Для развития мускулатуры ног и наполнения тела энергией

Чем жил новогодний Владивосток 120 лет назад

10 янв. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4459 (6164) от 10 янв. 2019

Веселые каникулы и рождественские торжества позади, но праздничное настроение все еще с нами: в нынешние выходные отмечаем старый Новый год. В связи с этим предлагаем снова перелистать страницы старых газет и узнать, как проходили любимые в народе празднования на далекой окраине Российской империи в стародавние времена.

Обширное, хотя и скользкое поле 

Главным зимним развлечением в конце позапрошлого и начале прошлого веков было катание на коньках. «Торговцы коньками замечают небывалый спрос на коньки. Почти вся заваль прошлых лет распродана. На всех катках переполнение катающихся. По праздникам на некоторых бывает так много охотников, что приходится ожидать очереди. Катков устроено почти в два раза больше прошлогоднего», – сообщала зимой 1912 года газета «Копейка», выходившая в Санкт-Петербурге. 

Владивосток от далекой столицы не отставал: с декабря катки устраивались здесь прямо на льду бухты Золотой Рог. Местные газеты регулярно информировали горожан о пользе подобного отдыха и стоимости входных билетов, кои можно было купить, например, в верхнем отделении магазина «Кунст и Альберс». 

В декабре 1896 года внимание читателей газеты «Владивосток» привлекла заметка о том, что неподалеку от Адмиральской пристани на льду Золотого Рога открыт каток для всех любителей катания на коньках. «Командир Владивостокского порта весьма любезно предложил для надобностей катка дом на берегу бухты, в котором устроено теплое помещение для отдыха и одевания коньков», – отмечал репортер «В».

В этом же номере был опубликован подробнейший отчет о предыдущем «ледовом» сезоне, предоставленный городским полицмейстером. Из него можно было узнать, что в зимний сезон 1895–1896 года каток у Адмиральской пристани был открыт 29 декабря, а завершил работу 4 марта. «Всего дней, когда можно было кататься, вышло 70, и за это время каток по билетам посетило 2343 человека. Самое большое количество катающихся в один день – 203 человека». Стоил сезонный входной билет для взрослых 5 рублей, для учащихся – 3 рубля, за семейные билеты нужно было выложить от 6 до 11 целковых. Согласно отчету «музыка на катке играла 6 раз, кроме того, было устроено 3 вечерних катания с музыкой и иллюминацией, а также бега для учащихся с призами и подарками, на которые был истрачен 31 рубль. На устройство и уборку катка было потрачено 132 рубля 70 копеек, на музыку и печатание объявлений – 136 рублей 50 копеек». В конце отчета было высказано пожелание, чтобы «в наступающую зиму общество откликнулось с таким же радушием к устройству столь здорового, полезного и приятного развлечения, как каток».

26 декабря 1898 года главная городская газета вновь сообщала своим читателям: «Состоялось открытие катка у Адмиральской пристани при многочисленном стечении конькобежцев и хора военной музыки. Нельзя не отметить очевидные улучшения. Устроено электрическое освещение, понижены цены, уборная устроена более удобно, хотя все-таки оставляет желать лучшего, имеется буфет без спиртных напитков, но зато с чаем. Гимназисты на катке блистают отсутствием. Для них устроен каток у памятника Невельскому. Таким образом, владивостокским конькобежцам предстоит обширное, хотя и скользкое поле. Остается пожелать процветания этому здоровому спорту. Говорят, лед установился на 80 миль от берегов Владивостока». 

Издания начала прошлого века довольно часто публиковали статьи о пользе катания на коньках, которое, как писала, к примеру, в январе 1900 года газета «Дальний Восток», «способствует развитию мускулатуры ног и наполнению тела энергией, и рекомендовано для любого возраста». 

Спрячься за маской – получи приз 

Еще одно популярное во Владивостоке царских времен развлечение – костюмированные балы-маскарады. 

Главное городское зимнее торжество 1900 года проводило Военное собрание. Цветочный бал-маскарад состоялся 24 января и, как следовало из репортажа газеты «Дальний Восток», «имел оглушительный успех и произвел необычайный фурор». Для того чтобы попасть на него, нужно было выполнить несколько условий. К примеру, для дам главным пропуском на бал было наличие «цветочного платья», то есть платья, украшенного живыми или искусственными цветами. Несмотря на то что зимой живые цветы стоили немалых денег, зал оказался полон. Впрочем, допускались и гости без цветочного костюма, однако после оплаты штрафа.

В 1902 году самый яркий бал-маскарад был дан городским обществом поощрения изящных искусств, состоялся он в театре Иванова на Светланской, 3. 

Накануне бала в газете «Владивосток» была напечатана программа, из которой можно было узнать, что в театре будут устроены «художественные киоски для продажи прохладительных напитков, устриц и цветов». Были также заявлены беспроигрышная лотерея и художники-моменталисты, готовые рисовать портреты приглашенных гостей, и, разумеется, музыка и танцы до утра. «Дам и мужчин просят быть в оригинальных костюмах, желающие могут быть в масках, – предупреждал корреспондент. – За лучшие костюмы по оригинальности замысла и художественному выполнению будут выданы три ценные приза: два за дамские и один за мужской маскарадный костюм. Плата за вход – 3 рубля, причем каждый мужчина получает бесплатно билет для ввода одной дамы. Есть и ложи на шесть персон, каждая за особую плату. Заблаговременно билеты можно приобрести в магазине Цорна или в торговом доме «Кунст и Альберс», а в день бала – в кассах театра».

Праздничные депеши дойдут до всех

А еще в предновогодние дни горожане спешили отправить друзьям и родным поздравительные телеграммы. «По примеру прошлого года, – писал «Владивосток» в начале декабря 1902-го, – с 20 декабря будет открыт во Владивостокской конторе заблаговременный прием телеграмм с поздравлениями как к Новому году, так и с праздниками Рождества. Вместо прежней отметки «поздравительная» на депеше перед адресом должно быть написано Рождественская или Новогодняя, смотря по тому, следует доставить депешу 25 декабря или 1 января. Отметка эта в счет платных слов не входит. Депеши передаются в очереди вместе с другими и доставляются адресатам сообразно с указаниями в отметке».

И, конечно же, ни Новый год, ни Рождество не обходились без подарков. Витрины городских магазинов были украшены праздничной иллюминацией, а на прилавках можно было найти все, что душе угодно, и даже немножко больше. Но об этом расскажем в следующий раз.

Автор: Дмитрий ШАКИН