Как Иванушка с Коньком за чудом ходили
«Плюх в котел – и там сварился» – эту фразу из знаменитой сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» знают, наверное, и стар и млад. Скоро увидеть, как Царь варится в котле, а Иванушка становится красавцем и берет в жены Царь-девицу, смогут и жители Владивостока.
Долгожданная балетная премьера ждет зрителей Приморской сцены. Завтра, послезавтра и 20 декабря состоятся показы балета Родиона Щедрина «Конек-горбунок». Главные партии готовят ведущие артисты балетной труппы театра: балерины Ирина Сапожникова и Анна Самострелова, премьеры Сергей Уманец и Канат Надырбек, солисты Катерина Флория, Лилия Бережнова, Виктор Мулыгин, Олексий Скалюн, Сергей Аманбаев, Александр Быков и Сергей Золотарев. За дирижерским пультом симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра выступит Антон Торбеев.
Балет будет представлен в хореографии Алексея Ратманского – за работу над этим спектаклем в 2010 году ему была присуждена престижная национальная театральная премия «Золотая маска». Во Владивостоке полностью воссоздана оригинальная постановка Мариинского театра, для переноса балета в наш город приехали ассистент Алексея Ратманского, балетмейстер-репетитор Вячеслав Хомяков и педагоги-репетиторы Елена Воронцова и Максим Хребтов.
– Балет перенесен с основной сцены Мариинского театра по решению Валерия Гергиева, нашего художественного руководителя, – рассказывает Вячеслав Хомяков. – Я приехал во Владивосток помочь перенести постановку и увидел труппу, столь же прекрасную, как и в Санкт-Петербурге. Но, конечно, не обошлось и без сложностей – например, немногочисленность балетной труппы во Владивостоке. Но и здесь ведется работа, так что, я думаю, и эта проблема будет решена.
Яркие костюмы и экстравагантную сценографию для мариинского «Конька-горбунка» создал лауреат «Золотой маски» Максим Исаев. Он же работал над либретто. За основу был взят знакомый каждому с детства сюжет сказки в стихах Петра Ершова.
«Ивана заталкивают в котел. Верный Конек колдует. Иван превращается в красавца. Иван превращается в Царевича. Народ ликует. Народ волнуется. Все хотят быть молодыми и красивыми, все хотят в цари. Царь никому не позволяет приближаться к котлу, сам погружается в кипящую воду и погибает. Народ скорбит. Народ хоронит Царя. Народу нужен Царь. Иван-царевич и Царь-девица рады – к свадьбе дело идет. Тогда и народ рад. Будет у народа новый Царь. Красивый и молодой». Ироничность либретто подчеркивает необычность постановки, ведь «Конек-горбунок» написан Родионом Щедриным уже в середине прошлого века, это неоклассика, причем решенная уже в современном ключе.
– Это сюжетный балет, который поставлен в ином стиле, в иной пластике, – говорит главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев. – В нем все опирается на классический танец, конечно, но есть и элементы современной хореографии, модерна. Работа для труппы новая, необычная, но это и шаг к совершенству, испытание на зрелость, на творческое умение перевоплощаться.
Веселый и ироничный сюжет в сочетании с изобретательной хореографией Алексея Ратманского открывает широкий простор для творчества исполнителей: для актерской игры, импровизации и для воплощения технически непростого хореографического текста.
Партитура балета была написана Родионом Щедриным еще в годы его учебы в Московской консерватории. Позже сам композитор опишет эту работу как этапную и важную для его творческого самоутверждения. Красочная и жизнерадостная музыка вдохновляла многих выдающихся хореографов XX века. В разные годы за постановку балета брались Александр Радунский, Игорь Бельский и Дмитрий Брянцев, а появление в XXI веке новой блистательной интерпретации Алексея Ратманского стало очередным подтверждением статуса Родиона Щедрина как современного классика.
– Я уверен, что наша постановка придется по сердцу и взрослым, и детям, – говорит Вячеслав Хомяков. – Это веселый и легкий спектакль, в котором есть интересные актерские работы, а содержание ясно и понятно. Существуют разные воплощения сказки Ершова, мы предлагаем свою версию – современную, яркую. Уверен, публика не останется равнодушной.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ