Гений двора Его Императорского Величества
Как Карл Фаберже додумался создавать драгоценные яйца
Накануне открытия выставки сокровищ музея Московского Кремля Татьяна Мунтян, ведущий научный сотрудник секции Фаберже Оружейной палаты Московского Кремля, прочла лекцию, отрывки из которой мы решили опубликовать. Уверены, уважаемые читатели, это будет вам интересно.
Почему Фаберже работал бесплатно
– Оружейная палата, фамильный музей русских царей, хранит в своих фондах немало сокровищ, – рассказывает Татьяна Мунтян. – Но я коснусь только одного имени. Это всем известный Фаберже. В коллекции Оружейной палаты эти изделия занимают особое место. Среди них – императорские пасхальные яйца, созданные придворным ювелиром Карлом Фаберже. Это русский ювелир, родившийся в Санкт-Петербурге, а корни у семьи французские.
В XVII веке семья протестантов Фабри покинула родную Пикардию и бежала в Германию (там их звали Фаберге), а затем переселилась в российскую Лифляндию, в Пернов (сегодня город Пернау в Эстонии), где и родился основатель фирмы Густав Фаберже. Как все ювелиры того времени, он стремился в Мекку ювелирного искусства – Санкт-Петербург. И, переехав туда в 1842 году, открыл свой магазин.
Но настоящую славу фирма Фаберже (так звучала фамилия в России) получила при сыне Густава Карле. Он был специалистом высочайшего класса, досконально разбирался в драгоценных камнях и ювелирном деле. А еще он был великолепным реставратором. В золотой кладовой Эрмитажа хранятся древнегреческие (керченские) ценности, и большая их часть восстановлена Карлом Фаберже. Более 20 лет он безвозмездно работал, восстанавливая изделия, найденные в раскопках русского юга, буквально из мелких кусочков.
Эта работа дала ему больше, чем могли дать деньги: он изучил приемы работы древних мастеров на оригиналах. Поэтому первой его прославила коллекция золотых копий древнегреческих изделий. За нее 39-летний Карл Фаберже получил Большую золотую медаль выставки в Москве. Именно на этой выставке его заметила супруга Александра III
Мария Федоровна и, как писали газеты, «осчастливила ювелира покупкой пары золотых запонок».
Анекдотов за делом не рассказывать!
Разумеется, сам Карл Густавович не стоял у ювелирного станка. Но команду набирал из настоящих профессионалов, людей знающих и творческих, и, конечно, вникал во все тонкости. Почти все изделия Фаберже, известные во всем мире, – это работы ювелиров фирмы «Фаберже». А ее глава был отличным художником, на всех эскизах стоит его личная подпись. Карл Густавович обсуждал все детали со своей командой и спокойно вверял ей воплощение идеи в жизнь.
Кстати, заказчики, особенно венценосные, подчас вмешивались в работу ювелиров. В одном из писем императрицы Марии Федоровны Карлу Фаберже говорится, что рисунок на сервизе, который она заказала в подарок, никуда не годится, так что она навестит ювелира и лично даст указания, что и как исправить. Подобные капризы столь знатным клиентам Фаберже позволял. У него был главный талант, который необходим главе большого дела: талант предпринимателя и управляющего.
Он привлек в фирму лучших ювелиров Санкт-Петербурга и Великого княжества Финляндского. Иногда даже предпочитал финских мастеров – они идеально выполняли требования к работникам фирмы «Фаберже». А таковые правила были, они сохранились в документах Одесского филиала фирмы: «1. Не болтать во время работы (для одесситов было внесено уточнение: не рассказывать анекдоты). 2. Вести трезвый образ жизни. 3. Не заигрывать с работницами-женщинами».
Впрочем, в фирме работало и немало русских мастеров. Многие годы главным ювелиром был уроженец Соловецкой губернии Михаил Перхин. Работали там немцы, поляки, евреи, шведы – словом, фирма «Фаберже» была таким котлом наций, который и создал великий стиль Фаберже – сплав различных мотивов искусства прошлого и настоящего в русской и мировой культуре, высочайшее мастерство и невероятная легкость.
Не всякое яйцо Фаберже императорское
Вскоре после того, как изделия Фаберже были замечены августейшей семьей, Карл Густавович получил звание, о котором мечтали все промышленники России: поставщик двора Его Императорского Величества. Это дало ему право изображать двуглавого орла на своем клейме и лично являться ко двору. А в начале XX века он получил звание придворного ювелира.
В 1885 году Фаберже получил первый заказ от императорской семьи на изготовление пасхального яйца – именно они его и прославили. Для небольшого круга не столь знатных заказчиков, как семья Романовых, он тоже делал пасхальные яйца, но они уже не называются императорскими. В круг этих клиентов входили князь Юсупов, герцогиня Мальборо, нефтяной магнат Нобель…
Оружейная палата обладает 10 пасхальными императорскими яйцами Фаберже, и это самая большая коллекция в мире. Несмотря на все «старания» большевиков, которые распродавали коллекцию направо и налево (когда-то яиц в Оружейной палате было 24, в 1930-м было продано 11, еще три – в 1933-м). Увы, в Книгу рекордов Гиннесса как владелец самой большой коллекции яиц Фаберже – 11 изделий – внесен Мальком Форбс (эту коллекцию у его наследников купил олигарх Вексельберг), но уже официально доказано, что несколько яиц там не являются императорскими. Были найдены архивы, в которых хранились счета на оплату, выставленные Фаберже царскому дому, и в них досконально описываются внешний вид и материалы, из которых выполнены яйца. Так вот, в коллекции Форбса-Вексельберга императорских яиц всего девять. А два – из коллекции Кельх. В любом случае теперь в России хранятся 19 императорских яиц Фаберже (плюс еще одно незаконченное из-за войны и революции), и это в целом больше, чем где-либо. Всего же для дома Романовых было изготовлено 50 яиц, сохранилось же 43 с половиной (в коллекции Вексельберга есть сюрприз от одного несохранившегося яйца).
Кроме того, фирма «Фаберже» делала множество золотых изделий, серебряных, камнерезных, столовое серебро, посуду, даже медные чарки выпускала – это было большое производство. Членам императорской семьи презентовали и другие изделия Фаберже. Например, все знали, что Мария Федоровна была страстной любительницей фотографий, и дарили ей рамки для фото. Николай II много курил, так что лучшим подарком императору были портсигар или пепельница от Фаберже.
Наша курочка несется по-русски
Итак, все началось в 1885 году. Александр III решил подарить любимой жене необычный подарок – пасхальное яйцо. В родной семье императрицы хранилось французское пасхальное яйцо XVII века, сделанное из слоновой кости с желтком из желтой эмали, и в нем был сюрприз. Александр попросил ювелира сделать копию, но Фаберже пошел своим путем. Яйцо он создал из эмалированного золота, курочку-сюрприз – из сплава цветного золота (Фаберже делал великолепное цветное золото – от розового до зеленого).
В это яйцо, как и в каждое следующее, он положил небольшой брелок-сюрприз в форме маленького яйца. Первый брелок был из рубина, в дальнейшем они делались из разных драгоценных камней. Дело в том, что русские женщины на Пасху надевали пасхальное колье, состоявшее как раз из брелоков в виде яйца, а дарили им такие украшения с первых лет жизни их родные, друзья, и постепенно составлялось колье. Разумеется, не все брелоки были из драгоценных камней, такое могли себе позволить только богатые люди. Например, стоимость первого императорского яйца составила 4 тысячи рублей, а рубинового брелока – 2 тысячи.
Подарок произвел фурор. Мария Федоровна была потрясена и поражена. С тех пор фирма «Фаберже» делала пасхальные яйца для Марии Федоровны каждый год. После смерти императора яйца для матери и жены стал заказывать Николай II. Представляете, как непросто было Фаберже! Невестка и свекровь, мягко говоря, недолюбливали друг друга, и сделать для них яйца так, чтобы ни одна не позавидовала другой, – это была та еще задача. И Фаберже так справлялся с ней, что Мария Федоровна (она написала об этом своей сестре) сказала ему: «Вы гений, вы настоящий гений нашего времени!»
В 1902 году в Санкт-Петербурге прошла персональная выставка работ Фаберже, куда в качестве экспонатов предоставила свои вещи и семья Романовых. Эта выставка стала уникальным событием. Ведь в России того времени ювелиры считались не художниками, а ремесленниками, и персональные выставки им были не положены. А для него сделали исключение. Выставка была подробно описана, так что у нас имеется детальное описание множества работ Фаберже.
Повторюсь, сам Карл Густавович работу не выполнял, все яйца для императорской фамилии до 1902 года делал Михаил Перхин, мастер родом из крестьян. Но клеймил он их названием фирмы, разумеется.
На золотом паровозе до Тихого океана
За что мы ценим яйца Фаберже? Не только за удивительную красоту, невероятную внешнюю легкость при сложнейших техниках исполнения, но и за то, что в них, как в зеркале, отразилась история России. И вот одно из таких яиц, посвященное важному событию, привезли во Владивосток. Оно тесно связано с историей Приморского края.
В 1900 году, на сломе двух веков, Николай II традиционно заказал Фаберже два яйца: матери и жене. Для Марии Федоровны было сделано яйцо-петушок, который пел гимн новому веку. К слову, Романовы ждали наступления XX столетия и верили, что в новом веке семью ждет счастье и процветание, а все несчастья останутся в веке старом.
Для Александры Федоровны было изготовлено яйцо «Великий Сибирский путь», сюрпризом в котором был золотой заводной поезд. Он как бы въезжал в новый век. И как раз в 1900 году железная дорога, соединившая азиатскую и европейскую части России, была достроена, событие это сравнивали с открытием Суэцкого канала.
Центром яйца является карта России, на которой прочерчен Великий Сибирский путь с остановками: Чита, Иркутск, венчает все Владивосток, как конечная точка пути. А участки дороги, которые только планировалось построить (например КВЖД до Даляня-Дальнего), были нанесены пунктиром.
Само яйцо выполнено в новом русском стиле, увенчано изображением герба, а постаментом ему служат три шагающих грифона – это геральдические символы дома Романовых. Все изделие подчеркивало, что постройка железной дороги – дело не только государственное, но и лично семьи императора.
Потянув за орла, яйцо можно открыть и увидеть сюрприз – поезд из золота и платины. Он состоит из локомотива, вагонов первого и второго классов, вагона-церкви, освященной в честь святой Ольги. Окна поезда сделаны из горного хрусталя, на них можно прочесть с помощью лупы надписи: «купе для дам», «купе для курящих» и так далее. Даже количество мест в каждом вагоне указано – это точная копия настоящего поезда. У него рубиновый фонарь и бриллиантовые фары. Поворотом ключа весь состав приходил в движение и проезжал несколько метров. Сегодня тонкая механика уже не работает, мы пока не можем найти специалиста, который бы смог починить эту удивительную заводную начинку поезда.
Изумительно, что поезд весь на шарнирах, он складывается в небольшой кубик, который легко и плотно помещается в яйце. Оно принадлежит к пяти самым ценным из яиц Фаберже, тем, которые содержат заводные сюрпризы…
Кстати
Прости, матушка…
Делал Фаберже яйца и для Варвары Кельх, в девичестве Базановой, из династии иркутских золотопромышленников. Она вышла замуж за знатного, но небогатого дворянина Николая Кельха, который вскоре умер. Вдова поставила ему роскошнейшую часовню и вскоре вышла замуж за его младшего брата. У Варвары Кельх был один из богатейших домов Санкт-Петербурга. Для нее Фаберже сделал семь яиц! Интересно, что заказам Варвары Петровны он давал особый приоритет. Например, когда одновременно шла работа над ее заказом и заказом августейшей семьи, яйцо для Варвары Кельх делали точно в срок, а вот Марии Федоровне ювелир как-то написал: «Прости сердечно, матушка, глупый Фаберже не успевает послать заказ твой к Пасхе…»
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ