Как художники Алису думать научили
Представьте, что вы приходите утром на остановку, ту самую, с которой регулярно уезжаете из своего спального района на работу, да, именно ту, на которой уже бог знает сколько времени висит один и тот же рекламный баннер. И вдруг видите, что поверх баннера наклеено большое фото. А на нем – ваша остановка, люди, ждущие автобус. Ба! А вот и вы стоите, в телефон смотрите… А через пару дней новое фото все той же остановки, но уже с другими людьми, тоже регулярно уезжающими именно отсюда…
Захотите узнать, откуда сделано фото? Начнете его пристально рассматривать или попытаетесь содрать? Помашете в гипотетическую камеру? Реакции прохожих на такой необычный перформанс изучала российский художник Анастасия Кузьмина, когда была на резиденции в школе современного искусства в Зальцбурге. Именно там она сделала свой проект «Остановка», а увидеть его мы можем вместе с другими интересными экспонатами на выставке «Парадоксальные гибриды», что открылась в центре современной культуры «Хлебозавод».
– Гибрид – это предмет, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов, – поясняет куратор выставки, преподаватель школы Родченко, одной из самых известных школ современного искусства в России, Аристарх Чернышев. – В науке гибриды имеют весьма практическое значение, а в искусстве это скорее тенденция, когда работа художника сочетает в себе различные интересные идеи, стоит на грани разных сфер жизни. Художники в искусстве создают гибриды (например в жанре sсience-art), используя технологии и привычные средства искусства. И в результате получаются проекты или произведения, которые задевают человека как с эстетической, так и с научной точки зрения. Вот такие объекты мы и представим вашему вниманию. В чем их парадоксальность? В том, что эти гибриды буквально стоят где-то вне логики. Ну, например, кому сегодня придет в голову собирать «антивиртуальные шлемы»?
А вот группе художников из Екатеринбурга «Куда бегут собаки» такое пришло в голову. Они решили, что люди слишком увлечены виртуальными технологиями, а меж тем простейшие оптические эффекты могут быть не менее захватывающими и интересными. И создали целую серию необычных шлемов. Например, в одном из них фасеточные линзы, и вы можете смотреть сквозь них так, как смотрит стрекоза. А в другом шлеме вы можете видеть только то, что над вами, над головой… Попробуйте сделать в нем хоть шаг. Все шлемы, разумеется, можно примерить.
«Парадоксальные гибриды» – вторая выставка в ЦСК «Хлебозавод», и она снова посвящена sсience-art, особому жанру, который сочетает в себе науку и искусство, точнее, преломляет некие научные выкладки или разработки, переосмысляет их и представляет зрителю уже в виде предмета искусства.
Чтобы понять, как наука и искусство создают гибрид, можно посмотреть на проект «Сборщик» все той же группы «Куда бегут собаки». Они взяли газоанализатор – прибор для сбора проб воздуха, поработали над ним…
– И в итоге создали прибор, который на выходе издавал звуки. Причем в разных местах города в зависимости от тех примесей, которые были в воздухе, звуки эти были разными, – комментируют Аристарх Чернышев. – Представьте: идет по городу человек с очень странным прибором, крутит ручку, а прибор издает звуки. В спальных районах (а дело было в Екатеринбурге) «сборщика» расспрашивали, интересовались, что это, а в промышленных, например, пытались даже прогнать, подозревая в нем то ли шпиона, то ли нелегального проверяющего. Все это было снято на видео, которое и стало итогом проекта. Посмотреть его можно на нашей выставке.
А интересно было бы услышать, какую мелодию «сыграет» воздух в вашем микрорайоне? Захрипит или издаст мелодичный звук? Поневоле задумаешься… Вообще, заставить задумываться – одна из главных задач любой выставки sсience-art, считает Аристарх Чернышев. Человек сегодня многое принимает как само собой разумеющееся. А художник, как душа более тонкая и сложная, откликается даже на те вызовы, которые пока только едва слышны.
– Вот хороший пример – инсталляция группы «МишМаш» «Смотри за собой, будь осторожен», – говорит Аристарх Чернышев. – Человек сегодня так вмешивается в природу, что меняет ее. Художники взяли камни, те самые, что, кажется, переживут века, и вмонтировали в них автомобильные фары. Какой яркий символ человеческого вторжения в природу, не находите? Есть о чем подумать, стоя у этой инсталляции.
Один из самых интересных экспонатов на выставке внешне очень прост, почти незаметен – это серия «скриншотов»: макеты экранов телефона, на которых чья-то переписка. Создала этот объект Дарья Чермошанская, а называется он «Я еще не научилась говорить об этом».
– В поисковой системе «Яндекс» существует виртуальный голосовой помощник Алиса, – рассказывает Аристарх Чернышев. – Ей можно задать вопрос и получить ответ. Дарья Чермошанская решила задать Алисе не просто вопросы типа «где скачать музыку», а несколько другие. Например, спросила, как Алиса относится к однополым бракам, к сталинским репрессиям, к домашнему насилию. И получила более чем неожиданные ответы. Например, Алиса одобрила и оправдала массовые расстрелы, сообщив, что сегодня в России – «все враги народа». А на вопрос об однополых браках ответила: «Фу таким быть». То есть этой программе, этому виртуальному роботу было бы совсем неплохо поучиться политкорректности и толерантности. Художница сделала «скриншоты» своих бесед с Алисой и выставила их в виде проекта. Он вызвал множество обсуждений, в котором участвовал и Яндекс. Кстати, разработчики Алисы, видимо, поняли урок: сегодня на те же вопросы Алиса отвечает уже совсем иначе.
Ну и самым главным экспонатом выставки «Парадоксальные гибриды», тем, который показывает, как хрупка грань между виртуальной реальностью и жизнью, и наглядно демонстрирует, как рождаются медиамифы, можно назвать проект Егора Крафта «Новый цвет». Создав в Интернете сайт мифической компании, специализирующейся на прикладной химии, он объявил, что ученые компании открыли новый цвет, который невозможно отобразить на цифровых носителях, но который различим человеческим глазом. Сообщения на сайте были написаны псевдонаучным языком, там же размещались ролики, на которых «испытуемые» рассказывали, как они видят этот новый цвет.
– Проект Егор Крафт начал в 2012 году, – отметил Аристрах Чернышев. – И очень скоро на его сайт посыпались предложения и письма от представителей косметической и многих других индустрий, которые выражали желание купить формулу цвета для использования в своей продукции. Некоторое время Егор в буквальном смысле дурил головы «потенциальным покупателям» и только совсем недавно признался, что все это – мистификация, изучение реакций на гипотетическое новое открытие, розыгрыш. Сколько негатива на него обрушилось… Ему писали в таком примерно тоне: «Мы тут реальным делом занимаемся, а вы серьезных людей дураками выставляете». Меж тем до сих пор достаточно набрать в любом поисковике «New Color», как вам тут же выпадет масса новостей о новом цвете. То есть Егор Крафт показал нам и всему миру технологию и развитие медиамифов. Думаю, изучить проект многим (особенно доверчивым пользователям Интернета) будет очень полезно. Ведь так важно уметь анализировать информацию.
Выставка «Парадоксальные гибриды» в ЦСК «Хлебозавод» будет работать почти год, так что у горожан и гостей приморской столицы есть шанс побывать там и постараться понять, как же «помеси» искусства и науки могут менять если не нашу жизнь, то хотя бы наш взгляд на многие, казалось бы, привычные вещи.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ