Как не превратить чадо в мота. Или жмота
Оптимальные способы научить ребенка пользоваться деньгами
Сколько выдавать ребенку карманных денег? Нужно ли платить ему за хорошую учебу и за выполнение элементарных домашних обязанностей? Подобные вопросы каждая семья решает по-своему в зависимости от своих традиций, воспитания, возможно, материального достатка. Тем не менее есть выработанные опытным путем правила, которые могут помочь сомневающимся…
Для кого учимся?
Стимулировать деньгами успеваемость в школе, оплачивать домашний труд – нормальная практика во многих семьях.
– Я за пятерку своему плачу 100 рублей, за четверку – 50. За тройку он у меня ничего не получает, а за двойку уже идут штрафные санкции, – делился чей-то папаша в одной из родительских веток. – И я хочу сказать, что успеваемость после введения оценочно-денежных отношений стала расти!
Что ж, вполне логично. «Учеба для тебя – это то же самое, что для нас работа», – любим мы говорить. А за работу, понятное дело, нужно платить.
А вот и нет, утверждают психологи: ребенок, учась в школе, трудится прежде всего на себя, на свое будущее! Но это, согласитесь, все высокий слог и мысли на перспективу. Мне вот размышления оппонентки отца и прочих сторонников оплаты учебы и домашних обязанностей больше понятны:
– Ну а что вы будете делать, если вдруг ваш доход сократится? Мало ли что в жизни бывает… Или вы своего отпрыска в долг уговорите учиться? Но сложность даже не в этом. Вы не боитесь, что ваши отношения полностью станут товарно-денежными? Это хорошо для производства, для бизнеса, но никак не для семьи. Дальше – больше! За каждую выполненную услугу он будет от вас ждать оплаты. Вы уверены, что его позиция изменится, когда он станет взрослым и самостоятельным, а вы старым и немощным и платить уже не сможете?
И еще одна реплика, достойная внимания из той же ветки:
– Не стоит платить ребенку за то, что входит в его ежедневные обязанности: хорошая успеваемость в школе, наведение порядка в своей комнате, уборка и мытье посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мытье посуды после праздника.
Стимул к накоплению
Из личного опыта: самый лучший способ научить ребенка пользоваться деньгами – дать ему возможность пользоваться своими финансами. Без разницы – заработал он их, накопил или получил в подарок.
– Наверное, с класса седьмого мои дети не досаждают намеками типа «мам, мне б комп еще прокачать». Они решают эту проблему сами, – рассуждает Лена, мама четырех пацанов. – Мелкие копят из тех карманных денег, что мы им выдаем. При этом действует установка: 50 процентов от стоимости покупки добавляют родители, а 50 они должны собрать самостоятельно. Старшим проще – начиная с 8-го класса они после школы подрабатывают. Понятное дело, что все их заработки идут исключительно на реализацию их же хотелок. Но, учитывая, что каждая потраченная ими копейка заработана самостоятельно, к выбору хотелок они походят очень критично.
А вообще, нужно начинать с себя: если родители не умеют обращаться с деньгами, не стоит надеяться, что этому научатся их дети, – уверена Елена.
Учиться ценить деньги
– Кажется, у нас в доме деньги были всегда, – рассказывает моя хорошая знакомая, пусть будет Вероника. – Родители, правда, любили вспоминать про первые годы семейной жизни: оба молодые специалисты, у них маленькая я, которая постоянно болела, и так получалось, что месяцами семья жила лишь на отцовскую зарплату. «На хлеб порой денег не было, колготки приходилось штопать, представляешь?» – вспоминала мама. Но этого я не помню, зато помню, что на просьбу «мам-пап, дайте денежку» никогда отказов не получала. Вне зависимости от запрашиваемых мною сумм. Объективности ради следует сказать, что суммы были скромны – соответственно потребностям подростка 80-х, не ведающих нужды в новых гаждетах или комплектующих для компьютера. Да, собственно, и без запросов у меня был доступ к семейному бюджету: я знала, где хранятся зарплатные сбережения и при необходимости имела право взять нужную сумму (мало ли, вдруг крутые сапожки забросят в ближайший магазин). То есть я всегда знала, что деньги есть и их на все хватит.
Получается, ценить и считать в детстве деньги меня не научили. И аукнулось мне это в первые же дни моей самостоятельности – на абитуре. Поступала я в другом городе и с собой на прокорм мне выделили аж 200 рублей, которые я в считаные дни просадила, ничего глобального не покупая, не тратя ни на гостиницу, ни на репетиторов. На минуточку, это был конец 80-х, такую зарплату получали специалисты среднего звена и то на северных территориях!
Когда перед очередным экзаменом я приехала домой и на мамин вопрос: «Доча, а сколько у тебя денежек осталось?» – развела руками, родители осознали: что-то в моем воспитании пошло не так. Так что я хочу сказать? Деньги я не научилась считать до сих пор! Нет, конечно, ситуация не столь плачевная, как в мои 17 лет. Но стремиться все еще есть к чему: планировать свой бюджет (вне зависимости от уровня дохода) я начинаю дней за пять до зарплаты, когда планировать, по сути, уже нечего. Просто чтобы дотянуть до этой самой зарплаты. Самое же печальное, что схожее отношение к деньгам перешло и к моему ребенку. Заработанные или полученные в подарок деньги он умудряется спустить в первые же дни, причем тратит на всякую ерунду.
Или вот еще пример, – продолжает вспоминать Вероника. – Моя подружка и сокурсница Наташка умудрялась жить на одну стипендию (40 рублей в месяц)! Как? Да очень просто. В самом начале она потратилась на 30 конвертов, пронумеровала их и, получив стипендию, в каждый клала по рублю. Каждое утро она брала очередной конверт, доставала оттуда очередной рубль и жила на него! Она умудрялась на эти 100 копеек и пообедать в столовке, и купить продукты себе на ужин, и потратиться на проезд, и сигарет купить. А оставшуюся десятку откладывала в копилку. Накопленное тратила на одежду и обувь. И знаете, что самое смешное? Она же периодически умудрялась меня снабжать деньгами, несмотря на то, что помимо стипендии я регулярно получала денежные переводы от родителей.
Понятно, что причина ее бережного отношения к деньгам идет из детства. Семья у Натальи была небогатая и многодетная, к деньгам там относились очень трепетно и цену им знали.
Нет, я вовсе не за то, чтобы держать детей в черном теле и выдавать карманные деньги на проезд, пирожок в школьной столовой и стакан компота…
В «Книге для родителей» педагог Макаренко приводит три примера (для сегодняшнего дня, конечно, несколько утрированные) отношения к деньгам в семье. Пересказывать не буду. Заинтересуетесь – сами прочтете. Перечислю лишь основные правила отношения к деньгам в самой правильной, по мнению педагога, семье.
Во-первых, все (включая детей) должны знать источники и размер дохода. Здесь вообще все интересно складывается: семейный бюджет формировался не только за счет зарплаты отца, но и за счет стипендий старших детей.
Во-вторых, бюджет расписывается так же гласно, в присутствии всей семьи (для этого выделен конкретный день и конкретный час). Причем расписывается досконально – сколько выделяется на хозяйство, сколько на карманные расходы каждому домочадцу, сколько можно выделить на покупку чего-то сверхпланового и дорогого, например радиоприемника (напомню, речь идет о 20–30-х годах и радиоприемник в то время был вершиной технической мысли). Именно при таком подходе деньги не возводятся в культ и рассматриваются лишь как обычный инструмент для приобретения необходимых вещей.
Готовьте дитя к черному дню
А вот вам перечень советов «как научить детей пользоваться деньгами» уже от современников, собранных с форумов и просто от умных родителей.
– Предложите участвовать ребенку в выборе крупной покупки. Принимайте во внимание его аргументы.
– Учите его предоставлять эти аргументы, основываясь не на рекламе, а на объективной информации – характеристиках товара, отзывах покупателей.
– Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребенком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.
– Поговорите о сбережениях на черный день. Объясните, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.
– Поощряйте детей зарабатывать самостоятельно. Ничто не учит ребенка ценности рубля, как необходимость заработать его. И они могут откладывать свой заработок, чтобы потом купить то, что хотят, вместо того, чтобы выпрашивать деньги у вас.
– Позволяйте потратить им заработанные (накопленные) ими же деньги по их желанию. Ну и пусть они их спустят на всякую ерунду. Именно так вырабатывается опыт и более бережное отношение к деньгам.
– Делая покупку вместе с ребенком, старайтесь расплачиваться наличными деньгами, в этом случае он может оценить стоимость приобретения и сам факт покупки. Пластиковая карта все же обезличивает деньги.
– Но при этом все же заведите ребенку (особенно если он уже достиг подросткового возраста) банковскую карту (многие банки предоставляют подобную услугу) – это еще один шаг к самостоятельности. Кроме того, она может понадобиться, если вдруг он решит летом поработать в школьной рабочей бригаде – деньги на руки не передают, а перечисляют на карточку. Наконец, вы сможете отслеживать все его траты.
И вишенка на торте: донесите до ребенка, что деньги – это всего лишь деньги. Они, несомненно, нужны для комфортной жизни, но на них нельзя купить любовь, дружбу…
Металлисты мелкие
Десятилетний сын моего знакомого решил накопить себе на новый телефон. А так как денег, выданных на завтрак, много сэкономить на получалось, нашел подработку. Родители узнали о побочном заработке своего чада, когда им стали звонить и спрашивать Петра. Оказывается, отрок набрал на компьютере объявление: мол, Петр из такой-то квартиры вынесет за вас мусор, цена услуги – 15 рублей. И телефон свой прописал. Распечатал и расклеил по ближайшим домам. Народ выставлял мешки с мусором в коридор, пацан выносил и получал свои монетки. Родители сначала обалдели, потом смутились – семья не из голодающих, а ребенок чужой мусор выносит. Неудобно как-то перед соседями. А потом решили похвалить сына за коммерческую инициативу. Но телефон купили…
А другие мальчишки из этого двора собирают металлолом и сдают в ближайший пункт приема. Недавно выставленную кем-то старую стиральную машинку уволокли. Вроде шума не было, и будем надеяться, что хозяин ее просто не успел выбросить. Главное, чтобы до люков и коммуникаций не дошло… А так на конфеты и чипсы, говорят, хватает.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО