Через всю Корею – к Владивостоку
От Пусана до Хасана вновь проложат магистраль
Транскорейская магистраль от Пусана до Хасана через весь Корейский полуостров в скором времени обретет реальные очертания. Единая железная дорога не только свяжет капиталистический Юг и социалистический Север Кореи, но и выйдет на Транссиб с заходом во Владивосток.
Воссоединение «железки» на разорванном участке на 38-й параллели давно обсуждают в Сеуле и Пхеньяне, Москва вместе с Пекином являются гарантом этих переговоров.
Но если раньше дальше разговоров политиков и аналитических рассуждений экспертов дело не шло, то за последние дни случилось сразу несколько важных событий.
Во-первых, обе стороны официально договорились разблокировать границу на ряде участков, одновременно ликвидировав оборонительные сооружения. Именно там и могут быть построены новые железные дороги (пока по одной на западе и в центре полуострова), а также пункты пропуска. Во-вторых, Совет безопасности ООН предоставил южанам исключение по обязательному выполнению санкций против северян в рамках проекта по строительству недостающего полотна и реконструкции имеющегося пути. И в-третьих, в путь отправился исследовательский поезд со специалистами обеих стран, они изучат состояние железной дороги от 38-й параллели до российской пограничной станции Хасан.
Впрочем, месяц назад «В» вкратце уже сообщал об этих событиях. Пришло время дать слово экспертам. За комментарием корреспондент «В» обратился к заведующему отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александру Воронцову, много лет работавшему в дипломатических миссиях в Пхеньяне и Сеуле.
Поедут и грузы, и пассажиры
– Да, вы правы. Такой поезд действительно отправился в путь через всю Северную Корею. До конца года эксперты из двух стран вместе проедут более 2600 километров и подготовят обзор состояния железнодорожных путей, поймут, какие работы необходимо провести для их модернизации, – рассказал по телефону из Москвы профессор Воронцов. – Российская сторона готова присоединиться к проекту на любом этапе, поскольку наша страна к этим инициативам имеет непосредственное отношение.
Известные трехсторонние проекты – железнодорожный, газовый и энергетические мосты через весь полуостров от Хасана до Пусана – всегда ждали своего часа. На протяжении ряда лет Россия, Южная и Северная Кореи обсуждали проекты и готовили предварительные технико-экономические обоснования по строительству Транскорейской железной дороги с выходом на Транссиб, прокладке газопровода и возведению линии электропередачи из Приморья в Республику Корея через территорию КНДР.
С помощью восстановленной железной дороги грузы из Республики Корея напрямую направят в Европу, сократится время в пути, что принесет всем дополнительную прибыль. Благодаря еще двум проектам юг полуострова получит из России газ и электричество, которые будут добывать и производить на Дальнем Востоке. О своем желании присоединиться к проектам высказался и Китай.
Премьер-министр Южной Кореи Ли Нак Ен недавно заявил и о готовности наладить пассажирское сообщение. На следующий Восточный экономический форум во Владивосток он хотел бы прибыть не самолетом, а на пассажирском поезде через территорию КНДР, об этом сообщало информационное агентство Республики Корея. Такая возможность может стать реальностью в недалеком будущем.
Было бы логичным пригласить к реализации проекта АО «РЖД». Эксперты корпорации считают, что понадобится три года на выполнение всех работ.
– Чудны дела твои, Господи: еще год назад обе стороны готовы были уничтожить друг друга, а сейчас вместе взялись за ремонт дороги…
– Россия давно советовала обеим странам начать именно с железной дороги. Кроме того, предложила еще и дорожную карту корейского урегулирования. Ее первый этап сейчас активно реализуется. Он заключается во взаимном сокращении военной активности и снижении напряженности. Такое стало возможным благодаря добровольному мораторию КНДР на ракетные и ядерные испытания. Одновременно США вместе с союзниками отказались от проведения маневров в этом регионе.
На втором этапе должны начаться прямые переговоры. И последние решения Сеула и Пхеньяна показывают, что мы находимся на правильном пути. Это позволит двум Кореям в перспективе заключить полноценный мирный договор. Это и есть третий этап. Одновременно этот процесс открыл двери для переговоров на экономические темы.
Сейчас полноценного сообщения между Северной и Южной Кореей нет, но в апреле лидер КНДР Ким Чен Ын и южнокорейский президент Мун Чжэ Ин договорились объединить железные дороги, а в октябре Пхеньян и Сеул заявили, что работы начнутся к концу года. Их слова не разошлись с делом.
Проект направлен на доставку грузов из Республики Корея в Европу по Транскорейской и Транссибирской магистралям. А там, глядишь, и пассажирский поезд, составленный из купейных вагонов в Сеуле и Пхеньяне, отправится в Москву. На Восточном экономическом форуме в этом году стороны также обсуждали вопрос о снятии санкций ООН с проекта «Хасан – Раджин» – российско-северокорейского СП «РасонКонТранс». Это позволит российской стороне возобновить перевозку через Приморье кузбасского угля в северокорейский порт для дальнейшей транспортировки морем в страны АТР.
Следующим экономическим шагом может стать прокладка газовой трубы – ответвления от газопровода Сахалин –Хабаровск – Владивосток. Наш природный газ пойдет на юг полуострова, что-то получат и северяне.
Пхеньян не хочет злить Вашингтон...
– Александр Валентинович, а что слышно о визите в Россию лидера КНДР?
– Все соответствующие приглашения Москва отправила Пхеньяну по официальным каналам. А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отвезла личное письмо президента России Владимира Путина и передала его в руки председателю Трудовой партии Кореи, руководителю государственного комитета обороны и верховному главнокомандующему Ким Чен Ыну. Однако, насколько известно, ответа до сих пор нет.
Мне кажется, что Пхеньян не торопится, дабы лишний раз не злить Вашингтон. После исторической встречи с президентом США Дональдом Трампом в Сингапуре и последующих переговоров с его доверенными лицами власти КНДР сейчас выжидают. Они все еще надеются получить материальные дивиденды от улучшения отношений с Соединенными Штатами. Отмечу, что шансов у них немного. Поэтому и полной ликвидации своего ракетно-ядерного потенциала Северная Корея вряд ли допустит. Хотя какие-то объекты на своей территории демонтирует. Те, которые ей уже не нужны для исследований и испытаний грозного оружия.
Что касается встречи Ким Чен Ына и Владимира Путина, то она рано или поздно состоится. Вот только о сроках говорить пока рано. Не исключаю, что это случится в 2019 году в рамках ВЭФ на острове Русском во Владивостоке.
...а Вашингтон не стесняется бряцать оружием
– В начале декабря американцы учинили очередной скандал в Японском море, «В» упоминал о нем в номере за 12 декабря. Ракетный эсминец США McCampbell прошел вблизи акватории залива Петра Великого. Как заявила пресс-представитель Тихоокеанского флота США Рейчел Макмарр, это сделано, «чтобы оспорить чрезмерные морские претензии России и поддержать права, свободы и законное использование моря». Это как понимать?
– Надводные корабли США всегда рыскали у российского побережья Приморья, Сахалина и Камчатки. Впрочем, без захода в экономические воды нашей страны. Так же как и самолеты-шпионы с авиабазы на Хоккайдо чуть ли не каждый день летают вдоль наших границ, фиксируя любую активность наших радиолокационных станций. А субмарины потенциального противника так и вовсе могут дежурить на глубине в непосредственной близости от главных баз ВМФ России на Тихом океане – возле Золотого Рога, залива Стрелок и Авачинской бухты.
Но делалось это всегда скрытно, хотя от нашей разведки шила в мешке не утаишь. Сейчас было сделано громкое заявление. Спрашивается, зачем? Мне кажется, что от бессилия. Америка хочет показать, что она является владычицей морей, как раньше являлась Британия.
Но что США могут показать России? Ничего. Американские моряки прекрасно понимают, что во время прохода вдоль залива Петра Великого они постоянно были на мушке у наших береговых ракетчиков. В случае чего не успели бы даже послать радиограмму SOS. Поэтому такой демарш направлен в сторону их союзников и сомневающихся стран. Мол, мы такие крутые, что Японское море считаем своей вотчиной и ракетами на борту грозим непослушным русским. Хотелось бы мне посмотреть на реакцию Вашингтона, когда наши корабли начнут разгуливать по Мексиканскому заливу, российские стратегические бомбардировщики возобновят полеты вдоль западного побережья США, а подводные лодки ВМФ России будут всплывать на траверзе Норфолка, Нью-Йорка, Бостона и Портленда. А они там есть, что очень нервирует командование вооруженных сил США.
Что касается именно этого эскадренного миноносца, то ему уже более 20 лет, он входит в состав 7-го флота ВМС США и базируется в японском порту Иокосука. У этого корабля довольно мощное вооружение, ударной силой которого являются крылатые ракеты «Томагавк». Именно этому кораблю предписано следить за побережьем Северной Кореи. Кстати, несколько лет назад McCampbell перехватывал в открытом море северокорейское судно, подозреваемое в перевозке компонентов баллистических ракет. После досмотра груза этот транспорт заставили возвратиться в порт приписки в КНДР. Кстати, если бы Пхеньян тогда серьезно обиделся, то этому эсминцу пришлось бы несладко, – выразил свое мнение в конце комментария известный российский ученый.
Справка «В»
Воронцов Александр Валентинович – заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения Российской академии наук, доцент кафедры востоковедения МГИМО, профессор Академии военных наук РФ, кандидат исторических наук. Основные направления научной деятельности: современные международные отношения на Корейском полуострове, в Восточной Азии и в АТР, современная история Кореи, корейская проблема в системе международных отношений, межкорейские отношения, экономика Республики Корея и КНДР.
Автор: Николай КУТЕНКИХ