Полюби морского зверя, и ты откроешь целый мир

Руководитель Приморского океанариума дал эксклюзивное интервью газете «Владивосток»

24 окт. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4420 (6125) от 24 окт. 2018

Александр Михайлюк полтора года назад возглавил Приморский океанариум, который к тому времени уже успел снискать печальную славу. Еще на стадии его строительства разразился коррупционный скандал. А за короткое время работы океанариума здесь погибло почти полтора десятка морских млекопитающих. В учреждении, которое является научно-образовательным комплексом ДВО РАН, сменилось несколько руководителей. От нового директора не ждали чудес.

Дети, которые общались с морскими зверями, уже не смогут проявлять жестокость по отношению к животным

Природные инструменты китообразных идеально выверены, их воспроизведение может обеспечить серьезный экономический прорыв

«Приморский океанариум – отличная площадка для реализации интересных научных экспериментов и исследований»

Кажется, ну как мог кардинально изменить ситуацию ученый – руководитель лаборатории биотехнических систем Мурманского морского биологического института РАН? Но неожиданно все скандалы вокруг океанариума стихли. При этом сам Александр Михайлюк не стремился к публичности. 

Сегодня мы представляем вашему вниманию, пожалуй, первое большое интервью, которое он дал приморским журналистам. 

Что такое профессионализм

– Александр Леонидович, вам не страшно было встать во главе Приморского океанариума, вокруг которого тогда не затихали скандалы? 

– Мне и сейчас страшно. За такой огромный и уникальный объект приходится отвечать. Президентский проект… 

На должность директора океанариума тогда было несколько кандидатов. Когда мне предложили подумать о работе в этой должности, решился я не сразу. Но здесь такие масштабы и перспективы! Приморский океанариум не просто развлекательная площадка для демонстрации зрителям обитателей морских глубин. У такого учреждения большой потенциал для научной работы. Это и стало главным аргументом при принятии решения о переезде с северо-запада на юго-восток.

– Сейчас океанариум работает стабильно. В чем, на ваш взгляд, была главная причина прежних проблем? 

– Прежде всего виноват непрофессионализм ряда сотрудников (они, отмечу, здесь уже не работают). Я столкнулся с тем, что в океанариуме был недостаток ветеринаров, имеющих большой и серьезный опыт работы именно с морскими животными. Пришлось выписывать специалистов этого профиля из других регионов.

Беда была еще и в том, что животных в океанариум везли, не задумываясь, смогут ли они адаптироваться и прижиться в Приморье. Никто не оценивал их физическое состояние. Брали всех, кого привозили. Уже мне на посту директора пришлось столкнуться с гибелью животного, которое было продано океанариуму как пяти-шестилетнее. Позже стало ясно, что зверь гораздо старше. 

Дело в том, что у половозрелого морского млекопитающего определить возраст не так просто. Возможно, продавцы этим пользовались. Но грамотный специалист по ряду признаков все же способен оценить, молодое перед ним животное или нет. 

Нам, новой команде, тоже пришлось столкнуться с попыткой обмана. Перед очередной поставкой морских зверей мы попросили прислать их фотографии и увидели, что они гораздо старше, чем утверждает поставщик. Мы отказались от возрастных животных. Самое интересное, что продавец обвинил нас в непрофессионализме, уверяя, что мы не способны правильно оценить возраст морских зверей.

Спасите зверей, люди добрые… 

– А ведь, насколько я знаю, у вас огромный опыт работы именно с морскими животными. Около четверти века назад вы начали работать тренером морских зверей на научной базе в Дальних Зеленцах, которая располагалась в Мурманской области на берегу Баренцева моря.

– Все так и было. Вообще-то, я родом с Черного моря, из Одессы. А срочную службу проходил на Северном флоте водолазом. В 1989 году перед демобилизацией услышал, что Мурманский морской биологический институт Академии наук СССР подбирает людей для работы тренерами морских животных. Я решил попробовать. 

Отбор претендентов был очень жесткий. Ведь тренеру необходимы выносливость и умение общаться с животными. Я справился на всех этапах. И вот за много лет прошел путь от тренера морских животных до руководителя крупного научно-образовательного комплекса Российской академии наук. 

А тогда, в начале 1990-х, на базе в Дальних Зеленцах проводился очень интересный и масштабный проект по исследованию возможностей дрессировки морских животных. Мы работали с белухами, морскими котиками, сивучами и даже афалинами. Пару дельфинов я тогда лично помогал привезти с Черного моря. 

Но основная часть наших подопечных изымалась из живой природы во время научных экспедиций. Брали тех, кто не мог бы выжить самостоятельно: раненых животных, брошенных самками детенышей. Именно так был подобран тюлень Филя, который потом стал самым знаменитым артистом Мурманского океанариума. 

– Того самого океанариума в Заполярье, который был создан в 90-х при вашем непосредственном участии и где вы несколько лет были директором? Я знаю, что это учреждение построили для спасения животных: финансирование государственных научных программ по их изучению прекратилось, и зверей не на что было содержать.

– Нужно сказать, что накануне 90-х годов базы по изучению поведения морских животных были созданы в Крыму, Заполярье и даже в Приморье, здесь она располагалась в бухте Витязь. На таких базах дрессировали морских зверей для самых разных целей. А в перестройку государство перестало финансировать эти работы. Ситуация складывалась очень сложная. 

Нам, на базе в Заполярье, порой даже нечем было кормить животных. Надо отдать должное руководителю Мурманского морского биологического института академику Геннадию Матишову. Он принял неординарное решение: начать показывать цирковые представления морских зверей и таким образом зарабатывать деньги на их содержание. 
Матишов обратился к руководителям рыболовецких предприятий с идеей создания в Мурманске океанариума. Многие его поддержали. Два десятка рыболовецких предприятий вошли в состав учредителей нового предприятия и скинулись на его создание. И в 1992-м на Семеновском озере в Мурманске заработал комплекс, где проводили морские представления под открытым небом. Он мог работать только до ледостава, с 15 мая по 14 октября. На зиму тюлени-артисты переезжали в губу Оленью, где была создана база для морских зверей. 

Понятно, что никакой прибыли этот проект принести не мог. Тогда главной целью было спасти животных. Первыми тренерами в океанариуме стали ученые. 

В 1995-м военные помогли тюленям обрести крышу в буквальном смысле слова. Они отдали для этого списанный типовой купол радиолокационной станции. На его базе и построено здание Мурманского океанариума. 

И хотя официально это учреждение является проектом коммерческим, по сути, он создан и работает до сих пор исключительно благодаря человеческой доброте.

До сих пор вспоминаю, как порой, когда нечем было кормить зверей, я, будучи уже директором океанариума, шел к руководителям рыбодобывающих предприятий, и мне давали рыбу. Казалось бы, какое дело предпринимателям до животных? Но нам почти никогда не отказывали в помощи. Мы спасли зверей, а те радовали мурманскую детвору уникальными цирковыми представлениями.

Воспитание детей тюленями

– Тюлень Филя, который был перевезен в Мурманский океанариум из Дальних Зеленцов, говорят, больше 20 лет участвует в представлениях. И его обожают уже несколько поколений мурманских детей… 

– Филя оказался необыкновенно талантливым артистом. Ему очень нравится выступать, нравятся аплодисменты, внимание зрителей. И с тренером у них полное взаимопонимание. 

Удивительная история произошла с его подругой, тюленихой Варей. В 1992-м, когда мы перевозили зверей с научной базы на побережье, в Мурманск, они на какое-то время были помещены в садки. Из этих садков Варя сумела уйти на волю. А спустя два с половиной месяца она вернулась! Варя и сейчас участвует в выступлениях, и ее тоже очень любят дети.

В Мурманском океанариуме мы всегда уделяли много внимания работе с детьми. Был выделен специальный день в неделю, когда ребята с ограниченными возможностями занимались тюленетерапией. И результаты этой работы были очень впечатляющими…

Но самое главное, я уверен, что те дети, которые хотя бы раз общались с морскими зверями, уже не смогут проявлять жестокость по отношению к животным, любым.

– Приморский океанариум тоже по средам открыт только для детей, ведь так? Других посетителей в этот день не пускают. 

– Да, в нашем океанариуме выделен единый образовательный день для детей, когда они без суеты и сутолоки могут познакомиться с обитателями морей. В этот день в учреждении принимают только организованные группы. Специалисты и ученые могут провести урок для школьников или прочесть лекцию для студентов, принять самых маленьких, детсадовцев. У детей даже есть уникальная возможность испытать в деле современную научную аппаратуру, например, они могут посмотреть в электронный микроскоп.

К нам приезжает очень много ребят, которые хотят связать свою жизнь с изучением морской биологии, порой едут из других регионов страны. Поэтому мы очень надеемся, что кто-то из наших юных посетителей потом, получив образование, придет работать в океанариум.

Можно ли договориться с китообразными

– Насколько я знаю, к вам со всей страны едут также и ученые?

– Да. Ведь Приморский океанариум – отличная площадка для реализации целого ряда научных экспериментов и исследований. Не зря Национальный научный центр морской биологии ДВО РАН объединяет наш океанариум, Дальневосточный морской биосферный заповедник и Институт биологии моря ДВО РАН. У такого мощного триединства огромные перспективы. Мы готовы принимать ученых со всей страны для реализации их проектов по исследованию морских животных.

– А какое прикладное значение могут иметь эти работы? Или это пока только чистая наука?

– Сейчас много внимания уделяется именно прикладному применению научных исследований. У нашей работы с морскими млекопитающими есть огромные перспективы в этом направлении. 

К примеру, китообразные, те же косатки, охотятся стаями. Одни загоняют рыб в косяки, другие создают ограждение. Все это они делают с помощью звуков. Природа наделила этих животных своего рода гидролокатором. И, используя разные диапазоны, они могут воздействовать даже на определенные виды рыб. 

– То есть сегодня косатки решают добывать селедку, а завтра – треску? И для этого просто используют разные звуки?

– Примерно так. Природные инструменты китообразных точны и идеально выверены. Их всестороннее изучение и воспроизведение с помощью технических средств способно обеспечить серьезный экономический прорыв. Мы могли бы начать добывать те виды рыб и моллюсков, промысел которых при существующих технологиях не эффективен. Исследования гидроакустических способностей китообразных – это только одно из направлений научной деятельности, которые можно осуществлять на базе нашего океанариума. Повторюсь, в Приморском океанариуме ученые со всей страны могут вести как фундаментальные, так и прикладные исследования в области биологии моря. И мы готовы им в этом помочь.

Справка «В» 

Александр Михайлюк родился 3 мая 1968 года в Одессе. С 1986-го по 1989-й проходил службу в ВМФ, специальность – водолаз. В 1989–1992 годах работал тренером морских животных в Мурманском морском биологическом институте (ММБИ). С 1992-го по 1994-й – младшим научным сотрудником в Санкт-Петербургском научно-исследовательском центре.

В 1994–2003 годах работал тренером, старшим тренером, заведующим аквариумным комплексом в Мурманске. В 2003-м был назначен генеральным директором ОАО «Мурманский океанариум».

В 2005 году стал начальником экспериментальной базы ММБИ в Гаджиево, которая уже через год – в связи с увеличившимся объемом проводимых исследований – была преобразована в биотехнический аквакомплекс. 

В 2007-м окончил Мурманский гуманитарный институт по специальности «психология». В 2011-м награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С 2017 года руководит научно-образовательным комплексом «Приморский океанариум».

Александр Михайлюк – специалист-практик в области содержания и обучения арктических тюленей в условиях неволи. Один из организаторов создания инновационных биотехнологических аквакомплексов на побережье Баренцева моря для отработки и практической реализации технологий использования морских млекопитающих в интересах Северного флота, а также при подводных работах и ремонтных операциях на морских газопроводах и подводных промыслах. Автор нового перспективного метода безводного выкармливания щенков тюленей. На основании исследований, проведенных в 2001–2008 годах, им подготовлено и издано 15 научных публикаций, также он соавтор двух монографий.

Автор: Наталья ГРЕЧИНА