Выпускник вуза: вместо диплома – стартап в кармане
В ближайшие годы выпускники всех российских вузов смогут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Повсеместное распространение этой практики начнется уже с нынешнего года, сообщили корреспонденту газеты «Известия» Анне Ивушкиной в пресс-службе Минобрнауки.
В ряде вузов выпускники некоторых специальностей используют такую возможность уже сегодня. Однако в целом для отечественной системы образования эта идея слишком революционна и может столкнуться со сложностями при ее воплощении, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты.
Разработка и реализация программы обучения студентов и преподавателей вузов в подготовке стартапов в качестве выпускной квалификационной работы предусмотрены программой «Цифровая экономика», пояснили в пресс-службе Минобрнауки. Работа в этом направлении начнется с нынешнего года, уточнили в ведомстве. Вносить изменения в законодательство для этого не потребуется – принимать стартап как диплом позволяет и действующий порядок аттестации, отметили в министерстве.
Более 1 тыс. высших учебных заведений России пока принимают только традиционные выпускные работы, однако практика сдачи стартапов вместо диплома уже применяется в 71 вузе страны, уточнили в Минобрнауки.
Например, на кафедре технологического предпринимательства в МФТИ разработка собственного технологического стартапа – обязательная часть дипломной работы, рассказали в пресс-службе Российской венчурной компании, на базе которой работает кафедра. По этой программе готовят аналитиков для венчурных фондов, специалистов по инновациям и технологических предпринимателей.
В РЭУ имени Г.В. Плеханова по некоторым направлениям тоже принимают стартап в качестве дипломной работы. В числе успешных проектов выпускников – детский университет робототехники, оптовый магазин овощей и фруктов, детский фэнтези-лагерь и антикафе.
Для российской системы высшего образования идея стартапа как диплома продолжает оставаться достаточно революционной, сказал «Известиям» проректор по учебно-методической работе РЭУ имени Г.В. Плеханова Петр Карасев.
– Стартап – это потенциальная бизнес-единица, для разработки которой необходимы компетенции в области финансов, налогов и бухгалтерского учета, маркетинга, не говоря уже о глубоком знании предметной области самого изобретения. Поэтому для разработки необходимо привлекать выпускников различных направлений, – пояснил он «Известиям». – Можно предположить, что в ближайшей перспективе мы будем говорить о групповой защите междисциплинарных выпускных квалификационных работ в формате стартапа.
По времени процесс запуска своего дела выходит за рамки отведенного графиком учебного процесса периода подготовки дипломного проекта, отметил Петр Карасев. Поэтому для внедрения новой практики необходимо перестроить образовательную программу, считает он.
Идея Минобрнауки интересна и заслуживает внимания, но для ее корректной реализации необходимо разработать критерии оценки студенческих проектов, отмечает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Например, это может быть уровень организационных способностей, профессионализма и познаний в конкретной сфере. Эксперт отметил, что в европейских вузах практика стартапа как диплома не распространена и Россия может стать новатором в этой сфере. Кроме того, в этом случае появляется больше шансов, что, начав свое дело, студент будет трудиться по специальности.
Сегодня только 37 % выпускников вузов, колледжей и техникумов работают в той сфере, в которой получили образование, показало исследование РАНХиГС, опубликованное прошлым летом. Еще 29 % молодых людей сообщили, что их работа связана со специальностью, а 27 % трудятся в совершенно другой области.
Отметим, стартап – это коммерческий проект, кардинально отличающийся от уже имеющихся на рынке. Также стартапами называют компании и бизнес-проекты, возникшие недавно и находящиеся в начале деятельности.
Автор: Отдел новостей «В »