Владивосток себя еще не знает...
Открыть его забытые интересные страницы поможет уникальный проект Приморской картинной галереи
Просто проводить выставки и продавать на них билеты – это даже не вчерашний, это позапозавчерашний день в работе любого музея или галереи. Так со зрителем уже нигде не работают. Сегодня, когда есть выбор, как провести культурный досуг, публике нужно предлагать чуть больше. Чего? Ответ на этот вопрос каждое учреждение культуры находит само.
Например, в Приморской картинной галерее уже два года работает уникальный просветительский проект «Музыкальный вернисаж». Цель создания его, впрочем, гораздо более масштабная. Знакомьтесь: Александр Вовненко, автор и ведущий «Музыкального вернисажа».
Записывайтесь в друзья
– Проект мы придумали с Аленой Даценко, директором Приморской картинной галереи, – рассказывает Александр Вовненко. – Очевидно, что сегодня необходимы новые формы работы культурного учреждения с публикой. Мы знаем примеры: клуб друзей Эрмитажа, например. Или клуб друзей Свердловской филармонии, которая стабильно занимает третье место в рейтинге филармоний после Москвы и Питера – по количеству посещений, широте абонементов и так далее.
Мы решили, что такой клуб не может взять и образоваться сразу, он должен вырасти из другой истории, например, из цикла лекций, встреч, которые проходили бы в галерее и формировали некое сообщество. Между прочим, сегодня лекции об искусстве весьма популярны. Посмотрите: в ЦСИ «Заря» они идут едва ли не постоянно, на Приморской сцене Мариинского театра есть просветительский проект, и все они привлекают публику.
Но наша задача была не просто выйти, рассказать что-то интересное и уйти, а сделать так, чтобы люди, собирающиеся на лекции, между собой общались, чтобы они со временем начали осознавать себя именно друзьями картинной галереи.
Когда обсуждалась тематика лекций, тоже было понятно: нужно не только говорить о живописи или каком-то направлении в искусстве, но и показывать взаимосвязи между разными видами искусства – живописью, скульптурой, кино и театром, литературой и музыкой. В таком формате мы и работаем уже два с половиной года.
– Как вы выбираете темы для будущих лекций?
– Всегда по-разному. Мне бы очень хотелось, чтобы программы мы формировали в содружестве с людьми, которые приходят на мои лекции. Но, увы, пока что на подобные с моей стороны попытки реакция одна: «Нам все равно, что вы рассказываете, все так интересно!» Это приятно, с одной стороны, а с другой – отдаляет от генеральной цели создания клуба, когда все его члены – участники процесса, а не просто слушатели, которые пришли и ушли. Но пока что программу предлагаю я.
Идем по следам
– Начинали мы с азов: барокко, классика, французский импрессионизм. Начали мы с Вивальди, причем я сознательно хотел говорить не о «Временах года», а об операх в Венеции, о других чудесных произведениях Вивальди. Так дальше и пошло.
Потом я подумал, что мы вообще плохо знаем русское искусство, это на самом деле так. Мои коллеги, которые работают в Москве на разных культурных площадках, практически не рассказывают о русской музыке, например. И это явная тенденция, с которой я лично согласиться не могу.
Поэтому второй сезон «Музыкального вернисажа» (а сезон у нас умещается в полгода) мы сфокусировали на русском искусстве. Иконопись, русская духовная музыка, передвижники, «Могучая кучка», Чайковский…
Третий сезон был разнонаправленным, говорили о многом в искусстве. А четвертый я сделал максимально нацеленным на Владивосток. Потому что, во-первых, 80 лет Приморскому краю, а во-вторых, в 2018 году был еще один тихий и забытый юбилей. Но очень важный. 130 лет назад во Владивосток была перенесена столица Приморской области, территория которой тогда совпадала фактически с территорией ДВФО.
Замечу, что сезон, посвященный Владивостоку, был самым непростым для меня как для автора. Владивосток очень молодой город, в его истории не так много событий уместилось. Но некоторые я все же нашел и напомнил публике.
Например, историю о том, как здесь в 1918 году неделю жил Прокофьев, пока ждал японской визы. И хотя в городе есть музыкальная школа имени Прокофьева, о его пребывании во Владивостоке мало кто знает. А я читал его дневники, где он подробно рассказывает, как приехал сюда из полуголодного Петрограда и увидел пирожные в витрине магазина, увидел сахар... И был поражен и очарован. Как понравилось ему здание японского консульства, как вдохновляло его. Между прочим, на базаре в кабинке уличного фотографа он сделал снимок на визу. Представляете, вполне может быть, что в архивах дипломатических японских служб по сию пору хранится то заявление на визу и та фотография! Это же фантастика!
Говорили мы и о Бурлюке во Владивостоке, и о том, что здесь происходило в разгар Гражданской войны…
И вот четвертый сезон фактически завершен, я разработал программу пятого, и она уже одобрена. Этот сезон будет посвящен французскому искусству, потому что это в большой степени соотносится с нашим городом, ведь французы в истории Владивостока оставили весьма заметный след. А об этом крайне мало говорят. Конечно, вышла книга Нелли Мизь, но у нее скромный тираж, и ее не так много народу читало, увы. Но разве не интересно узнать, как Владивосток связан с Францией, если рассказать об этом, оттолкнувшись от французского искусства? Например, два года назад в картинную галерею привозили работы Тулуз-Лотрека, так почему не рассказать о нем?
Вообще, как человек приезжий, которому немного виднее со стороны, скажу: Владивосток не знает себя. Как «понаехавшему» мне была интересна история Владивостока, я много ее изучал. И часто ввожу в лекции факты из этой истории.
Изъять человека из футляра
– Соотносятся ли ваши программы с фондами картинной галереи?
– Я стараюсь учитывать возможности галереи, но без фанатизма. Четвертый сезон мы начинали почти сразу после открытия выставки Карла Брюллова, и, разумеется, залы этой выставки нам помогали. Но при этом в картинной галерее ее чудесные экскурсоводы, сотрудники к каждой выставке продумывают целую программу, поэтому мне бы не хотелось дублировать профессионалов. Мой интерес – показать гостям «Музыкального вернисажа» искусство в перспективе, научить его понимать и отличать барокко от классики, например. Если человек чего-то недополучил на уроках истории или мировой художественной культуры, здесь он может восполнить пробел.
Меня также радует, что история «Музыкального вернисажа» затрагивает и инклюзию – так, я рассказывал о Брюллове в обществе слепых.
Кроме того, одна из важнейших особенностей «Музыкального вернисажа» – общение. Сегодня у нас нередка ситуация, когда люди не могут попасть на сидячие места и стоят вдоль стен зала. И видно, что общение выстраивается: перед началом постоянные зрители общаются, билетами обмениваются, привозят друг другу сувениры…
Но все это очень-очень понемногу. Мы все живем сегодня в футляре, все привыкают жить, наклоняясь к телефону и не обращая внимания на окружающих. Но это преодолимо. Сегодня у нас примерно 90 постоянных посетителей, и я каждого уже знаю. Я не строю планов расти до тысяч зрителей, потому что в этом случае исчезнет именно идея клуба, небольшого сообщества. И важно не уйти в тираж, не повторяться, придумывать что-то новое. Я буду в этом смысле трепетно следить сам за собой.
Клуб «Музыкальный вернисаж».
Программа пятого сезона
13, 20 января – «В лучах Солнца. Искусство эпохи короля Людовика XIV».
3, 10 февраля – «Свобода, равенство, братство! Живопись и музыка Французской революции».
3, 10 марта – «Мулен Руж. Париж в зеркале работ Тулуз-Лотрека».
7, 14 апреля – «Море впечатлений. Живопись и музыка французского импрессионизма».
5, 12 мая – «Парижанин из Андалусии. Пабло Пикассо. Цвет новой эпохи».
2, 9 июня – «Русские в столице мира. Сезоны труппы Сергея Дягилева в Париже».
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ