Клумбы в шинах можно оставить. Но новых не разбивать
Слушателям школы «Управдом» рассказали о современных требованиях к городскому благоустройству
Занятия муниципальной школы «Управдом» возобновились в приморской столице после летних каникул. Как обычно, на семинар, прошедший в актовом зале мэрии, собралось множество горожан, желающих сделать проживание в своих домах максимально комфортным.
Спикерами первого в новом сезоне занятия выступили специалисты управлений содержания жилищного фонда (УСЖФ), градостроительства и архитектуры, дорог и благоустройства, охраны окружающей среды и природопользования. Ведь его темой стали недавно принятые Правила благоустройства территорий Владивостокского городского округа, разработанные при участии большинства подразделений администрации города.
– До принятия Думой Владивостока проект документа прошел восемь заседаний комитета по городскому хозяйству, – подчеркнула председатель комитета, один из организаторов школы «Управдом» Наталья Войновская. – На каждом из них присутствовали представители общественности, бизнеса. И каждое заседание проходило в дебатах, бурных обсуждениях. Мы изрядно поломали копья, когда работали над разделом «Озеленение», обсуждали требования к внешнему виду фасадов, к установке нестационарных торговых объектов – ларьков и пит-стопов. Много было внесено поправок и по результатам публичных слушаний. До сих пор ни один муниципальный документ так широко и активно не обсуждался. Это действительно результат работы многих людей: специалистов управлений администрации города, депутатов и, конечно, самих горожан.
Не встраиваешься в схему – не нужен городу
Очень много изменений в правилах касается внешнего вида фасадов зданий и сооружений.
– Всего выделены три городские зоны: исторический центр, гостевой маршрут и спальные районы, – отметила сотрудник управления градостроительства и архитектуры (УГА) Татьяна Шлеина. – И для каждой установлены свои требования к внешнему облику фасадов, к размещению нестационарных торговых объектов (НТО), некапитальных туалетов, остановочных комплексов, ограждений…
В частности, теперь для того, чтобы провести ремонт, реконструкцию, даже просто покраску фасада в исторической части города или на гостевом маршруте, необходимо согласовать эти работы в УГА. Установка кондиционеров, современных окон, витрин – эти действия также возможны только после согласования в городской администрации.
– Речь не идет о том, что нельзя будет крепить кондиционеры на дома в исторической части, – успокоила горожан Татьяна Шлеина. – Просто их придется тщательно маскировать или располагать в тех местах, где они не будут нарушать внешний облик дома. Если человек меняет окна в здании, расположенном в историческом центре или на гостевом маршруте, они должны быть выдержаны в одном цвете и стиле со всеми уже имеющимися стеклопакетами. Если речь идет об утеплении фасадов по гостевому маршруту, то это должно быть единое решение для всего здания, без каких-либо лоскутов, заплат.
Собственно говоря, и раньше эти требования подразумевались, но не были установлены муниципальным правовым актом (МПА). Теперь же они регламентированы. Следовательно, будут прописаны и штрафные санкции для нарушителей.
– В целях формирования облика города был разработан колористический план. Для каждого микрорайона (всего их 17) прописано, как должны выглядеть фасады, в какой цвет они должны быть окрашены, какие цвета должны быть применены для кровли, цоколя, – пояснила Татьяна Шлеина. – Этот документ в скором времени появится.
Особые требования касаются аншлагов (адресных табличек). В правилах прописана подробная инструкция, как они должны выглядеть, где размещаться. И в отношении аншлагов обязательно единое стилевое решение для каждого района. Управляющим организациям дан год, чтобы они к следующему августу смогли привести все таблички на домах в порядок.
Также для каждой из трех городских зон разрабатываются проектные решения для НТО – типовые проекты киосков, торговых павильонов, их цветовые решения. Конкурс должен пройти до Нового года, принять участие в нем смогут все желающие.
Однако самые главные изменения, касающиеся НТО, – это порядок их размещения. Введен запрет на установку ларьков в местах прохода пешеходов, в зоне улично-дорожной сети (чтобы авто, остановленное водителем, желающим купить пирожок, не мешало движению).
– Есть схема расположения НТО, и если киоск в эту схему не укладывается, то он не должен существовать, – категорично заявила представитель УГА. – Все ларьки и киоски должны быть зарегистрированы, а их владельцы обязаны платить в бюджет города аренду.
Насаждения по разрешению
Еще один резонансный блок правил – озеленение. Прежний МПА, регулировавший эту область, был проблемным: многие прописанные в нем запреты и нормы не работали. По этой причине довольно часто кустарники и деревья уничтожались без ведома и учета.
В новых правилах убрали прямой запрет на любые посадки на придомовых территориях. Прежде у чиновников была своя мотивация для запретов: граждане по незнанию могли высадить деревья над коммуникациями, и в случае аварии ремонтники уничтожали посадки. Однако запрещалось высаживать все, вплоть до цветов. Сейчас, повторимся, такой запрет снят. Исключением может быть случай, если горожане решили организовать новый сквер или заново засадить деревьями и кустарниками какой-то участок. Об этом стоит уведомить городское управление экологии и охраны окружающей среды.
Документ также узаконил рекомендацию: во дворах должны появиться площадки для выгула собак. Разумеется, устраивать их должны сами жильцы и в тех домах, где домовой совет примет такое решение. Так люди защитят детские площадки и песочницы от того, чтобы соседи-собачники превращали их в туалеты для своих питомцев. Ну и, конечно, документ вводит обязанность для владельцев собак убирать за ними экскременты. Контролировать это должны тоже сами жители.
Гостевой маршрут – это не только дорога
После выступления спикеров слушатели по традиции смогли задать вопросы. Очень многих интересовало, в какой степени требования к внешнему виду фасадов касаются домов на гостевом маршруте: это требования для всего здания или только для лицевой его стороны?
– Гостевой маршрут – это не только улица и фасады домов, выходящие на нее, это еще и 100 метров вглубь территории по обе стороны от дороги, – пояснила представитель УГА. – Поэтому предъявляются требования ко всему зданию – и к наружной, уличной, и к внутренней, дворовой его части. Однако к лицевой стороне фасада требования жестче.
Весьма бурно обсуждалось на семинаре и требование новых правил очистить город от бэушной авторезины, в первую очередь дворы, где использованные шины применяются в качестве ограждений для клумб и элементов малых архитектурных форм. Особую претензию у горожан вызывает тот факт, что во Владивостоке нет предприятия, берущего авторезину на утилизацию. Ближайшее находится в Артеме и принимает покрышки платно – по 50 рублей за колесо. Причем там не принимают покрашенные шины (а именно таких полно в наших дворах) – только чистые, так как это вторсырье перерабатывается в покрытие для детских и спортивных площадок.
– Понятно, что убрать из дворов все покрышки в течение года нереально. Да и некуда. Следовательно, никто не будет штрафовать горожан за то, что их двор украшен бэушной авторезиной, – разъяснил начальник УСЖФ Григорий Пейхвассер. – Речь идет о том, что правилами задан новый вектор, которому нам нужно следовать. То есть в будущем запрещено использовать автопокрышки для декорирования клумб и цветников, а также в качестве элементов малых архитектурных форм.
Интересовали слушателей семинара и способы борьбы с незаконными постройками.
– Возле нашего дома, – рассказал один из них, – некий гражданин неудачно выстроил гараж, он закрывает обзор дороги с довольно крутого поворота. Как выяснить, законно ли это строительство?
– Для начала вам необходимо письменно обратиться в свое административно-территориальное управление (АТУ). Можно обратиться в интернет-приемную городской администрации на ее официальном сайте (www.vlc.ru), приложив к письму фотографию гаража, – назвал алгоритм необходимых действий начальник УСЖФ. – Можно также скачать мобильное приложение публичной кадастровой карты и по нему определить, в чьей собственности находится земля под гаражом (приходите на спорное место, телефон определит ваше местоположение, и рядом с ним вы сможете найти интересующую вас территорию). Если не указаны кадастровый номер и собственник, это значит, что земля городская, то есть занята застройщиком самовольно. Дальше этим вопросом – поиском виновного и демонтажем строения – должно заниматься АТУ.
Справка «В»
Владивосток – один из первых городов России, где была создана школа жилищного просвещения «Управдом». Цель, поставленная ее организаторами, – массовое знакомство горожан с системой управления многоквартирными домами. Для этого на каждый семинар приглашают спикеров – представителей городских и краевых властей, работающих в сфере ЖКХ, специалистов ресурсоснабжающих организаций, руководителей управляющих компаний и ТСЖ. За шесть лет работы школы она не только воспитала десятки активистов, старших по дому, но и научила горожан отстаивать свои жилищные права, бережно относиться к общедомовому имуществу, познакомила с особенностями процессов в сфере ЖКХ.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО