Игра, в которой биты используют по назначению

Бейсбол – вид спорта, который у россиян ассоциируется исключительно с Америкой. Тем не менее немало его почитателей и в нашей стране. О его становлении в России, о существующей в приморской столице команде рассказал президент Федерации бейсбола Владивостока, вице-президент Федерации бейсбола России Владимир Саранчук в прямом эфире радио «Лемма».

25 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4421 (6126) от 25 окт. 2018

– Существует стереотип, что бейсбол чисто американский вид спорта. Это так?

– Многие думают, что в бейсбол играют прежде всего американцы. Но сейчас на национализацию бейсбола и японцы претендуют, и корейцы, и китайцы. То есть у нас весь азиатский регион играет в него. В том числе и Россия в 80-х годах национализировала этот вид спорта. В СССР в бейсбол играл практически каждый субъект, и наша команда играла, и кубок СССР выигрывала. 

– В России издревле играли в лапту – это тот же самый бейсбол, не так ли?

– От лапты бейсбол существенно отличается. Нас приглашали поиграть в лапту, нам было очень даже интересно. Я считаю, что это наше культурное наследие, национальный вид спорта, который нужно поддерживать. Бейсбол – он более стратегический и тактический, это более многоплановая игра. 

– Когда в Приморье пришел бейсбол и как организовывалась федерация?

– В Россию бейсбол пришел через американцев, от них он получил развитие в центральной части страны. А в Приморье этот спорт пришел вместе с японцами. Когда в СССР создали профессиональные команды в каждом субъекте, встал вопрос: где нам учиться? Собрали атлетов, много людей пришло из многоборья и гандбола, привлекали спортсменов из разных регионов страны. Наши спортсмены проходили практику, обучались в Японии – уже тогда бейсбол там был развит.

– А вы с какого года бейсболом занимаетесь?

– С 1989 года, мне было восемь лет, когда стал членом команды «Уссурийские тигры». Сейчас мы название немного упростили, остались только «Тигры». За рубежом и в западной части России название сложно воспринималось, не ассоциировалось с Владивостоком, и было принято решение клуб переименовать.

 – Что касается приморской федерации: если человек захочет заняться бейсболом, как к вам попасть?

– Нас можно найти в «Инстаграме», в соцсетях, у нас есть свой сайт. Мы как начали, так и продолжаем свою деятельность на стадионе «Строитель». У нас открыто отделение на базе детской спортивной школы Владивостока. Каждый год мы проводим фестиваль бейсбола. Раньше в марте-апреле, два последних года – в июне. Есть также проект «Золотая ловушка», нацеленный на ознакомление детей с бейсболом, работаем с учениками 2–4-х классов. Мы упростили правила. Игроки и тренеры проводят мастер-классы, через час ребята уже готовы играть. Детям очень нравится. Вы бы видели, сколько там эмоций! 

Наши ученики попадают и в сборную Приморского края. Участвуем постоянно в первенствах России, кубках, спартакиадах. Мы считаемся по праву одной из сильнейших команд России. Планку установили, держим ее, стараемся не опускать. Конечно, Москва с Питером пока находятся в лидерах, потому что у них спортсменов больше.

У нас достаточно много проектов, мы ездим по краю – обучаем, показываем, привлекаем. Я недавно вернулся из Чугуевки, сейчас планируем охватить Артем, Арсеньев – там есть люди, которые готовы заниматься развитием бейсбола. 

– Со скольких лет можно заниматься бейсболом? Насколько дорогой инвентарь?

– Во всем мире существует практика принимать детей с пяти лет. Но я думаю, что это рановато. Мы берем с семи. Когда дети приходят к нам заниматься, мы выдаем инвентарь. У нас есть и мячи, и ловушки, и биты. Когда ребята уже втягиваются, долго играют, выходят на уровень соревнований, им, конечно, хочется что-то свое, хорошее. Проблем нет, они приобретают себе личный инвентарь, в основном по Интернету заказывают. То, что продается в магазине, по-моему, не для игры, а с ребенком на пляже побаловаться.

– Кстати, федерация бейсбола – единственное место, где биты используют по назначению… 

– Есть негласные правила. Если в бейсболе возникает драка, то битами не дерутся, только рукопашный бой.

– Вы действующий спортсмен?

– Да, играю до сих пор. В США спортсмены играют и до 90 лет. У меня нет ни одной травмы. И у наших детей травм никаких нет. Я бы сказал, что это один из наименее опасных видов спорта. Опять же, почему случаются травмы? Либо тренировочный процесс построен неправильно, либо нагрузка неверно подобрана: перегружен спортсмен или, наоборот, недорабатывает, тренировочный процесс несбалансирован. Я говорю о профессиональных травмах, а не о случаях, когда бежал и ногу подвернул. Мы стараемся для каждого игрока подобрать сбалансированную тренировку с учетом его физических данных, возраста. 

– А по медицинским показателям есть какие-то ограничения для игры в бейсбол?

– Я бы не сказал. Только если с сердцем какие-то проблемы, тогда профессионально играть не сможешь. А любительский спорт – нет проблем, ты сам себе выбираешь режим и нагрузку.

– Какие самые частые профессиональные травмы у бейсболистов? Ушел на пенсию бейсболист, что у него может болеть?

– Есть такая позиция – питчер – это человек, который бросает больше всех. У них проблемы с плечевым поясом и локтями, потому что этот игрок бросает мяч от 50 до 120 раз за игру. Причем делает это со всей силы, с определенной механикой. Но это профессиональный уровень, там нагрузки очень большие.

– Как часто куда-либо выезжает ваша команда?

– Во Владивостоке проходят городские и краевые первенства. Наша команда на выездах в основном играет в Хабаровске. Сейчас еще сертифицировали стадион в Находке, там тоже команда есть. Сделаем первенство Хабаровск – Находка – Владивосток. Мы возим наши команды из лучших спортсменов на первенство России, на спартакиады. В прошлом году наши ребята достойно выступили на спартакиаде, несмотря на то что это был дебют и встретились мы с командами опытными и очень сильными.

Владивостокский клуб, конечно, ездит за границу. Чаще всего в Корею и Японию. Наши спортсмены недавно играли на Филиппинах. Традиционно выезжаем в Гонконг на турнир. Раньше мы выезжали как клубная команда, сейчас как команда сборной России, нас наделили таким статусом, потому что уровень турнира растет и баллы с него идут в копилку сборной. Наша сборная сейчас борется за чемпионат Европы, задача – выйти в группу «А», победить там, чтобы принять участие в квалификации к Олимпийским играм в Токио.

– В США удалось побывать? Вы рассказывали, тренер приезжал из Америки...

– В этом году впервые нам довелось привезти хорошего уровня специалиста – тренера сборной Америки. Он сказал, что потенциал бейсбола в России велик. И не он один так говорит. Мы много общаемся с японцами, они не понимают, почему в России не развивают бейсбол, ведь есть физические данные у детей.

– Тогда почему же не развивается у нас бейсбол?

– Это нужно решать на высоком правительственном уровне. Привлекать, агитировать, поддерживать. Как в СССР, когда национализировали бейсбол, появились ведь команды в каждом субъекте, много детей ходили в секции и занимались.

– А девчонки играют в бейсбол?

– Девочки с удовольствием играют. Мы принимаем девочек, они играют до 16 лет с парнями. Думаю, когда-нибудь добьемся признания женского бейсбола.

– Что вы можете пожелать тем, кто занимается бейсболом, и тем, кто далек от спорта?

– Спортсменам всегда хочется пожелать долгой спортивной жизни. Успехов в спорте и побед. А тем, кто к спорту не имеет никакого отношения, просто иногда бегать, приседать, а при желании – прийти к нам, мы всегда рады.

Автор: Наталья ГУСЕВА, РИА VladNews