нашем ведении в Приморье имеются два объекта на территории города Фокино, на берегу бухт Разбойник и Сысоева, еще один расположен рядом с базой атомных подлодок ТОФ на Камчатке, на побережье бухты Крашенинникова, также имеется подобный объект в Хабаровске. Таким образом, все предприятия отрасли по радиационной безопасности на Дальнем Востоке замкнуты на Владивосток.
Чтобы у читателей «В» было понимание, расскажу, что собой представляют промышленные площадки в Фокино. В бухте Разбойник создан пункт долговременного хранения реакторных отсеков. Здесь разделывают многоотсечные составные части бывших АПЛ. После соответствующей подготовки собственно реакторные отсеки отправляют на хранение на 70 лет. Есть необходимое оборудование, обслуживающий персонал, технический и энергетический комплекс для обслуживания, система контроля. Часть неопасных отсеков еще находится на плаву в бухте и ждет своей очереди на утилизацию и хранение. К настоящему времени их несколько десятков, включая доставленные с Камчатки. Вся их переработка завершится до 2020 года.
Площадка в бухте Сысоева предназначена для хранения твердых радиоактивных отходов (ТРО) в контейнерах и в хранилищах. Речь идет об облученном металле. Здесь же находится собственный береговой новейший комплекс ДальРАО по переработке ЖРО, созданный на основе последних научных изысканий ученых, в том числе Института химии ДВО РАН.
– Какова дальнейшая судьба плавучего комплекса «Ландыш», построенного за японские деньги и стоящего у причальной стенки Дальневосточного завода «Звезда»?
– Сколько будет существовать атомный подводный флот с ядерными энергетическими установками, столько будет существовать и потребность в переработке жидких радиоактивных отходов. А также в переработке ЖРО с судов атомного технического обслуживания. Даже в хранилищах ТРО есть элементы, связанные с водой и нуждающиеся в очистке.
На Тихоокеанском флоте жизнь не замерла, подводные атомные корабли отправляются на капитальный и текущий ремонт, выводятся из эксплуатации. На их место приходят современные крейсера новых проектов, которые также требуют технического обслуживания с перегрузкой активных зон, с переработкой ЖРО, с очисткой контуров. Поэтому наземный комплекс переработки ЖРО самого ДальРАО и плавучий комплекс «Ландыш» на «Звезде» будут загружены работой еще долгие годы. Благодаря их работе и поддерживается полная безопасность в Приморье.
– А какие задачи у нового комплекса?
– Разделение металла на чистый и загрязненный. Если проблемы с ЖРО давно сняты, то с твердыми радиоактивными отходами до конца не решены. В настоящее время требуется переработать порядка 40 тысяч кубометров ТРО, накопленных за время длительной эксплуатации атомного флота (некоторые ждут своего часа с 1970-х годов), а также продуктов переработки АПЛ на судоремзаводах.
В соответствии с действующей практикой из выведенных из эксплуатации атомных подлодок вырезался реакторный отсек, а также два соседних с носа и кормы для поддержания плавучести. Соседние отсеки чистые и не требуют длительного хранения. А вот реакторный будет разрезан и помещен в специальную емкость.
Если еще проще, то, к примеру, из каждых имеющихся сейчас на хранении пяти контейнеров с ТРО будет компоноваться один. Он и будет закладываться на длительное хранение. А остальное отправится на переплавку.
– А вот экологи бьют тревогу, что мы возьмем на хранение японские радиоактивные отходы. Это так? И еще вопрос: представляет ли опасность то, что вам предстоит взять на переработку?
– Никаких ядерных свалок в России в целом и в Приморье в частности нет и не предполагается в дальнейшем. Соответственно, никто не собирается хранить здесь чужие ЖРО или РДО.
Что касается безопасности: в ДальРАО повышенное внимание уделяется не только самим хранилищам, но и окружающей среде. Имеющаяся у нас экологическая служба занимается мониторингом круглогодично в любое время дня и ночи. Специальные российские институты работают с ДальРАО, берут пробы и в динамике изучают состояние почвы, воздуха и воды. Экологическое состояние внутри и вокруг предприятий не превышает фоновых значений.
Кстати, и Японское море совершенно безопасно. Знаю, что японская сторона обращалась к ученым Владивостока по вопросу использования наших сорбентов для утилизации загрязненной воды на поврежденной АЭС Фукусима-1, но более подробную информацию смогут дать сотрудники Института химии ДВО РАН.
– Простите мою некомпетентность, но не могу не задать вопрос: имеются ли какие-нибудь угрозы Приморью в связи с отработанным ядерным топливом?
– Никаких угроз нашему региону и его жителям не существует. Что касается отработанного ядерного топлива (ОЯТ), еще в 2009 году в рамках программы «Глобальное партнерство» была реконструирована железнодорожная ветка Большой Камень – Смоляниново, связывающая хранилище ОЯТ на заводе «Звезда» с Транссибом. По ней из Приморья отправили 43 (!) эшелона с ОЯТ к месту их дальнейшей переработки в ПО «Маяк» на Южном Урале. Также отправлено на утилизацию более 150 радиоизотопных термоэлектрических генераторов для необслуживаемых автоматических средств навигации: световых маяков, радиомаяков, светящихся знаков. Суммарная активность радиационного материала, отправленного для дальнейшего хранения и переработки в закрытый комплекс, составила 84 млн кюри. В настоящий момент ОЯТ на территории всего Дальнего Востока нет вовсе.
Мнение
Академик Валентин Сергиенко, председатель ДВО РАН: «Это очень правильный шаг в наведении порядка по части радиационной безопасности на Дальнем Востоке. Я помню 94-й год, когда все отходы сливались в море. Если сегодня население не беспокоится, не понимаю, почему оно должно беспокоиться завтра, когда появится комплекс. Он предотвратит расползание радиационных отходов. Это современный путь».
Автор: Николай КУТЕНКИХ