Это наша с тобой биография…
Взглянуть на прошлое – понять, вспомнить, простить – предлагает выставка в музее Арсеньева
Отчаянно плачет пухлый малыш месяцев пяти, отказываясь признавать в каком-то дяде своего папу. Ну не видел он раньше этого дядю никогда, ну вот ни разу! Тот руки тянет, повторяет растроганно: «Сынок, сынок!» Но малыш лишь рыдает. А через какое-то время уже доверчиво идет на руки к папе – китобою, который больше полугода был в море и рождение сына пропустил…
Было это в 1953 году: во Владивосток из очередного рейса пришла китобойная флотилия «Алеут». Давно нет на свете того счастливого папы, а пухлощекий малыш сам, наверное, уже дедушка. Но серия фотографий, на которых навеки осталась запечатленной трогательная сцена первой встречи отца и сына, возвращает нас в то время, словно мы присутствуем на том причале, видим все своими глазами.
Не упустить ничего
На выставке «Приморье в объективе Николая Назарова», что работает в музее имени Арсеньева, нет ни одного кадра, который не возвращал бы нас к истории Владивостока, Приморья, России. Ведь Назаров был одним из ведущих приморских фотокоров, корреспондентом ТАСС и более 50 лет, по сути, вел фотохронику жизни края, откликаясь на все ее проявления. Кажется, ничто не прошло мимо его объектива: от Хасанских событий до визитов Хрущева и Брежнева, от разбросного посева риса с самолета на Ханке до работы ученых ДВНЦ, от жизни поселка лесорубов на северах до первых телепередач во Владивостоке. Да, такая жизнь у фотокора, особенная: вроде бы снимаешь будни, обыденность, а через 50 лет становится ясно, что снимал историю…
– Николай Назаров родился в Москве в 1916 году, – рассказывает Ираида Клименко, старший научный сотрудник музея. – В 1920-м семья переехала во Владивосток, здесь они и осели. Снимать юный Коля начал в 14 лет, когда ему подарили первый фотоаппарат. Фотографировал в школе, в пионерском лагере, посещал фотокружок, отправлял снимки в газеты. В 17 лет он уже официально был корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». И именно в этом возрасте отправился встречать спасенных челюскинцев на ледоколе «Добрыня Никитич»! Он всегда был в гуще событий. Николай Алексеевич был фотокором ТАСС по Приморскому краю, фотокором «Красного знамени», военным корреспондентом. А еще он был сыном своей земли, оставил после себя не только великолепные портреты земляков-современников, но и целостный зримый образ нашего края таким, каким он его любил и видел.
Удача кладоискателя
Столь масштабная – без малого 200 снимков – выставка работ Николая Назарова проходит впервые.
– Совсем недавно, – говорит Ираида Николаевна, – мне удалось закончить многолетний труд оцифровки его архива, точнее, той его части, что передал нам его сын Алексей Николаевич в 1987 году, после смерти отца. Это более 800 фотографий и более 12 тысяч негативов. Негативы были очень маленькие, многое было фактически неузнаваемо. И лишь недавно у нас появилась возможность оцифровать и систематизировать все кадры. На эту работу ушло три с половиной года.
Когда я поняла, какой уникальный архив у нас в руках, я едва не плакала. Я по образованию археолог, много ездила в экспедиции и знаю, какое это счастье, когда выкапываешь какой-то предмет, пусть даже самый простой черепок. То же самое я почувствовала, когда сканировала негативы! Ты видишь то, что было скрыто от взгляда. Да, работа долгая и кропотливая, но она того стоит. Временами я чувствовала себя настоящим кладоискателем…
Вот пример. Назаров часто делал с негативов контрольные отпечатки, совсем махонькие – 3х3, разглядеть что-то почти невозможно. И вот я держу в руках такой отпечаток, вроде бы на нем мужчина и лодка. Смотрю на пакет, в который упакованы отпечаток и негатив, там краткое пояснение (Николай Алексеевич вел свои архивы наиаккуратнейшим образом, подписывая, датируя и поясняя каждую съемку, благодаря чему мы и можем так подробно описать каждый снимок): «Грацианский, амфибия». Стала искать информацию. Оказалось, это знаменитый полярный летчик Алексей Грацианский и его самолет-амфибия. На этом самолете он совершил множество вылетов, когда искал своего друга, летчика Сигизмунда Леваневского, пропавшего без вести во время беспосадочного перелета в США. Представляете? И таких открытий во время работы было немало. Сейчас все негативы оцифрованы и открыты для исследования. Это целое богатство…
Разговор с тем, кто понимает
Выбрать для выставки 200 снимков из 12 тысяч, по словам Ираиды Клименко, было непросто. Еще сложнее – разделить их тематически.
– Трудно назвать темы, которые Назаров не освещал, места в крае, в которых не побывал. Вот визит азиатской эскадры США во Владивосток в 1937-м. Вот события на Даманском, где он был, по сути, фронтовым фотокором. Вот съемочная группа Приморского телевидения снимает первый сюжет в магазине «Дары тайги» для передачи его в Москву и показа в Париже. Вот тигроловы поймали тигра, зима, 1953 год. Вот встреча китобойной флотилии «Россия»… Как все это разнести по темам?
В итоге получилось так. Первый зал – это рассказ о самом Назарове, его портреты и автопортреты, его фототехника и книги. Второй зал – военная тематика: пограничники, учения, Хасан, Маньчжурия, Даманский. В третьем зале – снимки из серии «То, что мы потеряли». Владивостокский фарфоровый завод, фабрика пианино «Приморье», завод «Металлист», другие предприятия, которые были полностью или частично утрачены в перестройку. И четвертый зал – снимки Владивостока, его науки, просто жизнь города…
Да, Николай Назаров был счастливым человеком, реализовавшимся в любимом деле. Он живо интересовался всем, что происходит в мире, в стране, в городе, и использовал фотографию как способ разговора со своим зрителем, а язык его был очень доходчивым, искренним. Он находил путь в сердца людей. И на какое бы фото вы сегодня ни взглянули, вы понимаете, о чем идет речь…
Не так давно сын фотографа передал музею оставшийся архив отца. По словам Ираиды Клименко, в нем в разы больше негативов и снимков, чем в первой части. И работа над их систематизацией только началась. Представляете, какая будет выставка через несколько лет?
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ