«Сделано» на Дальнем Востоке

Наши ресурсы – нефть, газ, уголь и лес до сих пор остаются основной дальневосточной «продукцией», востребованной на рынках стран АТР

13 сент. 2018 Электронная версия газеты "Владивосток" №4396 (6101) от 13 сент. 2018
2.jpg

Практически все масштабные проекты, планируемые или реализуемые в ДФО в рамках режимов территорий опережающего развития (ТОР) или свободного порта Владивосток (СПВ), так или иначе связаны с добычей, транспортировкой и в некоторых случаях переработкой сырья. Таков один из выводов, прозвучавших на площадке Восточного экономического форума во Владивостоке под названием «Восток как центр экономического сотрудничества с АТР: диалог бизнеса и власти». 

Дискуссия была посвящена успехам льготных режимов, действующих на территории Дальнего Востока, и барьерам, которые мешают этим успехам разогнаться в полную силу. За презентабельным названием сессии скрывался разговор по большей части о том, как упростить и сделать более эффективной добычу и продажу полезных ископаемых Дальневосточного региона. 

Показателен в этом плане круг участников сессии. От бизнес-сообщества выступили представители группы компаний «ЕСН» (нефтяная промышленность и энергетика), АО «СУЭК» (угледобыча), ООО «Колмар Груп» (угледобыча), японской Sumitomo Corporation («дочки» компании занимаются лесопереработкой и импортом угля в Приморье и Хабаровском крае). 

Точка приложения инвестиций

В начале встречи общую картину того, как зарекомендовали себя режимы ТОР и СПВ на Дальнем Востоке, дал модератор сессии Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

– Резиденты ТОР и СПВ вложили в экономику Дальнего Востока порядка 260 миллиардов рублей, – рассказал он. – Создано много новых предприятий, более 14 тысяч рабочих мест. Вместе с тем стоит признать, что только 10 процентов от общего количества резидентов – это компании с иностранным участием капитала. Все остальные – отечественные.

По его словам, недостаточное присутствие иностранных инвесторов из АТР в России затрудняет и обратный процесс – выход российского бизнеса на рынки этих стран. И, безусловно, мешает интеграции регионов Тихоокеанской России в глобальные цепочки добавленной стоимости. 

Тем не менее на данный момент Дальний Восток стал лидером по росту иностранных инвестиций среди остальных федеральных округов. Как отметил Сергей Тырцев, первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока, в 2017 году индекс прироста иностранных инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке составил 17 процентов. В целом по России этот показатель был в районе четырех процентов. 

– В настоящий момент на территории региона реализуется более тысячи инвестпроектов, – сообщил Сергей Тырцев. – Более 70 процентов из них ориентированы на экспорт в страны АТР. Это Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома». Это проекты ГОКов компании «Колмар Груп». В будущем это метаноловый завод группы компаний «ЕСН». Также будут реализованы проекты ГХК компании «Сибур», находкинский завод минеральных удобрений, проект ВНХК компании «Роснефть». 

По словам представителя Минвостокразвития, на данный момент иностранные компании реализуют 73 инвестиционных проекта на Дальнем Востоке на сумму в 3,7 миллиарда долларов. 

Для подстегивания интереса у зарубежного капитала был актуализирован ряд преференций. Так, в прошлом году были продлены сроки применения пониженной ставки страховых взносов для инвесторов до 2025 года (вместо 30 процентов от зарплатного фонда резиденты ТОР и СПВ платят 7,6 процента). 

– В июле 2018 года принят закон о так называемой дедушкиной оговорке, – сообщил Сергей Тырцев. – То есть мы даем резидентам гарантии, что в течение 10 лет условия по предоставленным им льготам не изменятся.

Подготовлены и внесены поправки в закон о ТОРах касательно водных объектов: акватории также предложено считать территориями опережающего развития. 

– Для некоторых резидентов это становится принципиальным вопросом, – отметил представитель Минвостокразвития. – Например, для компании «НОВАТЭК» и ее проекта строительства терминала СПГ на Камчатке. 

Взгляд бизнеса

Григорий Березкин, председатель совета директоров группы компаний «ЕСН» (основные сферы деятельности компаний – нефтяная промышленность и электроэнергетика, медиа и венчурные инвестиции), рассказал о том, что АТР – один из самых быстрорастущих потребителей энергоресурсов на планете. По его словам, за два десятилетия доля АТР в мировом потреблении энергоресурсов увеличилась с 20 до 43 процентов. 

– Но что происходит с нашими энергоносителями, которые попадают в эти страны? Они там перерабатываются в готовые продукты, – посетовал он. – Мечта любого бизнеса – поставлять не сырье, а заниматься его переработкой. 

Григорий Березкин представил проект метанолового завода, возвести который планируется в Амурской области. Планируется, что газ будет поставляться в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири», который компания «Газпром» рассчитывает сдать к 2021 году.

– Метанол – это первичный продукт переработки газа, – сообщил Григорий Березкин. – С началом строительства «Силы Сибири» открылись определенные возможности для того, чтобы бизнес мог заниматься химической переработкой.

По мнению Григория Березкина, чтобы лучше продавать в азиатские страны энергоресурсы, необходимо более глубоко изучить историю, культуру и философию Азии.

– Мы абсолютно европейская страна, – считает он. – Со школьных времен прекрасно знаем и понимаем историю Европы, все войны, всех писателей и поэтов. Мы часть Старого Света. Но кто из нас хорошо понимает культуру стран АТР? Культуру Индии, Китая, Японии и т.д. Да, в России есть Институт стран Азии и Африки, соответствующий факультет в МГУ. Но это всегда сакральные знания, которыми владеет узкая каста. Так вот, для того, чтобы мы могли в бизнесе широко и глубоко проникать на восточные рынки, нам нужно понимать их ментальность, знать их культуру, их поэтов, философию. И это надо начинать делать со школьных лет. 

Хидеки Ямано, управляющий исполнительный директор Sumitomo Corporation, рассказал, что в дальневосточных «дочках» японской корпорации трудятся порядка трех тысяч человек. В рамках торговой деятельности японская компания импортирует якутский и сахалинский уголь, а экспортирует технологические системы для нефтегазовой промышленности. В частности, для проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». 

– Мы много лет покупаем российский уголь, – сообщил Хидеки Ямано. – Чтобы увеличить поставки, необходимо расширить транспортные возможности перевозки угля от мест добычи до портов. Необходимо улучшить инфраструктуру, чтобы расшить узкие места в цепочках поставок. 

Анна Цивилева, председатель совета директоров ООО «Колмар Груп» (развивает три проекта на Дальнем Востоке – два ГОКа в Якутии близ Нерюнгри и собственный порт в Хабаровском крае близ Ванино), также сообщила о необходимости развивать провозные мощности железной дороги.

– Железная дорога сейчас ограничивает нас в объемах и срывает поставки, – отметила она. – Мы теряем партнеров и возможность заключения длительных контрактов. 

Владимир Рашевский, генеральный директор АО «СУЭК» (инвестирует в проекты по добыче и переработке угля, развивает портовую перевалку сыпучих грузов), обратил внимание на общую ситуацию по нехватке жилья для работников будущих предприятий. По его мнению, для решения проблемы необходимо субсидировать ипотечные кредиты. 
Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр», подчеркнул, что необходимо навести порядок в экспорте леса-кругляка. И развивать на территории ДФО целлюлозную промышленность, что повысит добавленную стоимость в области деревопереработки.

Взгляд власти

Чиновники меж тем определились с главной задачей для себя, решение которой может, по их мнению, заметно увеличить интерес инвесторов к Тихоокеанской России.

– В первую очередь надо поменять термин «Дальний Восток», – считает Сергей Горьков, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. – Это сразу вызывает ощущение «очень далеко». Для нас он должен быть очень и очень близок. Если посмотреть на мировой грузооборот, то АТР занимает в нем 45 процентов. По прогнозу, через пять лет его доля будет больше 50 процентов. В этом смысле Дальний Восток должен стать для нас Ближним Востоком. В том смысле, что он близок для нас.

По словам представителя министерства, внутреннее потребление для Дальнего Востока, как региона, в котором проживают немногим более шести миллионов человек, не станет драйвером развития. 

– Реализовывать будущую продукцию мы будем на рынках АТР, – отметил Сергей Горьков. – Пока на эти рынки мы смотрим с позиции коммодитиз трейдинга (торговля ресурсами. – Прим.авт.). Мы продаем в основном только коммодитиз – 80 процентов. Нужно учиться находить другие ниши в этих странах.

Округ экспериментов

Михаил Орлов, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ (одна из крупнейших мировых аудиторских компаний), рассказал, что Дальний Восток может стать (а по сути, уже является) удобной площадкой для обкатывания тех или иных налоговых режимов.

– На Дальнем Востоке представлены все режимы, стимулирующие бизнес, – сообщил он. – Это и территории опережающего развития, и свободный порт Владивосток, и специальные административные режимы (речь идет о проекте офшорной зоны на острове Русском. – Прим. авт.), которые, наверное, скоро заработают, и даже налог на игорные заведения. Единственное, чего у вас нет, – курортного сбора. Но и это дело поправимое. Все эти режимы разные, но во многом похожи. Они по большей части дают преференции и упрощают администрирование. Этот округ можно было бы использовать как экспериментальную площадку, на которой можно было бы обкатывать налоговые режимы для России в целом. Ведь в чем основная проблема? Когда бизнес приходит к правительству с просьбой об очередной налоговой льготе, у правительства сразу возникает иллюзия, что будет злоупотребление. В итоге льгота вроде бы появляется, но только в отношении отраслей, определяемых правительством, в порядке, определяемом Минфином, по форме, определяемой ФНС, при условии, что инвестиции будут не меньше 10 миллиардов долларов. И потом все удивляются: ну надо же, никто не пришел. Наверное, льгота неэффективная, давайте ее отменим. 

Можем мы придумать альтернативу этому подходу? Можем. Давайте попробуем обкатывать налоговые инициативы, если мы боимся проводить эксперимент на всю Россию, хотя бы на Дальневосточном округе.

  

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ