Дмитрий Киселев: «Мы самые азиатские белые на земле»
Ведущие медиаэксперты России и Азии выступили против европоцентризма, французского мыла и польского шампуня
Жители стран АТР узнают о событиях из России в отражении западных медиа. И, наоборот, россияне получают информацию из Азии на основе англоязычных источников.
Сегодня европейские и американские СМИ занимают доминирующее положение в области сбора мировой информации и, самое главное, ее интерпретации. Такая ситуация не устроила участников дискуссионной панели «Информационная картина в Азии на фоне политических и экономических перемен», проведенной в рамках Восточного экономического форума.
Америке виднее?
По мнению экспертов, одностороннее освещение глобальных событий ведущими западными СМИ за последние десятилетия создало искаженную картину мира, которая все больше противоречит реальным процессам в мировой политике и экономике.
– Реальность – это одно. А вот ее отражение в различных медиа – совсем иное, – отметил Федор Лукьянов, модератор сессии, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». – Понять, где реальность, а где интерпретация, становится все сложнее. Мы живем в глобальной информационной среде, но она глобальная только по форме. По содержанию же лидером в этой сфере являются англоязычные СМИ. Несмотря на разнообразные политические отношения, повестка, определяемая Западом, проникает к нам. И мы, сами того порой не замечая, существуем в ее рамках.
Это наиболее заметно на примере Азии, которая, несмотря на впечатляющую динамику экономического роста, в информационном плане все еще остается в тени Запада. К тому же у западных СМИ сохраняется монополия на интерпретацию происходящих в Азии событий и процессов.
Как отметил Шэнь Хайсюн, президент China Media Group, ключевая задача, которая стоит сегодня перед СМИ азиатских стран, объективно и полностью отражать важность и актуальность происходящих процессов в регионе, который имеет огромное значение в мировой повестке, и развивать глобальное экономическое, политическое и культурное сотрудничество.
По мнению эксперта, азиатским СМИ необходимо сильнее встраиваться в новый информационный формат.
– Благодаря Интернету появились СМИ нового типа, которые могут оперативно передавать материалы, – сообщил Шэнь Хайсюн. – Мы можем работать с помощью мобильного телефона независимо от места пребывания. Новые СМИ изменили способ нашей деятельности. Мы являемся свидетелями огромных позитивных перемен, которые происходят раз в сто лет.
Эксперт подчеркнул, что Китай издревле ценил мир и гармонию, уделяя внимание справедливости и взаимной выгоде.
– Азиатские страны неразрывно связаны друг с другом, что дает толчок более динамичному развитию региона, – отметил он. – Последние годы Азия превращается в локомотив глобального экономического роста. В этих переменах наши СМИ должны становиться мостом между цивилизациями, между моделями развития.
Шэнь Хайсюн подчеркнул, что в марте 2018 года в Китае произошла масштабная реформа в области СМИ. На основе центрального телевидения и радио Китая (CCTV) была образована медиакорпорация, которая интегрировала традиционные и современные СМИ.
– Нужно сделать так, чтобы голос азиатских СМИ как минимум соответствовал тому месту, которое имеет демографический и экономический потенциал Азии, – отметил эксперт. – Надо налаживать сотрудничество в этом направлении. Делать мир более диверсифицированным, справедливым. Вот пример. В гостинице, где мы живем, мыло очень грубое, очень плохое. Сделано оно во Франции. Я подумал вот о чем: как же так, от Франции до Владивостока огромное расстояние. Такое мыло – оно, наверное, в десять раз дороже, чем самое дорогое мыло, которое производится у нас в Китае. О чем говорит этот пример? О том, что даже во владивостокской гостинице можно найти пространство для сотрудничества.
Моральное превосходство – у Азии
Федор Лукьянов выразил мнение, что информационная монополия Запада является серьезным вызовом современным российским и азиатским СМИ.
– 20 лет назад мы с Дмитрием Киселевым делали программу «Окно в Европу», – вспомнил он. – Мы тогда думали, как объяснить российской аудитории, почему там такой высокий уровень жизни, почему там все прекрасно устроено. Прошло время. Что произошло, почему искренние стремления, которые у нас были, сменились на нечто противоположное?
– Мы прошли романтический период увлечения Европой и Евросоюзом, – считает Дмитрий Киселев, телеведущий, генеральный директор МИА «Россия сегодня». – И сама Европа этот период прошла. Сейчас уже в Евросоюзе романтики не осталось. Огромное количество проблем. Такое ощущение, что это вот-вот кончится и организация разрушится, как в свое время разрушился Советский Союз. Европа повторяет советские ошибки.
По мнению Дмитрия Киселева, все точки роста сегодня расположены в Азии. Более того, на стороне Азии есть моральное превосходство.
– В России есть тенденция – злокачественный европоцентризм, – отметил он. – Это проявляется во всем. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке мы живем в общежитиях кампуса. У нас в ванных комнатах действительно французское мыло и польский шампунь. Все это, конечно, парадоксально. Все участники панели помыты здесь французским мылом и не очень довольны его качеством. Даже здесь нас догоняет европоцентризм.
Дмитрий Киселев подчеркнул, что, несмотря на объявленный президентом России разворот на Восток, общество разворачивается недостаточно искренне.
– К сожалению, мылом наш европоцентризм не ограничивается, – сообщил он. – Я посмотрел ленту российских новостей. Нас почему-то очень волнуют результаты парламентских выборов в Швеции. Это активно обсуждается в Интернете. А с какой стати? Очень мало информации о Китае, Индии, вообще ничего о Малайзии и Индонезии, о Филиппинах вспоминаем по экзотическим поводам. Нам надо более активно сотрудничать с азиатскими странами. Начнем с себя, мы решили развивать работу «России сегодня» в направлении Востока более активно и акцентированно. И я считаю, что азиатов не должен смущать белый цвет кожи русского человека. Мы самые азиатские белые на земле. Если нас поскрести, получатся азиаты. У нас в России две религии из четырех традиционных (буддизм и ислам) – это азиатские религии. Что касается нашей светской этики, то она очень близка к конфуцианству. Так же уважаем старших, ищем гармонию и справедливость. Ресурс России, как друга и партнера в Азии, должен быть осознан нашими азиатскими партнерами. Нужно отложить калькуляторы в сторону и сотрудничать с Россией более щедро и широко. Мы не позволим доминировать западным интерпретациям. Мы сами себе все объясним.
Строить стены?
Как отметил Самир Саран – президент Observer Research Foundation (независимый аналитический центр, готовящий материалы для политиков и лиц, принимающих решение в правительстве Индии), Россию в Азии воспринимают через западные, американские СМИ.
– Средний индиец воспринимает Россию по американским лекалам, – отметил он. – Так же, как и средний россиянин воспринимает Индию по репортажам из западных СМИ. Но сейчас ситуация меняется благодаря соцсетям и мессенджерам (Facebook, Twitter, WhatsАpp). Они становятся важнее традиционных СМИ. У России и Индии хорошие отношения на политическом уровне. И российские СМИ пишут хорошо об Индии, и индийские – о России. Но люди сами докопаются до правды. Такой газеты, как «Правда», создать не получится. Люди узнают, что происходит на самом деле, через другие каналы. Поэтому надо больше использовать storytelling (нарратив, умение рассказать историю), визуальные составляющие. Надо пользоваться успехами западных СМИ, изучать и перенимать их опыт, но создавать собственный контент, собственный взгляд на прошлое, настоящее и будущее.
В свою очередь, Александр Малькевич, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, отметил, что мягкая сила (то есть продвижение положительного образа страны через соцсети) не сможет возыметь достаточного эффекта, пока рычаги управления самыми популярными мессенджерами и соцсетями находятся на Западе.
– Facebook, Yotube, Whatsapp и прочие медиаресурсы – это западные системы, и рубильник находится в руках по ту сторону океана, – считает он. – Никогда не будет такого, чтобы хороший ролик, рассказывающий что-то хорошее о России, получил огромное распространение. Мы сталкиваемся в ежедневном режиме с так называемой самоцензурой американских социальных сетей, когда удаляются даже стихи Бродского, если там, по мнению специальных алгоритмов, находятся не те слова. Удаляются пачками аккаунты.
По словам эксперта, необходимо объединить российские разработки в области медиа с опытом Китая в области регулирования Интернета (имеется в виду так называемый great chinese firewall – система китайской интернет-цензуры, блокирующая доступ на определенные сайты и сервисы, такие как Google, Yotube, WhatsАpp и т.д.).
– Ничего плохого в этом нет, – считает Александр Малькевич, – потому что, пока мы делаем вид, что мы такие либеральные и открытые и готовы позволять на нашем рынке «Фейсбуку» четыре года подряд не соблюдать нами же установленное законодательство, этим и пользуются. Мне кажется, в России назрела необходимость создания организации, которая бы занималась контролем за распространением запрещенного контента. И ставить вопросы о самоцензуре для российских социальных сетей.
– Все эти разговоры ни к чему не приведут, если вы не будете развивать свой рынок, – подчеркнул Самир Саран. – В Китае и Индии огромное население и огромные рынки. Индия может диктовать свои условия любой медиакомпании. Мы можем требовать, чтобы Facebook располагал свои серверы в Индии. За нами 1,3 миллиарда людей и огромная экономика. А в России объем рынка достаточно невесомый. У вас может быть самая сильная армия в мире, мощная политическая позиция, но с точки зрения бизнеса вы один из мелких игроков.
Переоценка «Фейсбуков»
Мнение индийского эксперта резко раскритиковал Дмитрий Киселев.
– Мы выигрываем в том, что диапазон свободы слова в России больше, чем в любой западной стране, – подчеркнул российский эксперт. – И Россия находится в информационном балансе. У нас можно спокойно сказать «я люблю Путина» или «я не люблю Путина», «я люблю геев» или «я не люблю геев». Но попробуйте на Западе произнести «я люблю Путина, но я не люблю геев». Человек будет уволен из газеты New York Times через 24 часа.
Также, по мнению Дмитрия Киселева, сегодня сильно переоценена роль социальных медиа.
– «Фейсбуки» переоценены, – сообщил он. – Как поговоришь с человеком, который не смотрит телевизор, так он ничего не знает. У него иллюзия, что он в социальных сетях что-то понимает. На самом деле там каждый в своей норке, каждый в своем информационном племени и считает, что он в курсе всего. Я бы не поддавался пораженческим настроениям, что журналистика умирает. Профессионально организованная редакция может предложить информацию высокой степени переработки, обзоры, аналитику, грамотные интерпретации.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ